Скачать 208.88 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» Методические рекомендации по разработке и оформлению плана-конспекта занятия учебного занятия в помощь педагогам дополнительного образования Норильск, 2010 г. Какой педагог не хочет, чтобы у него каждое занятие было содержательным и интересным? Конечно, каждый педагог должен стремиться к этому. Занятие как самостоятельное и ответственное дело требует от педагога развитого творческого педагогического мышления, владения педагогическим мастерством. Следует отметить, что какого – то стандарта содержания средств обучения педагога, которые он имеет при подготовке к занятиям, быть не может. Их своеобразие определяется, прежде всего, специальностью педагога, его познавательными интересами, потребностями, интеллектуальной активностью, чувством нового, готовностью к педагогическому образованию и др. В данном методическом выпуске предлагаются методические рекомендации педагогу дополнительного образования по составлению плана- конспекта занятия. методические рекомендации подготовлены Митленко Ю.В. План-конспект – развернутое изложение или подробное описание хода и содержания занятия творческого объединения. Требования к оформлению плана-конспекта.
Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. (Словарь русского языка СИ.Ожегов, М., 1991г.) Цель каждого занятия включает в себя реализацию образовательных, развивающих и воспитательных задач. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от содержания изучаемого материала, уровня подготовки и развития учащихся, места занятия в учебном процессе, реальных возможностей педагога и применяемых средств и методов обучения. Цель каждого занятия включает в себя реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач. Задача – это то, что требует исполнения, разрешения. Образовательные задачи включают вооружение учащихся знаниями и навыками в соответствии с образовательной программой. Например: АВИА – ознакомить учащихся с принципом работы авиамодельных двигателей, формировать навыки грамотной их эксплуатации. ВЯЗАНИЕ – ознакомить с системой обозначения петель, принципом построения схем. КМО – научить моделированию юбок с драпировкой;
ХОРЕОГРАФИЯ - ознакомить учащихся с элементами классического экзерсиса у станка. Развивающие задачи – предполагают развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом, самостоятельности в мышлении и учебной деятельности. Например: АВИА – поддерживать активный интерес к технике, рационализации и изобретательству. ВЯЗАНИЕ – развитие самостоятельного мышления творческой инициативы, воображения. КМО – развивать понимание влияния драпировок на внешний вид изделия и человека. ХОРОЕГРАФИЯ – развитие навыков координации, темпа и ритма движений. Воспитательные задачи – характеризуются формированием у учащихся основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, движение, познаваемость мира), содействием воспитания гуманности, другим нравственных качеств человека и ценностных отношений. Например: АВИА – развитие творческого потенциала личности, ранней профориентации в системе трудовой подготовки учащихся. ХОРЕОГРАФИЯ – воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, выдержки, внимания; формирования навыков коллективного творчества при выполнении заданий. КМО – формирование эстетического вкуса, приобщение учащихся к искусству создания одежды. Ориентировочный перечень глаголов для определения цели и задач: анализировать, вычислять, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, оценивать, преобразовывать, применять, создавать, приобщать, направлять, варьировать, видоизменять, перестроить, синтезировать, выделить, записать, обозначить, подчеркнуть, прочитать, рассказать, информировать, развивать, формировать, ознакомить, научить.
В плане-конспекте необходимо раскрыть содержание занятия по конкретной структуре и подробно описать каждый ее этап. I этап. Организация начала занятия. Данный этап предусматривает:
II этап. Проверка домашнего задания.
III этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности. Указать методы и формы, направленные на активизацию учащихся к учебно-практической деятельности (распевка, разминка, инструктаж, игровые методы). IV этап. Объяснение нового материала.
