Приложение к образовательной программе Ульяновой Л.В.
«Открой музыку в себе»
___________________________________________________________________ Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Юность»
План-конспект мастер-класса, проведённого для преподавателей ДМШ и ДШИ города и области в рамках семинара-практикума «Ступень мастерства», педагога дополнительного образования Ульяновой Людмилы Васильевны
( творческое объединение «Весёлые музыканты»)
Тема мастер-класса: «Образно-двигательный подход к звуковысотности»
(состоялся 18.12.2011г.)
Тамбов
2011
Тема: «Образно-двигательный подход к звуковысотности» Время и место проведения: областной семинар-практикум «Ступень мастерства», ДШИ №3 г.Тамбов, 18.12. 2011 г. Участники занятия: учащиеся объединения «Весёлые музыканты» Год обучения: второй Цель: - освоение различных способов освоения музыки детьми, подготовка ребёнка к активной музыкальной деятельности; - общая характеристика образно-двигательной музыкальной грамоты и особенностей её преподавания для младших школьников. Задачи: - создание игровой атмосферы, способствующей творческому развитию; - показ моделей, направленных на развитие у детей двигательных и импровизационных навыков; - демонстрация возможных вариантов соединения пения, движения и игры, направленных на развитие интонации, чувства ритма и вообще способности к импровизации; - игра с шумовыми инструментами как итоговый момент предыдущей цепочки игр. Материалы, оборудование, инструменты: магнитофон, фортепиано, инструменты орфовского оркестра (ксилофоны, металлофоны, флейты, шумовые инструменты), наглядные пособия. 1 раздел – ВСТУПЛЕНИЕ (5 мин.) Как начинать учить ребёнка музыке, чтобы не отбить естественную его тягу к этому виду искусства – этот вопрос не потерял своей актуальности и по сей день, несмотря на тома педагогической литературы, посвященной этой тематике.
С нашей точки зрения, один из наиболее действенных путей приобщения ребёнка к музыке предлагает педагогическая система Карла Орфа. Именно его концепция, в принципе не содержащая строгих методических рекомендаций, предлагает совершенно верный и эффективный путь развития детской музыкальности.
Опираясь на свой практический опыт, я могу сказать, что даже частичное использование принципов системы Карла Орфа делает обучение музыке чрезвычайно притягательным для детей.
Особенно хотелось бы подчеркнуть использование образно-двигательной музыкальной грамоты на начальном этапе обучения. В тот период, когда ребёнок ещё не знает нотной грамоты, очень важно оттолкнуться от образно-двигательных представлений. В этом и состоит важность и значимость донотного периода – это подготовка к освоению графической нотации. Путь к нотной грамоте видится от движения в пространстве к знаку, а не наоборот. Дети в начале протанцовывают, показывают, простукивают музыкальные фрагменты и от движения уже приходят к музыкальной грамоте, т.е. к знаку, а не наоборот. Знакомство с нотами происходит после того, как ребёнок научился играть по слуху, а также «с рук». Благодаря приобретённым слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к системе нотной записи, естественно, через звуки, а не наоборот – через систему знаков к музыке. Этот последний путь часто формирует у детей отвращение к музыке, «зажимает» двигательную систему ребёнка, часто «замораживает» его собственные музыкальные ощущения.
Поэтому образно-двигательную музыкальную грамоту я беру за основу своих занятий на начальном этапе. Хочу отметить, что наши уроки в данном направлении практически не проводятся за столами. Это уроки в постоянном движении и смене деятельности. Начало – это обычно ритмическая разминка со звуковыми жестами, упражнения на движения, связанные с освоением пространства, это могут быть ритмические игры. Далее идут интонационные упражнения, которые как бы «спрятаны» либо в «рисование голосом», какие-то звукоподражательные игры, либо в «пропевание» песни движением. Следующий этап – это когда пропетая, протанцованная и показанная песня проигрывается на инструменте. Следующий заключительный этап – исполнение в оркестре. В конечном же этапе может возникнуть так называемая итоговая форма – когда суммируются и пение, и танец, и оркестровое звучание. 2 раздел - Основной (30 мин.) Показ главных этапов музыкального занятия.
Разминка со звучащими жестами. Звучащие жесты как основа метро-ритмического воспитания. Метро-ритмическое чувство формируется через движение, через мышечное ощущение. Кроме того, звуковые жесты – это еще и средство гармонизации и тонизации организма, своего рода легкий ритмический массаж, дающий то тонизирующий, а в иных случаях и успокаивающий эффект.
Задачи: - раскрепощение детей, создание приятной атмосферы;
- развитие фантазии и воображения;
- развитие навыков двигательной импровизации;
- установление контактов между детьми и воспитание терпимости друг к другу;
- развитие чувства ритма.
Показ одного из вариантов ритмической разминки.
Речевое музицирование – вторая важнейшая ступень элементарного музицирования.Речевая поддержка ритма – есть методический прием, который помогает усвоить ритм. При разучивании ритма не только речь, но и движение выполняет обучающую и поддерживающую функцию. При этом обязательно должно быть телесное ощущение ритма. Речевое музицирование как начало работы над звуковысотностью.
Показ нескольких моделей речевого музицирования: «Прыг-скок», «Таря-Маря». Задачи:
- развитие чувства ритма;
- развитие чувства внутреннего слышания и ощущения ритма;
- формирование способности слышать многослойную фактуру;
- нахождение своих индивитуальных способов передачи разных образов.
3. Интонационное музицирование: от звукоподражания к сольным эпизодам.
Рисование звуками, образно-двигательная музыкальная грамота.
Показ моделей образно-двигательной музыкальной грамоты («Сорока», «У кота - воркота»). Задачи:
- развитие способности к чистому интонированию;
- формирование умения управлять своим голосом;
- ощущение направления движения мелодической линии как этап к муз.грамоте.
Заключительная форма: особенности включения шумовых инструментов в музыкальную деятельность, этапы этого процесса.
Показ работы на примере исполнения детской песни «Божья коровка». Задачи:
- знакомство с шумовыми муз. инструментами;
- развитие способности вести свою партию;
- ощущение конца и начала музыки, ощущение начала вступления;
- формирование способности слушать другие партии;
- развитие способности чувствовать пульсацию музыки.
3 раздел - Заключение, выводы. (5 мин.) Обсуждение ( 5 мин.) |