Скачать 314.81 Kb.
|
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Уссурийское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» «Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища» Методическая разработка для воспитателей, педагогов – организаторов Автор: воспитатель Сергеев О.И. 2013г. АННОТАЦИЯ В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной работы лежит патриотический подход. Этот подход отражает потребности социума в выпускниках, способных мыслить как истинные патриоты своей страны, Родины. Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от уровня обученности выпускников, но и от сформированной через внеклассную работу устойчивой жизненной позиции. Она обуславливается приобретением дополнительных свойств человека и, в частности, опирается на более ценный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот, который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения. В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной работы на патриотической основе будет, не просто функционально - грамотный ученик, но компетентная личность, способная продуктивно и ответственно решать проблемы в сферах учения и познания, обрабатывать информацию и обеспечивать собственную жизнедеятельность в ценностно - смысловой и социально - трудовой сфере своей страны. СОДЕРЖАНИЕ 1. Вступление…………………………………………………………………...стр. 4 2. Основная часть……….....................................................................................стр. 5 2.1.Обоснование используемых в направлении воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников……………………..……………….стр. 6 2.2. Ожидаемые результаты реализации направления патриотического проекта «Мы – патриоты»………………………………………………………………….…………..…стр. 12 2.3. Методическая разработка проекта «Живая память»…………………...стр. 13 3. Заключение…………………………………………………………………..стр. 19 . 4. Список литературы………………………………………………….............стр. 20 ВСТУПЛЕНИЕ В современном мире огромную роль в воспитании и развитии детей играют детские общественные объединения и организации. Они являются своеобразным мостом, соединяющим образовательное и жизненное пространство ребенка, помогают адаптироваться и реализовать свои способности в окружающем мире. В основе деятельности любого общественного объединения лежит воспитательная программа, благодаря которой процесс воспитания и развития детей становится целенаправленным, поэтапным и структурированным. В связи с введением новых федеральных государственных стандартов, разработкой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России возникла необходимость разработки программы деятельности класса суворовцев, отвечающей современным требованиям российского образования и воспитания. Данная работа, учитывает современный национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности и социокультурную модернизацию российского общества. Цель данной программы: создание условий для разностороннего развития личности суворовца, ведущей здоровый образ жизни, занимающей активную гражданскую позицию. В основе достижения цели лежат следующие задачи: - развитие познавательных интересов суворовцев; - воспитание гражданского самосознания, нравственности, трудолюбия, милосердия; - развитие творческого потенциала членов класса. Особенностью программы является комплексность – работа по нескольким направлениям, каждое из которых решает свои задачи:
Тема данной методической разработки направление «Мы – патриоты» - одно из важнейших в программе деятельности суворовского класса. Оно взаимодействует с другими направлениями программы, так как формирование активной гражданской позиции связано не только с воспитанием патриотизма, но и развитием творческого потенциала, лидерских качеств, приобщением к состраданию и милосердию, бережному отношению к родной природе. В основе работы по направлению «Мы – патриоты» лежит гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня, на государственном уровне оно выделено в качестве приоритетного направления, способствующего становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Данные качества личности детей формируются через участие в мероприятиях, социально значимых акциях, ключевых делах, отраженных в направлении «Мы – патриоты» программы деятельности суворовского училища. Использование разнообразных технологий, форм, методов воспитания способствует успешной реализации целей и задач данного направления программы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЯ Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России Задачи:
2.1.Обоснование используемых в направлении воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников Достижению поставленных целей и задач гражданско-патриотического воспитания способствует выбор оптимальных методов и форм организации деятельности для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников. В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения современных воспитательных технологий, обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе. В основе работы по направлению «Мы-патриоты» лежит использование технологий, применяемых для получения воспитательного эффекта, локальных педагогических и частнометодических:
1)Технология коллективной творческой деятельности И.П.ИВАНОВА В основе технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной и творческой деятельности Игоря Петровича Иванова лежит идея воспитательной заботы – «заботы о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека», способного к духовно-нравственному самосовершенствованию, творческому гражданскому отношению к различным сторонам общественной жизни, способного взаимодействовать с людьми на основе «добротворчества», взаимозаботы и сотрудничества. Данная технология основана на совместной творческой деятельности всех участников педагогического процесса, разработке и проведении коллективных творческих дел (КТД). Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности, содержание которого заключается в заботе о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Технология коллективной творческой деятельности широко применяется в направлении «Мы-патриоты» через планирование, организацию и проведение мероприятий патриотической направленности: часы Мужества, Дня юного героя-антифашиста, Дня воина-интернационалиста, митинга, посвященного Дню Победы, трудовых десантов к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, военно-спортивных игр. Организации каждого перечисленного КТД включает шесть стадий: 1. Предварительная работа. На данном этапе я провожу нацеливающую беседу с членами класса, определяя конкретные воспитательные и жизненнопрактические задачи. 2. Коллективное планирование включает организацию работы по микроколлективам, выбор Совета дела в атмосфере творческого поиска. 3.Подготовка КТД – это конкретизация проекта коллективно-творческого дела, план проведения, направление работы Совета дела, согласование с другими участниками (родителями, ветеранами и т.д.) 4.Проведение КТД. 5.Коллективное подведение итогов и анализ. На данной стадии я стараюсь умело подвести детей к соответствующим выводам. 6.Стадия ближайшего последействия. Воспитанники должны перенести полученный опыт на следующее мероприятие. Конечным результатом коллективной творческой деятельности является достижение цели технологии КТД: воспитание общественно-активной личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. 2) Технология педагогического общения Педагогическое общение является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Сущность идеи педагогического общения относительно нашего класса в том, что каждый член класса не просто ребенок, а ребенок-личность со своим миром чувств и переживаний. Это и стараюсь в первую очередь учитывать я в своей работе. Моя задача - использовать такие приемы педагогики сотрудничества, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к детям в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми по направлению «Мы – патриоты» программы деятельности я руководствуюсь следующими принципами: - установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне "воспитатель - ребенок – класс"; - уважение самооценки личности ученика; - вовлечение ученика во все виды деятельности направления «Мы – патриоты» для выявления его способностей и качеств его характера; - создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания. Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов: - приступая к этой работе, я изучаю научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организую совместную коллективную деятельность, провожу диагностирование личности каждого ребенка (ПЕРВЫЙ ЭТАП); - на ВТОРОМ ЭТАПЕ используется наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности ребенка проектируется развитие его ценностных ориентации, личностных свойств и качеств. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности ребенка с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка. НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание. Заключительным, ПЯТЫМ, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с воспитанниками. Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Владение технологией педагогического общения при работе по направлению «Мы – патриоты» проявляется в следующих аспектах: 1. Умение создать комфортный климат при общении с детьми. 3. Создание положительного эмоционального настроя членов класса при подготовке и проведении различных мероприятий патриотической направленности. 3. Полноценный диалог с детьми при планировании и подведении итогов, с учетом мнения каждого ребенка. 4. Стимулирование учеников к самостоятельному планированию и организации ключевых дел, акций гражданско-патриотической направленности. Использование технологии педагогического общения позволяет создать хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных», т.е. благоприятные условия для развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации личности ребенка. 3) Игровые технологии Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую. Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу способов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые различаются от игр вообще тем, что они владеют верно, поставленной целью обучения и воспитания и подходящим ей педагогическим результатом В воспитательной практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
В связи с тем, чтодети с удовольствием познают окружающий мир через игру, я считаю использование игровых технологий одним из самых эффективных приемов воспитательной работы, который способствует осознанию гражданско-патриотических ценностей российского общества и формированию гражданственности, учитывает возрастные особенности детей и основан на принципе активности самих воспитанников. В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты и структурные элементы:
|