№
| тема урока
| кол-во час.
| тип урока
| характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| виды контроля измерители
| планируемые результаты освоения темы
| домашнее задание
| дата проведения
|
план.
| факт.
|
1.
| Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты
| 1
| обобщение изученного, усвоение новых знаний
| размышление о роли книги, работа с учебником, беседа по вопросам
| терминологический диктант
| познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника, дать представление о том, как устроена книга; понять роль книги в жизни человека
| сочинение-размышление (по высказыванию о книге)
|
|
|
2.
| Миф «Сотворение Земли». Восприятие мира нашими предками. Языческие представления о Земле и ее создании.
| 1
| усвоение новых знаний
| работа с учебником, пересказ фрагментов, беседа по вопросам
| пересказ мифов
| познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах
| нарисовать иллюстрации к прочитанным мифам
|
|
|
3
| Развитие речи. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор.
| 1
| обобщение изученного, усвоение новых знаний
| слушание, беседа, игра «Литературное лото»
| заполнение таблицы «Жанры детского фольклора»
| познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика», вспомнить известные пятиклассникам жанры детского фольклора
| подобрать свои задания для карточек лото
|
|
|
4
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.
| 1
| обобщение изученного, усвоение новых знаний
| работа с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку»
| план пересказа сказки
| продолжить знакомство со сказкой как с фольклорным жанром, со сказителями, видами сказок, продолжить знакомство с волшебной сказкой, ее особенностями
| рассмотреть иллюстрации, рассказать о том, какой эпизод изображен
|
|
|
5
| Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.
| 1
| усвоение новых знаний
| составление диафильма, чтение, пересказ эпизодов
| пересказ фрагментов с введением диалога
| знакомство с сюжетом и художественным миром сказки
| выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с животными)
|
|
|
6
| Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»
| 1
| усвоение новых знаний
| пересказ эпизодов, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, выразительное чтение
| развернутый ответ на вопрос «Чему учит сказка?»
| знакомство с героями волшебной сказки, отражение в ней народных идеалов; развитие воображения и речи учащихся, умения мотивировать ответ
| нарисовать свои иллюстрации к сказке
|
|
|
7
| Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Образ главного героя, его моральные качества.
| 1
| усвоение новых знаний
| чтение сказки, составление плана сказки, работа с текстом, художественный пересказ фрагмента
| словарная работа
| знакомство с волшебной и героической сказкой; развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты
| подготовить на пересказ фрагменты «Первая и вторая ночь в дозоре», «Решающий бой Ивана»
|
|
|
8
| Герои сказки в оценке автора-народа.
| 1
| усвоение новых знаний
| работа с текстом, художественный пересказ фрагмента, сравнение финалов
| художественный пересказ фрагмента
| осмысление содержания сказки, развитие навыков художественного пересказа
| прочитать самостоятельно 1-2 сказки, подготовить на пересказ
|
|
|
9
| Внеклассное чтение. Русские народные сказки
| 1
| закрепление новых знаний
| работа с текстом, художественный пересказ фрагментов самостоятельно прочитанных сказок
| сжатый пересказ прочитанной сказки
| совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников
| подготовиться к сочинению
|
|
|
10
| Обучение сочинению по теме «Сказки»
| 1
| выработка умений и навыков
| подготовка к сочинению, обсуждение тем, подбор вступления и заключения
| написание сочинения
| развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение
| Мой любимый герой народной сказки.
Почему я люблю читать сказки.
Добро и зло в народной сказке.
|
|
|
11
| Общее представление о древнерусской литературе
Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| 1
| усвоение новых знаний
| слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы
| словарная работа
| познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и отдельными произведениями; дать представление о летописи как о жанре, познакомить с отрывком
| пересказ статьи учебника (с.39)
дочитать летопись «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
|
|
12
| М.В.Ломоносов. юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»
| 1
| усвоение новых знаний
| обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру»
| выразительное чтение стихотворения
| знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим стихотворением
| задание 2, стр.46
|
|
|
13
| И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья под дубом»
| 1
| обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний
| работа с эпиграфом, викторина, слушание, чтение и обсуждение басни
| ответы на вопросы викторины
| продолжить знакомство с биографией Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья под дубом»
| биографию Крылова (пересказ), термины - выучить
|
|
|
14
| Аллегорическое отражение человеческих пороков в баснях Крылова («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»)
| 1
| усвоение новых знаний и их закрепление
| чтение и обсуждение басен
| выразительное чтение
| продолжить знакомство с жанровыми признаками басни на примере басен «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»
| выучить наизусть одну из басен
|
|
|
15
| Басни Крылова. Чтение наизусть.
| 1
| закрепление новых знаний
| словарная работа, исполнение и анализ басен
| творческая работа
| знакомство с другими баснями Крылова; развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль
| подготовить сообщения об Эзопе, Лафонтене, Сумарокове
|
|
|
16
| Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)
| 1
| выработка навыков и умений
| запись опорного конспекта, сообщения учащихся, чтение переводов и современных басен
| сочиним басню
| познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни
| попробуем сочинить басню (для желающих)
|
|
|
17
| В.А.Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка.
| 1
| усвоение новых знаний
| работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение сказки
| выразительное чтение
| познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии Жуковского, с его сказкой
| составить словарик устаревших слов
|
|
|
18
| Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»
| 1
| усвоение новых знаний
| чтение и анализ баллады
| чтение наизусть
| познакомить учащихся с переводными балладами поэта
| выучить наизусть отрывок из баллады
|
|
|
19
| А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.
| 1
| обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний
| работа с учебником, чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа
| описание картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»
| познакомить учащихся с детством Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; развивать речь и воображение учащихся
|
|
|
|
20
| А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок.
| 1
| обобщение ранее изученного, усвоение новых знаний
| чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского
| ответ на вопросы
| ввести в мир пушкинской сказки, познакомить с историей рождения пушкинской сказки, с ее содержанием, развивать речь и воображение учащихся
| выделить основные части сказки и озаглавить их, прочитать (вспомнить) содержание других сказок
|
|
|
21
| Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина
| 1
| закрепление новых знаний
| художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение
| ответы на вопросы викторины по сказкам Пушкина
| углубить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина
| нарисовать иллюстрацию к любимой пушкинской сказке
|
|
|
22
| Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа
| 1
| усвоение новых знаний
| опорная запись в тетрадях, анализ стихотворений
| Письменная работа:
Добрые и злые силы в сказках Пушкина
| познакомить с различием стихотворной и прозаической речи
| написать сочинение по одной из тем:
В чем превосходство царевны над царицей?
Что помогло Елисею в поисках невесты?
|
|
|