Словесные методы: рассказ, лекция, беседа, чтение вслух, декларация, инструктаж, чтение учебной и справочной литературы. Наглядные методы: демонстрация, наблюдение, метод личного примера, иллюстративный метод. Иллюстративное объяснение. В идеальном варианте каждая фраза, произносимая педагогом должна сопровождаться:
Педагог должен описать содержание нового материала и то, как при помощи этого материала он побуждает, направляет, развивает мышление учащихся, мобилизирует их на самостоятельный поиск решение задачи или проблемы. V этап. Усвоение новых знаний и умений. Описать, как определяется уровень усвоения новых знаний и умений учащихся? (пересказ изложенного, ответы на поставленные вопросы, практические упражнения и т.д.). Например: Программированные вопросы. К каждому вопросу по пройденной теме написать несколько вариантов ответов (возможно в рисунках), среди которых имеется правильный ответ. Надо сформулировать так, чтобы вопрос не выдавал правильного ответа. На листке учащиеся отмечают принятым символом (+, - , 0) правильный ответ на каждый вопрос. Подводятся итоги усвоения новой темы. VI этап. Закрепление знаний Подробное изложение того, как организована работа по закреплению пройденного материала; какое содержание и характер заданий. Например: Практические методы обучения. Практическая работа содействует конкретизации и закреплению знаний, развивает умения наблюдать и объяснять изучаемые явления, формирует практические навыки. Педагогические приемы практической работы: упражнения, письменные, комментированные работы, составление схем, эскизов, графиков чертежей, составление планов, изготовление деталей изделия, конструирование моделей, тренаж. Инструктаж – проводится педагогом или подготовленным учащимся. При инструктаже используются: объяснение, беседа, показ приемов, демонстрация предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, сырья), лучших образцов продуктов труда (готовых изделий, деталей, картин и т.д.), наглядных пособий (плакатов, макетов, моделей) и т.д.Инструктаж бывает вводный, текущий и заключительный. Конструирование – процесс создания модели с выполнением их проектов и расчетов (кукольный дом, картонная машина, фигурки, игрушки, разработка модели одежды). Игра – это единственная, центральная деятельность ребенка, имеющая место на всех этапах занятия (кроссворды, ребусы, занимательные тесты, викторины). При практической работе применяются инструкционные (технологические) карты, карточки-задания, которые содержат текст и порядок выполнения работ; схемы, чертежи, фото, рисунки. VII этап. Контроль и самоконтроль. В плане-конспекте необходимо отразить, какие методы контроля и самоконтроля будут использованы на занятии.
Индивидуальный опрос – педагог ставит перед учащимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. Фронтальный опрос – педагог подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед коллективом учащихся, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.
Письменные работы могут проводиться в виде графических работ, чертежей.
А также может использоваться метод игры, деловые, сюжетно-ролевые игры. VIII этап. Подведение итогов занятия. Данный этап предусматривает обобщение и систематизацию знаний, выводы, оценка результатов работы и достижений каждого учащегося на занятии. (Метод анализа, методы поощрения, похвала, одобрение, положительная оценка сверстников, символические медали, жетоны, методы осуждения и нарицания). IX этап. Информация о домашнем задании. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на занятиях, отличается большей самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства педагога. В плане-конспекте отражается характер, вид домашнего задания и форма инструктажа. Примечание. При составлении плана-конспекта нужно учитывать, что:
Приложение №1. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого занятия вокального ансамбля «ФОРТУНА» ЗАНЯТИЕ № 5ТЕМА: Пластический тренаж. Импровизационные этюды и упражнения. раздел программы: «Сценическое движение» ГРУППА: 1-го года обучения УРОВЕНЬ: начальный ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированный Педагог дополнительного образования Зареченская В.С.НОРИЛЬСК 2010 г. ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ:
ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯI ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ
II ЭТАП: ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III ЭТАП: ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
IV ЭТАП: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
V ЭТАП: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
