Скачать 66.04 Kb.
|
Учитель истории МБОУ СОШ№5 г. Киржач Владимирская обл. Ермолаева Наталья Евгеньевна Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество». Предмет – история Класс – 11 Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне. Урок построен в рамках технологии критического мышления. Планируемые результаты:-
Оборудование: 1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.». 2. Документы: №1«Из воспоминаний председателя Государственной думы М.В. Родзянко»; №2 П.Н. Милюков . Из речи, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г. Структура урока
Приложение №1.Проблемная ситуация: Говоря о Петрограде июля 1914 года обратимся к воспоминаниям председателя Государственной думы М.В.Родзянко: «…мы видим людей, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…, заявляя …мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами». Глядя на Петроград февраля 1917 года мы видим забастовки с общей численностью участников около 100 -200 тыс. человек с лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!». Вопрос: Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья? Приложение №2 Тест 1.В годы Первой мировой войны А.И. Гучков возглавил 1)Государственную думу 2)Всероссийский союз городов 3)Центральный военно-промышленный комитет 4)Всероссийский земский союз 2.Какое из названых событий произошло позже других? 1)создание Прогрессивного блока 2)создание Антанты 3)Брусиловский прорыв 4)Сарыкамышская операция 3.Германия объявила России войну в ответ на 1) отказ Николая Второго выступить посредником в переговорах с Сербией 2)вступление русской армии на территорию Австро-Венгрии 3)объявление в России мобилизации 4)объявление в России военного положения 4. Что из перечисленного относится к итогам Первой мировой войны для России 1)потеря Польши 2)получение контрибуции от Германии 3)установление контроля над черноморскими проливами 4)установление протектората над Сербией. 5.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его подписания «Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то соответствующими их правительствами, заявляют о нижеследующем: Российское, английское и французское правительства взаимно обязуются не заключать сепаратного мира в течение настоящей войны. Три правителя соглашаются в том, что, когда настанет время для обсуждения условий мира, ни один из союзников не будет ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников». 1)1905 3)1914 2)1907 4)1918 6)Наступлением русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 г. командовал 1)П. Ренненкампф 3)А.Брусилов 2)А.Самойлов 4)Н.Рузский 7.На начальном этапе Первой мировой войны русская армия основные силы сосредоточила на фронте против 1)Италии 3)Турции 2)Австро-Венгрии 4)Японии 8.Какое из названных событий произошло раньше других 1)капитуляция Германии 3)распада Антанты 2)капитуляции Австрии 4)заключения сепаратного мира с Германией Приложение №3. Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко «Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады. На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами». Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу. В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство. Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.» Вопросы и задания к документу: 1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда? 2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне? 3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа? 4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России). Приложение №4. Из речи П.Н.Милюкова, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г. «Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе… Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге… и упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, -как вы назовёте это: глупостью или изменой? …Когда со всё большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить . что организовать страну – значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию – что это:- глупость или измена?...Мало того,…когда намеренно вызываются волнения и вспышки путём провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, что это делается, сознательно или бессознательно? Когда в разгар войны «придворная партия» подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников, и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать всё, что я сказал раньше, то это…Нет, господа, воля ваша, уж слишком много глупости! Задание к документу : 1.На основе документа выделите причины катастрофического падения престижа императорской власти (не менее трёх причин). Рефлексия Используя текст документа. материалы параграфа и знания по истории, назовите причины, которые привели к нарастанию взаимного отчуждения власти и народа. Назовите не менее четырёх причин. |