Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе учебной программы авторов Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках», в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений, Программы развития МАОУ «Гимназия №1» (2010-2013г.), Образовательной программы МАОУ «Гимназия №1», стандартов начального общего образования по риторике.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цели обучения риторике:
- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
- формирование понятийных и инструментальных знаний.
Рабочая программа построена на основе компетентностного, лично-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения:
обучение умелой, искусной, эффективной речи;
овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компнтенций и компетенции личностного саморазвития.
Содержание программы представлено в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование компетений.
В первом блоке «Общение» дается представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи; речевой ситуации, её компонентах.
Во втором блоке «Речевые жанры» дается представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Таким образом, содержание программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Преобладающей формой текущего контроля выступает работа с текстом.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебную тетрадь (Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках.Учебная тетрадь для 3 кл. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента»; 2010.) и методическое пособие для учителя.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Результаты обучения
|
1. Общие учебныеумения
|
1.1.Умения, связанные с познавательной деятельностью:
- анализировать и оценивать общение - корректность речевого поведения в ситуациях;
- давать определения;
-создавать речевые жанры и тексты;
-соблюдать орфографические, произносмительны, лексические нормы для эффективного общения
|
1.2.Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:
-создавать устные и письменные высказывания;
-составлять конспект;
- участвовать в диалоге;
- осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы;
- работать со словарями;
- уместно использовать словесные и несловесные средства общения;
|
2.Предметно - ориентированныеумения
|
2.1. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Общение»:
- анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче;
- оценивать свое речевое поведение;
- анлизировать и оценивать свою общительность;
- продумыать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;
- подчинять свое высказывание речевой задаче(в пределах жанров)
2.2. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Речевая деятельность»:
- анализировать живую устную речь, определять ее особенности;
- выступать с устными высказываниями;
- составлять план услышанного и воспроизводить его;
- анализировать роль различных выделений в учебных текстах;
- ставит вопросы к выделенным в тексте словам;
- составлять «план» прочитанного текста (для себя) и воспроизводить его;
- определять нужный способ правки текста(из известных);
- вносить правку в текст по замечаниям редактора
2.3. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Речевой этикет»:
- оценить свою вежливость;
- определять степень вежливости;
- критически оценивать соответствиевежливых слов добрым делам
2.4. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Правильная речь»:
- определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), когда нарушения норм затрудняют общение;
- пользоваться толковым, орфоэпическим и др. словарями
2.5. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Текст»:
- определять тип текста;
- анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов
2.6. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Этикетные жанры»:
- оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения;
- выразить похвалу и ответить на нее;
- поздравить с праздником и ответить на устное поздравление
2.7.Умения, связанные с освоением содержательной линии «Пересказ»:
- определять способы сжатия текста при сравнении с исходным;
- создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обощения;
- создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста;
- определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе;
- определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги 2.8. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Рассуждение»:
- анализировать известные структуры рассуждений;
- объяснять роль правила и цитаты в рассужении, оценивать их уместность;
- создавать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами
2.9. Умения, связанные с освоением содержательной линии «Сравнительное описание»:
- анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий;
- создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий;
- создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание;
- определять сравнительное описание в различных текстах
|
2. Структура курса
№ п/п
| Тема (глава)
| Количество
часов
| 1.
| Наука риторика
| 3
| 1.1.
| Чему учит риторика
|
| 2.
| Учимся говорить
| 6
| 2.1.
| Неподготовленная речь и подготовленная речь
|
| 2.2.
| Говорим подробно, кратко
|
| 3.
| Слушаем, вдумываемся
| 2
| 4.
| Учимся читать, писать
| 3
| 5.
| Вежливое общение
| 1
| 6.
| Разные тексты
| 2
| 6.1.
| Тексты разные нужны
|
| 6.2.
| Диалог и монолог
|
| 7.
| Правильная речь
| 3
| 8.
| Правила успешного пересказа
| 4
| 8.1.
| Пересказ
|
| 8.2.
| Выбери нужное
|
| 8.3.
| Цитата в пересказе
|
| 8.4.
| Кратко о книге
|
| 9.
| Поздравляю тебя...вас...
| 3
| 10.
| Учись объяснять и доказывать
| 3
| 11.
| Что общего – чем отличаются
| 3
| 11.1.
| Правила сравнения
|
| 11.2.
| Как строятся сравнительные тексты
|
| 12
| Подведем итоги (Риторический праздник)
| 1
|
| Итого:
| 34
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема (глава)
| Количество
часов
| Дата проведения
| план
| факт
| 1.
| Наука риторика
| 3
|
|
| 1.1.
| Чему учит риторика
|
|
|
|
| 2.
| Учимся говорить
| 6
|
|
| 2.1.
| Неподготовленная речь и подготовленная речь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2.
| Говорим подробно, кратко
|
|
| 3.
| Слушаем, вдумываемся
| 2
|
|
|
|
| 4.
| Учимся читать, писать
| 3
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Вежливое общение
| 1
|
|
| 6.
| Разные тексты
| 2
|
|
| 6.1.
| Тексты разные нужны
| 6.2.
| Диалог и монолог
|
|
| 7.
| Правильная речь
| 3
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Правила успешного пересказа
| 4
|
|
| 8.1.
| Пересказ
|
| 8.2.
| Выбери нужное
|
|
|
| 8.3.
| Цитата в пересказе
|
|
|
| 8.4.
| Кратко о книге
|
|
|
| 9.
| Поздравляю тебя...вас...
| 3
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Учись объяснять и доказывать
| 3
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Что общего – чем отличаются
| 3
|
|
| 11.1.
| Правила сравнения
|
|
|
| 11.2.
| Как строятся сравнительные тексты
|
|
|
| 12
| Подведем итоги (Риторический праздник)
| 1
|
|
|
| Итого:
| 34
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Ладыженская Т.А. и др.Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс. Методические рекомендации. - М.: Издательство «Баласс», 2006. 2. Речь. Речь. Речь. Детская риторика для младших школьников/ Под редакцией Т.А. Ладыженской. – Тула: «Родничок», 2000. 3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М: Аквариум, 1997.
Учебно-методическое обеспечение для ученика
1. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», 2010.
2. Структура курса
№ п/п
| Тема (глава)
| Количество
часов
| 1.
| Наука риторика
| 4
| 1.1.
| Чему учит риторика
|
| 2.
| Учимся говорить
| 4
| 2.1.
| Неподготовленная речь и подготовленная речь
|
| 2.2.
| Говорим подробно, кратко
|
| 3.
| Слушаем, вдумываемся
| 1
| 4.
| Учимся читать, писать
| 3
| 4.1.
| Читаем учебные тексты
|
| 4.2.
| Учимся писать, редактировать
|
| 5.
| Вежливое общение
| 4
| 5.1.
| Что такое вежливость
|
| 5.2.
| Вежливо, невежливо, грубо
|
| 5.3.
| Добрые дела – добрые слова
|
| 5.4.
| А ты вежлив?
|
| 6.
| Итоговые задачи и игры
| 1
|
| Итого:
| 17
| |