VI ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» - М., «Просвещение», 1989г. Ред. Кох И.Э. «Основы сценического движения» - М., «Просвещение», 1976г. ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
Приложение №2 План-конспект занятия «Рукотворная сказка» педагога дополнительного образования Заворотней Валерии Марксовны 1.1. Оборудование и оснащение Материалы: - Соленое заварное тесто. - Инструменты (стеки, ножницы, трубочки, скалки.). - Картон. - Стаканчики для воды. - Подставки для готовых игрушек. - Магнитофон Наглядные пособия:Технологические карты с описанием видов, техники и способов изготовления оформления лепных игрушек. Литература с иллюстрациями игрушек различных народных промыслов. Образцы лепных игрушек. 1.2.Цели и задачи. Цель: освоение технологических приемов и оформления игрушек из соленого теста. Задачи: 1) Наработать технологические навыки и приемы в изготовлении лепных игрушек. 2) Развить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству, через знакомство с народными промыслами, желание фантазировать, творить самостоятельно. 3) Воспитать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в процессе изготовления лепных игрушек. 1.3.Описание хода занятия 1 этап: Организация начала занятия Педагог приветствует детей, гостей. Представляет гостей детям. Делается перекличка, определяются отсутствующие на занятии (если таковые имеются, по какой причине). Далее педагог обращает внимание детей на оборудование и материалы, находящиеся на столах, стендах, необходимые для проведения данного занятия. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Сказку лепим сами, своими руками». Этой темой мы продолжаем изучение одного из разделов нашей программы «Игрушки из соленого теста». Сюда входит знакомство с народными промыслами, овладение техникой лепки и оформление лепных игрушек. Цель нашего занятия — научиться технологическим приемам лепки игрушек из соленого теста. Сейчас я хочу рассказать, когда, как и почему люди начали лепить. А начну я с древней народной притчи. Когда сотворил Бог землю и человека, осталось у него немного глины. Бог спросил человека: «Что тебе надо?» Подумал человек и ответил: «Дай мне счастья». Тогда отдал Бог глину человеку и сказал: «Лепи свое счастье сам». Очень давно, две тысячи лет назад, жил в пещере первобытный человек. Не было у него ни оружия, ни одежды, ни посуды, ни жилья. Трудно жилось нашему предку, а выручила его глина. А как же глина помогла человеку, да очень просто. Из глины слепил человек посуду, чашки, миски, горшки. Из глины сделал себе жилище и из пещеры перебрался в теплый, уютный дом. Однако, очень слаб и суеверен был человек, всего боялся, дождя, молний, грома, ветра, солнца, снега, ему казалось, что вокруг него очень много злых сил. Из глины, которая была всегда под рукой, человек стал лепить трещотки и свистульки. Шумел, трещал, свистел, отгонял злые силы, а затем бросал в огонь, надеясь, что в огне с игрушками сгорит зло. Однако, глиняные поделки не сгорели, а стали еще крепче, тогда их отдали детям для игры. Так появились первые игрушки, а называться эти промыслы стали по названию деревень, где они возникли. Иллюстративный метод. Деревня Филимоново дала название филимоновским игрушкам. Деревня Дымково – дымковские игрушки. Деревня Каргополь дала название каргопольской игрушке и т.д. (Педагог демонстрирует детям альбомы с иллюстрациями игрушек, перечисленных выше народных промыслов). И сколько веков прошло, а до сих пор живы народные промыслы и до сих пор лепят там игрушки, они радуют глаз и сохраняют вековые народные традиции. По-другому и быт не может, ведь для лепки используют природный материал, и каждое изделие хранит тепло рук мастера, создающего красоту. Но мы с вами говорим о лепке из глины, а мы работаем с тестом. А когда и где люди стали лепить из теста? Да как только научились из пшеницы делать муку и стали печь хлебные лепешки, обжигая их на огне. Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных, а затем приносили их в жертву Богам. В Китае, начиная с XVII века, делали игрушки – марионетки из теста. Один из народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста. Так что поделки из теста очень древняя традиция. На предыдущих занятиях, мы освоили с вами первые ступеньки в лепке из нового, для вас материала – соленого теста. Экспериментировали, фантазировали, пытались с помощью ассоциаций понять, что у нас получилось и на что это похоже. 