Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 115.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер115.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Гиргина И.Н.,

преподаватель ГБОУ НПО ПЛ № 80 СПб

Носильникова О.А,

методист ГБОУ НПО ПЛ № 80 СПб, заслуженный учитель РФ
Постоянно увеличивающийся поток информации, развитие науки и практики потребовали включения в стандарт как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы (далее ВСР).

Объём ВСР в часах определяется стандартами и рабочими учебными планами ФГОС третьего поколения и составляет для НПО 50% от максимального объема обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения.

ВСР является обязательной для каждого обучающегося.

Данный вид деятельности для преподавателей и обучающихся системы НПО является новым и требует в первую очередь разработки более четкого нормативно-методического и организационного обеспечения данного вида деятельности, реализации воспитательных целей обучения посредством предоставления академической свободы обучающимся.

Что такое внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся?

ВСР - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В свете компетентностного подхода к обучению происходит смещение форм и видов самостоятельной работы обучающихся от традиционных видов к учебно-исследовательским и творческим видам. Это дает возможность осуществить плавный переход организации обучения и получаемые результаты от первого-второго уровней усвоения к второму-третьему уровням (согласно критериям усвоения по В.П.Беспалько).

Целью ВСР является: способствование реализации требований ФГОС в части, относящейся с знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет внеурочной деятельности. 

В этом случае, основными результатами обучения являются: освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Для организации ВСР необходимы следующие условия:

  • готовность обучающихся к самостоятельному труду (уровень самостоятельности и степень подготовленности обучающихся);

  • мотив к получению знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.), в соответствии с требованиями ФГОС НПО;

  • соответствие материально-технического обеспечения ФГОС НПО;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь (со стороны методических комиссий, библиотеки, информационная поддержка преподавателей информатики и ИКТ).

При организации ВСР изменяются функции методических (цикловых, предметных) комиссий ОУ:
1. Определение конкретного содержания, объема материала,  подлежащего самостоятельному изучению по каждой дисциплине и профессиональному модулю в соответствии с учебным планом;

2. Информирование преподавателей, обеспечивающих организацию ВСР, о нормативных документах и методических рекомендациях;

3. Оказание методической помощи преподавателям по организации ВСР;

4.Предоставление обучающимся сведений о наличии учебно- методической литературы, современных программных средств по изучаемой дисциплине (модулю);

5.Разработка нормативной и методической документации:

  • УМК, программы, пособия, материалы, как в печатном, так и в электронном виде в соответствии с ФГОС НПО;

  • методические рекомендации, пособия по организации ВСР;

  • задания для самостоятельной работы;

  • темы рефератов и докладов;

  • вопросы к промежуточной аттестации;

  • образцы оформления индивидуальных заданий;

  • инструкции   и   методические   указания   к   выполнению   лабораторных   работ, практических работ и т.д.;

6. Контроль планирования и организации ВСР в ОУ.

Организация и реализация ВСР включает с себя следующие этапы работы:

  • подготовительные (определение целей, составление программы, 

подготовка методического обеспечения, оборудования);

  • основные (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

  • заключительные (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы).

Преподаватели в процессе работы

I. знакомят обучающихся:

  • с системой форм и методов обучения в ОУ, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

  • с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля ВСР.

II. формируют у обучающихся:

  • умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;

  • навыки научного исследования;

  • навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;

III. осуществляют:

  • групповые  и  индивидуальные    консультации по методике самостоятельной работы;

  • систематический  контроль выполнения обучающимися графика самостоятельной работы;

  •  комплексный, системный, структурный анализ деятельности и результатов работы преподавателя и обучающихся.

Формы ВСР:

  • индивидуальные и групповые;

  • с использованием печатного материала и электронных носителей;

  • учебные, учебно-исследовательские и творческие;

  • работа с учебной, справочной, нормативной и научной литературой.

