УТВЕРЖДАЮ
Директор КГУ «Средняя школа №8
города Зыряновска»
__________________ Е.А. Малахова
«____» __________________ 2012 год
План-конспект
для проведения занятия с учащимися 10 класса
по огневой подготовке Тема №3. «Автомат и пулемет Калашникова». Цель:
1. Ознакомить учащихся с материальной частью автомата и пулемета Калашникова и его боевыми свойствами.
2. Воспитывать высокое чувство патриотизма и уверенность в своих силах, а также стремление в овладении знаниями. Учебные вопросы:
1. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
2. Меры безопасности при обращении с оружием. Время: 1 час. Место: класс начальной военной подготовки. Метод: лекция, беседа. Литература:
Учебник «Начальная военная подготовка».
Учебник «Тактика».
Ход занятия
Учебные вопросы
| Время (мин)
| Действия руководителя
| Вводная часть
| 3
| Проверяю готовность к занятию.
Объявляю тему, учебные цели, учебные вопросы.
Провожу краткий опрос по пройденному материалу.
| Основная часть
| 40
| Стрелковое оружие — это ствольное оружие для стрельбы пулями или другими поражающими элементами. В настоящее время сложилась следующая классификация:
по калибру — малого (6,5 мм), нормального (6,5-9,0 мм) и крупного (9,0-14,5 мм);
по назначению — боевое, учебное, спортивное и охотничье;
по способу управления и удержания (или по боевым возможностям) — револьверы, пистолеты, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки, карабины, пулеметы и гранатометы;
по источнику поражающего элемента — огнестрельное, пневматическое;
по способу использования — ручное, удерживаемое при стрельбе непосредственно стрелком, и станковое, применяемое со специального станка или установки;
по способу обслуживания в бою — индивидуальное и групповое;
по степени автоматизации — неавтоматическое, самозарядное и автоматическое;
по количеству стволов — одно-, двух- и многоствольное;
по конструкции ствола — нарезное и гладкоствольное.
Наибольший интерес представляет классификация по способу управления и удержания, (или классификация по боевым возможностям) так как она определяет собственно виды огнестрельного оружия.
Автомат Калашникова, история создания.
Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края, в многодетной крестьянской семье.
В 1930 году семья была раскулачена и сослана в Томскую область, поселок Нижняя Моховая.
До 1936 года Михаил Калашников учился в школе. По окончании 7-го класса он поступил на работу техническим секретарем политотдела 3-го отделения Туркестано-Сибирской железной дороги.
В 1938 г. Михаила призвали в армию. Служил он в Киевском Особом военном округе, в танковом полку, где прошел курс механика-водителя танка. Полк дислоцировался в городе Старый.
В период службы в армии М. Т. Калашников разработал регистратор количества выстрелов из танковой пушки и счетчик моторесурса танкового двигателя, работа над которым заняла несколько месяцев. Во время проверки прибор уверенно действовал и точно фиксировал работу двигателя под нагрузкой и на холостом ходу. В резльтате, командированием было принято решение об организации его серийного производства. К началу Великой Отечественной войны Михаил Тимофеевич находился в Ленинграде, на заводе № 174 им. К.Е. Ворошилова, где проводились испытания прибора.
С сентября 1941 г. Калашников принимает участие в боевых действиях в качестве командира танка Т-34. В октябре 1941 г. в боях под Брянском он получил тяжелое ранение и серьезную контузию. Две недели с боевыми товарищами выходил из окружения, после чего был отправлен в прифронтовой лазарет в Трубчевске, близ Брянска, а позже — эвакуирован в госпиталь города Елецка.
В больничной палате М. Т. Калашникова неотступно преследовала идея разработки нового пистолета-пулемета, о необходимости которого только и говорили солдаты в госпитале. Восстановительный отпуск, предоставленный для долечивания, он использовал для реализации этого замысла в железнодорожных мастерских станции Матай (Казахстан), где он некоторое время работал до войны. В течении 3-х месяцев Калашникову удалось изготовить первый образец пистолета-пулемета, который дорабатывался совместными усилиями — изобретателя и преподавателей, мастеров в учебно-производственных мастерских Московского авиационного института, эвакуированного в Алма-Ату.