2 этап: Подготовка к активной учебно-практической деятельности. (фронтальный опрос). Педагог: Ребята, мы с вами лепим из соленого заварного теста, а как вы думаете это традиционный материал для лепки? Ответ: Нет. Вопрос: А какой материал является традиционным для лепки? Ответ: Глина. Вопрос: Кто знает, из какого материала еще можно лепить? Ответ: Тесто, снег, пластилин, бумажное тесто. Иллюстрированный метод. Педагог: Ребята – посмотрите на эти иллюстрации, здесь показаны поделки, вылепленные из различных материалов. В наших условиях, тесто самый удобный материал, он не требует печи для обжига, как глина, клея и воды, как при лепке из бумажного теста, и не пачкает руки и одежду, как пластилин. А игрушки из теста получаются яркими, красивыми, разнообразными. Вот какой это удивительный материал, который мы еще не до конца оценили его и поняли его возможности. 3 этап: Объяснение нового материала. В процессе объяснения нового материала используются следующие методы: Словесный: Лекция с элементами беседы, исторические сведения, инструктаж, опрос. Наглядный: Демонстрация схем изготовления игрушек, образцов различных игрушек, выполненных в стиле народных промыслов. Иллюстративный: Демонстрация литературы с иллюстрациями игрушек, различных народных промыслов. Игровой: Конкурс на изготовление самой фантастической игрушки. Конкурс пантомимы. С помощью пантомимы и мимики дети показывают игрушку, которую лепят. Соленое тесто, и поделки из него в последнее время стали очень популярны. Оно очень пластично, легко обрабатывается, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.Если вы постараетесь, то и ваши изделия, сделанные с любовью и желанием, будут приносит вам и вашим близким радость и дарить им любовь и тепло. Наглядный метод. Вот мы совершили с вами путешествие в историю возникновения игрушки. А сейчас вернемся к нашему занятию. Вы узнаете, какие бывают виды лепки и способы соединения деталей. Какие основные формы используются при лепке, как украшается лепное изделие, как лепить животных и человека. (Педагог предлагает вниманию детей схемы, на основе которых подробно объясняет основные правила, а также последовательность выполнения игрушек). Последовательно оговаривается каждый этап изготовления игрушки. Особое внимание уделяется аккуратности изготовления игрушки. 4 этап: Усвоение новых знаний. Фронтальный опрос. Детям задаются вопросы на тему видов, техники и способов лепки различных игрушек, а также их художественного оформления. Ответы детей демонстрируют полноту усвоения данного материала. Вопросы: - Из каких основных форм создаются лепные изделия? (Шарик, лепешка, капелька, колбаска). - Какие бывают виды лепки? (С натуры и по представлению). - Какие существуют способы лепки? (Пластический, конструктивный, комбинированный). - Как можно соединять детали? (Прижать, примазать, посадить на каркас). - Какие инструменты и дополнительные приспособления, используются при лепке? (Стеки, формочки, ножницы, скалки, трубочки, и т.д.) - Какой самый главный инструмент используется при лепке? (Руки). - Как можно украсить изделие? (С помощью налепа или продавливания). Прежде чем приступить к практической работе – объявляю конкурс на самую фантастическую игрушку. Игровой метод. Будем считать, что сидящие за одним столом – это команда. Ваша задача – слепит фантастическую игрушку. Вам предлагаются названия этих игрушек, а вы должны придумать, как они будут выглядеть.
Побеждает та команда, у которой игрушка получится наиболее интересной. Конкурс оценивают гости, присутствующие на занятии или сами ребята. 5 этап: Закрепление знаний. Практические методы обучения. Правила техники безопасности. Инструктаж с демонстрацией. Повторение правил Т.Б. происходит в игровой форме. Педагог, провоцируя детей, пытается передать им ножницы и стеки острыми концами. Реагируя на неправильное поведение педагога, делая ему замечание, дети тем самым повторяют правила Т.Б. Итак, наша сказочная страна называется «Лепилка», а мы ее жители. И лепить, как вы уже поняли, мы будем сказку. Педагог предлагает детям название сказок:
Игровой метод. Учащиеся уже придумали, что будут лепить, и как будут выглядеть герои ваших сказок. А теперь необходимо показать игрушку, которую вы хотите слепить первой в своей сказке с помощью пантомимы и мимики. И посмотрим, узнают ли присутствующие здесь гости, что это за игрушка. 6 этап: Подведение итогов занятия Педагог обобщает, делает выводы, оценивает результаты работы каждого ребенка. 7 этап: Домашнее задание. Домашнее задание будет творческого характера. Необходимо придумать сказочного героя или игрушку, которую вам бы хотелось выполнить из соленого теста. Попробуйте создать эскиз будущего «героя». |