Основные виды ВСР:

  • аналитическая обработка текста (рецензирование, реферирование, конспект-анализ, составление плана текста, опорного конспекта по заданным условиям);

  • работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами (включая информационные образовательные ресурсы);

  • подготовка сообщений, докладов, презентаций;

  • составление таблиц для систематизации учебного материала;

  • выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики;

  • решение задач и выполнение упражнений по заданным условиям;

  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

  • подготовка к деловым играм, семинарам, конференциям, лабораторно-практическим работам;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

  • упражнения на тренажере;

  • упражнения спортивно-оздоровительного характера;

  • опытно-экспериментальная работа;

  • самоконтроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;

  • выполнение схем, чертежей;

  • тестирование и составление тестов;

  • составление тематических кроссвордов;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и сети Интернет, электронных ресурсов;

  • создание тематических кластеров;

  • научно-исследовательская работа.

Примеры из педагогической практики

(по различным видам самостоятельной работы):

1).Конспектирование текста по заданным условиям.

При изучении дисциплины «Материаловедение» (при изучении свойств металлов и сплавов) изучается большое количество определений. В качестве ВСР можно рекомендовать поиск и занесение в конспект определений: аллотропия, теплопроводность, жаропрочность, температуры плавления, затвердевания.

2). Работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами по заданным условиям

При изучении ПМ.01«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» упоминается нормативный документ «Положение и ТО и ремонте подвижного состава».

В качестве ВСР производится сравнение ««Положение и ТО и ремонте подвижного состава» и современных сервисных книжек автомобилей путем выписывания исключенных операций по сравнению с нормативным документом.

3). Составление опорного конспекта (графическое изображение структуры текста)
При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» необходимо ознакомить обучающихся с видами подвижных и неподвижных соединений: шлицевое, шпоночное, фланцевое, телескопическое, болтовое, шарнирные и т.д. На уроке с помощью ЭР демонстрируется каждый вид соединения и описывается его определение.

Самостоятельно обучающиеся около каждого определения зарисовывают схематическое обозначение соединения на заранее оставленном в конспекте свободном месте.

Карданные соединения применяются для передачи вращения между двумя валиками с несовпадающими геометрическими осями.

Шлицевое соединение представляет собой соединение, которое образуется между выступами (шлицами) вала и соответствующими по форме впадинами ступицы, насаженной на вал.


4).Решение ситуационных производственных задач (профессиональных)
В конструкции системы выпуска отработавших газов есть датчик- лямбда-зонд, проверку исправности которого целесообразнее проводить на двигателе.
Обучающиеся на уроке получают информацию об этапах этой проверки. Дается ситуация, при которой нет возможности проверки датчика на двигателе.
Задание: анализируя условия проверки, найти и описать способы проверки без ДВС (например, с помощью свечи).

5) Учебно-исследовательская работа

  • На выбранную марку автомобиля составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов) по использованию эксплуатационных материалов исходя из ассортимента определенных торговых точек.

  • Составление кратких простых технологических карт на замену узлов и агрегатов в виде таблицы.

Например:

Операция

Крепеж

Инструменты и приспособления

1) Отсоединить клемму «-» АКБ

Гайки- 2 шт.

Ключ на 12

6).Самоконтроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов (использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, ЭР).

При изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» производится отработка операций по разборке-сборке узлов на интерактивном тренажерном комплексе в компьютерном классе или на

домашнем ПК.

С целью самоконтроля результаты этой работы сравниваются с результатами других обучающихся.

В качестве контроля проводится аудиторное групповое практическое занятие с применением интерактивных комплексов в кабинетах информатики и ИКТ лицея.

7). Подготовка сообщений (составление тезиса ответа).

По принятому в нашем лицее стандарту, ответ формулируется в определенной последовательности – назначение узла, устройство, работа (взаимодействие узлов).

Преподаватель наглядно - иллюстративно демонстрирует информацию по конкретному узлу автомобиля. В качестве самостоятельной работы обучающийся в письменном виде, в таком же порядке, заносит информацию в конспект о конкретном узле (радиатор, жидкостной насос, шина).

Выполненное самостоятельное задание, на уроке, обучающийся излагает в виде краткого сообщения для сравнения с другими обучающимися.

Результатом данной работы является коррекция записей в конспектах.

(Классическое сообщение по биографии ученых

(например, Кардано Джероламо).