Первым из оружейных специалистов оценил опытный образец начальник Артиллерийской академии им. Дзержинского, профессор, генерал-майор А. А. Благонравов. Анатолий Аркадьевич выявил недоработки конструкции, но отметил и талантливость начинающего разработчика. Он рекомендовал направить М. Т. Калашникова на техническую учебу (было это в июле 1942 года). Так Михаил Тимофеевич оказался на научно-испытательном полигоне стрелкового и минометного вооружения (НИПСМВО) Московского военного округа. Там пистолет-пулемет прошел полномасштабные испытания, но, вследствие дороговизны производства и отдельных недостатков, на вооружение не поступил.
До 1944 г. М.Т.Калашников, помимо пистолета-пулемета, разработал ручной пулемет и самозарядный карабин. На вооружение эти образцы также не поступили, но работа над ними обогатила конструктора немалым опытом, вселившем уверенность в успехе.
В 1945 г. М.Т Калашников принял участие в конкурсе на разработку автомата под патрон образца 1943 года. По результатам конкурсных испытаний в 1947 г. автомат АК-47 был рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии.
В 1948 г. молодой конструктор был командирован на Ижевский мотозавод, где изготовлялась опытная партия автомата для войсковых испытаний. Тогда Калашников и не думал, что «осядет» в этом, пока мало известном ему городе, ставшем впоследствии родным.
В сентябре 1949 г. Михаил Тимофеевич Калашников командирован на Ижевский машиностроительный завод для серийного выпуска автомата АК-47, зачислен в штат отдела главного конструктора.
Впоследствии к АК-47 добавились : модернизированный автомат АКМ калибра 7,62 мм. и модернизированный автомат со складывающимся прикладом — АКМС. После перехода на калибр 5,45 мм. появилось большое семейство автоматов Калашникова: АК-74, АКС-74У, АК-74М.
Михаил Тимофеевич известен и как конструктор пулеметов. Среди его разработок: 2. Назначение и боевые свойства 5.45 АК-74 и РПК-74.
5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием, а 5,45-мм ручной пулемет Калашникова (рис. 2) является оружием стрелкового отделения. Они предназначены для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК74Н, АКС74Н и пулеметам РПК74Н, РПКС74Н* присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ).
Для стрельбы из автомата (пулемета) применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями.
Из автомата (пулемета) ведется автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь является основным видом огня: он ведется короткими (до 5 выстрелов) и длинными (из автомата—до 10 выстрелов, из пулемета—до 15 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью: у автомата—на 30 патронов, у пулемета — на 45 патронов. Магазины автомата и пулемета взаимозаменяемы.
Прицельная дальность стрельбы у автомата (пулемета) 1000 м. Наиболее действительный огонь по наземным целям: у автомата - на дальности до 500м, у пулемета - на дальности до 600, а по самолетам, вертолетам и парашютистам у автомата и пулемета - на дальности до 500м. Сосредоточенный огонь из автоматов и пулеметов по наземным групповым целям ведется на дальность до 1000 м. г Дальность прямого выстрела: у автомата по грудной фигуре - 440м, по бегущей фигуре - 625м; у пулемета по грудной фигуре - 460м, по бегущей фигуре - 640м.
Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.
Боевая скорострельность: при стрельбе очередями из автомата - до 100, из пулемета - до 150 выстрелов в минуту; при стрельбе, одиночными выстрелами из автомата - до 40, из пулемета - до 50 выстрелов в минуту.
Вес автомата без штыка-ножа со снаряженным патронами пластмассовым магазином:
АК74—3,6 кг; АК74Н—5,9 кг; АКС74—3,5кг;
АКС74Н — 5,8 кг. Вес штыка-ножа с ножнами 490г.
Вес пулемета со снаряженным патронами пластмассовым магазином: РПК74—5,46 кг;
РПК74Н—7,76 кг; РПКС74—5,61 кг; РПКС74Н—7,91 кг.
Устройство АК и РПК
Автомат (пулемет) состоит из следующих основных частей и механизмов:
— ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;
— крышки ствольной коробки;
— затворной рамы с газовым поршнем;
— затвора;
— возвратного механизма;
— газовой трубки со ствольной накладкой;
— ударно-спускового механизма;
— цевья;
— магазина.
Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож, а у пулемета — пламегаситель и сошка.
В комплект автомата (пулемета) входят: принадлежность, ремень и сумка (у пулемета две сумки) для магазинов; .в комплект автомата (пулемета) со складывающимся прикладом, кроме того, входит чехол для автомата (пулемета) с карманом для магазина, а в комплект автомата (пулемета) с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальными
Автоматическое действие автомата (пулемета) основано на использовании энергий пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру.
При выстреле часть пороховых газов, следующих за пулей, устремляется через отверстие в стенке ствола в газовую камеру, давит на переднюю стенку газового поршня и отбрасывает поршень и затворную раму с затвором в заднее положение. При отходе затворной рамы назад происходит отпирание затвора, затвор извлекает из патронника гильзу и выбрасывает ее наружу, затворная рама сжимает возвратную пружину и взводит курок (ставит его на взвод автоспуска).
Требования безопасности при обращении с оружием
Стрелковое оружие. Источниками или носителями опасности являются:
летящая пуля;
струя раскаленных газов, вылетающая при выстреле из дульной части канала ствола и дульного тормоза,
отраженная гильза, вылетающая из автомата, и движущаяся рукоятка затворной рамы;
продукты сгорания порохового заряда, накапливающиеся при длительной стрельбе в закрытых помещениях;
ствол, колодка мушки, дульный тормоз, нагревающийся при интенсивной стрельбе.
Оcновные требования и необходимые меры для обеспечения безопасности
Отведение затворной рамы за рукоятку и отпускание ее при заряжании, а также нажатие на спусковой крючок производится только одной рукой. При получении осечки при стрельбе открывание канала ствола и экстракцию патрона следует производить не ранее чем через 30 сек.
Взяв автомат необходимо убедиться в отсутствии патрона в патроннике и посторонних предметов в канале ствола.
При всех действиях с автоматом не следует направлять его на людей или в сторону, где могут находиться люди.
Во избежание ожога от тепла, выделяемого стволом при длительной стрельбе, автомат необходимо удерживать за рукоятку, цевье или присоединенный магазин.
Обучение разборки и сборке автомата должно производиться только на учебных автоматах,
По окончании сборки или стрельбы необходимо разрядить автомат, проверить отсутствие патрона в патроннике, сделать контрольный спуск и поставить автомат на предохранитель.
Меры безопасности при проведении стрельб В целях недопущения несчастных случаев и обеспечения безопасности как стреляющих, так и посторонних на стрельбах запрещается:
Производить стрельбу из неисправного оружия и при поднятом белом флаге;
Брать и заряжать оружие без команды (разрешения) руководителя стрельбы;
Прицеливаться и направлять даже незаряженное оружие в стороны и в тыл, в мишени, если в направлении их находятся люди или животные, а также в людей или животных;
Выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать
другим лицам без команды руководителя стрельб;
Находится на огневом рубеже посторонним от команды (сигнала) «Огонь» до команды (сигнала) «Отбой».
Стрелок обязан:
- держать оружие на линии огня дульной частью ствола под углом не более 60 градусов независимо от того, заряжено оно или нет;
- оставлять оружие или передавать другому лицу только по команде руководителя стрельб, при этом предварительно разрядить оружие и убедиться в том, что в нем не осталось патронов;
- прекратить стрельбу при появлении в огневой зоне человека или животного.
| Заключи тельная часть
| 2
| Провожу разбор занятия.
Напоминаю тему, цель, учебные вопросы.
Провожу краткий опрос.
|
Преподаватель-организатор НВП А. Коновалов |