Скачать 64.43 Kb.
|
План - конспект урока истории на тему: «Три цвета гражданской войны!» 11класс. Учитель: Полухина Е.В. ЖСШ №22 Цели урока: Образовательная - учащиеся должны научиться видеть возможные альтернативы развития России. Научиться выделять в источнике цели программных документов. Отбирать факты, конкретизирующие политические программы трёх сил революции; делать выводы о сильных и слабых сторонах процесса. Воспитательная – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе сотрудничества в группах; в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Развивающая – в ходе урока учащиеся должны продемонстрировать умения отслеживать причинно-следственные связи. Оперировать историческими строками, анализировать исторические источники; аргументировано излагать свою точку зрения. Форма деятельности – групповая. Оборудование урока:
Понятия: «Гражданская война», «Интервенция», «Террор». Эпиграф урока: «В каком сражаться стане?» Ход урока.
1.Стадия вызова. Учитель начинает урок с чтения стихотворения М.Волошина «Гражданская война» Они идут освобождать Москву и вновь сковать Россию Другие, разнуздав стихию Хотят весь мир пересоздать. И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас, тот против нас. Нет безразличных: правда с нами» А я стою один средь них В ревущем пламени и дыма. И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. - Какие события нашли отражение в стихотворении? - Что такое гражданская война? Ученик на доске чертит схему. «Что такое гражданская война?» период острых способ разрешения противостояние массовых противоречий между классов и столкновений. сторонами с помощью общественных вооружённых сил. групп. - В чём социальный смысл стихотворения? - Можно ли определить, кому из участников гражданской войны отдаёт предпочтение автор? Была ли в этом противостоянии «третья сила», оказавшаяся между молотом и наковальней? Белые, красные …. А какой цвет больше подходит «третьей силе»? (Зелёный т.к. ассоциируется с травой, ростками зерновых на полях. Зелёный цвет в понимании крестьян – цвет воли и свободы). 2. Стадия осмысления. Учитель: ребята, на этом уроке мы должны будем продолжать очень сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событиях гражданскую войну. Именно собственную, потому что она может идти вразрез, тому что возобладало в массовой печати последних лет. Для этого нужна гражданская смелость. Я думаю, нам будет под силу эта задача. Итак, запишите в тетради тему урока. 1.Работа в группах постановление цели предполагают создание 3 творческих лабораторий А) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие белое движение. Б) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие красное движение. В) Творческая лаборатория – учёные – историки, изучающие зелёное движение. Выступление учащегося – эксперта опережающее Краткая историография вопроса задание Учитель: переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели программы было движения и движения за мировую революцию, определить цели крестьянских движений. Идёт работа с документами. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. 2. Анализ работы в группах. Группы предъявляют свои результаты своей работы. Это краткие записки ответов на вопросы, схемы, тезисы, опорные конспекты. Идёт обсуждение. С помощью вопросов на выделение сущности проверить уровень усвоения материала. 1) Какой пункт программы белых, на ваш взгляд, мог бы привлечь, а какой оттолкнуть крестьянство? 2) Приведите наиболее сильный аргумент в пользу позиции красных. 3) Какая же сила предопределила исход?
4. Человеческие судьбы в гражданской войне. Учитель: А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщение о тех, кто верил в идею белого движения и преданно отдавал за идею свои жизни. С Первой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжения и в гражданскую войну. Первый канул в лету культурный исторический пласт – русские офицеры. Немногие выжившие из них ушли в безвестие. И даже само слово «офицер» официально не употреблялось в армии до 1943 года. ( сообщение о Колчаке и Деникине ). А теперь послушаем о тех кто верил в идеи красных и отдавал за них свои жизни (сообщение о Фрунзе и Блюхере) 3. Стадия размышления. Итак, крестьянство поддержало красных, и белые проиграли. Давайте послушаем А. Малинина «Кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа» Какова ваша собственная точка зрения на гражданскую войну? - Задумайтесь, какие уроки после гражданской войны могли извлечь белые? (Могли осознать необходимость единства действий; необходимость согласованности; выдвижение более привлекательных и понятных массам лозунгов). - А какие уроки могли извлечь красные? (Убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы; разуверились в надеждах на быстрое осуществление мировой революции; осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику). - Какие уроки можем извлечь мы с вами сегодня? (Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. В гражданской войне не бывает победителей, Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам). Вывод: Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой. И если история чему – либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола, как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ». Этот урок должен помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество. Ребята мы завершаем работу в нашей творческой лаборатории. Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920г. Каким бы вы хотели его видеть? Придумайте, и дома нарисуйте проект памятника жертвам гражданской войны в России? 4. Домашнее задание: п.15 , записи в тетради, творческий проект. |