8).Составление таблиц для систематизации учебного материала

При изучении ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» производится соотнесение ограничений и действий с цифровыми значениями и условиями. Например:

Условия

Ограничения

Стоянка запрещена

1) На трамвайных путях;

2) На ЖД путях, тоннелях, мостах ……..

Разворот и задний ход запрещен

………..

В дисциплине «Материаловедение», при изучении маркировки черных и цветных сплавов дается много условий расшифровки марок сплавов. На основании конспекта урока по этой теме предлагается составить по шаблону мнемоническую ступенчатую пирамиду маркировки сплавов (в качестве образца во время урока оформляется первая ступень пирамиды).Например:

 Если в маркировке есть буквы легирующих элементов, то сталь легированная

Если в маркировке нет букв легирующих элементов, но есть буквы «Ст», «У» – сталь углеродистая


9).Создание тематических кластеров

При изучении ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров» выписать из полного перечня билетов по ПДД номера билетов, объединенных определенной темой.

Тематический кластер можно составлять на весь срок обучения при изучении особенностей конструкции, ТО, ремонта одной группы автомобилей или даже одной марки автомобиля.

10).Наблюдение и сбор материалов в процессе практики

В процессе учебной и, особенно, производственной практики производится наблюдение, сбор информации по заданным или выбранным условиям.

Например:

  • преобладающие неисправности в зимнее время, по гарантии;

  • «слабые места» автомобилей по маркам, годам выпуска;

  • трудности выполнения операции ТО по узлам и механизмам разных автомобилей).

Оформление результатов наблюдений целесообразнее предоставлять в формах, рекомендованных преподавателем.

11). Выполнение расчетно-графических работ.

При изучении дисциплины «Электротехника» эти расчеты необходимы напрямую для приобретения умений и знаний в соответствии с ФГОС НПО.

12). Подготовка к деловой игре.

Имитируется приезд привередливого косноязычного клиента, который даже внятно не может сообщить внешние признаки неисправностей автомобиля, беспокоящие его.

Задание: по «размытым» внешним признакам неисправностей

сформулировать наводящие вопросы и выбрать варианты неисправностей по возможным ответам клиента (текст 2-3 признаков выдается).

13). Проектирование и моделирование разных видов профессиональной деятельности.

Предлагается по заданным условиям составить последовательность операций определенного ВПД.

Задание: описать последовательность и цель этапов диагностики какого-либо узла с условием внешнего наблюдения клиента, мастера, нормировщика и т.д.

14) Опытно-экспериментальная работа.

Имитируются внешние условия воздействия на эксплуатационные автомобильные материалы. Например:

1) Добавить в охлаждающую жидкость определенный объем бензина. Провести макроанализ смеси (например, посмотреть взвесь на просвет). Составить описание результатов анализа по заданным условиям.

2) Поставить на холод электролит разной плотности, дизельное топливо. Заметить время до определенных этапов замерзания.

15) Упражнения на тренажере.

При изучении ПМ.02 «Транспортировка грузов и пассажиров» для отработки навыков маневрирования, работы с приборами в кабине, органами управления автомобиля применяется работа на тренажерах.

16) Выполнение чертежей, схем.

В процессе аудиторной выполняется цветное изображение схемы

образования какой-либо передачи в узле (КПП, раздаточная коробка).

В качестве ВСР обучающимся предлагается выполнить изображение схем остальных передач в узле.

Трудоемкость ВСР

ВСР характеризуют трудоемкостью выполнения заданий для обучающихся.

Учет трудоемкости необходим для обозначения объема учебной нагрузки и временные затраты, необходимые для её выполнения.

Расчет трудоемкости неоднозначен и зависит от особенностей организации учебного процесса, т.е. от:

  • возможных отличий учебного графика;

  • образовательных методик;

  • используемых средств и технологий оценки результатов;

  • уровня компьютеризации;

  • технологий предъявления учебной информации и контроля результатов образовательной деятельности;

  • форм и видов ВСР;

  • характера и протяженности изучения самой дисциплины.

Учитывая все выше сказанное, очевидно, что различные формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы активизируют познавательную деятельность  обучающихся, формируют у них активность в учебном процессе, интенсифицируют и индивидуализируют учебный труд.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск