Скачать 35.86 Kb.
|
«Татарский язык» (для русскоязычных учащихся) авторы: И.Л.Литвинов, Э.Р.Садыкова, Л.И.Гарипова. В основу данных учебников положен пошаговый принцип изучения татарского языка. Здесь представлена новая система ввода и закрепления слов активного словарного запаса в практике преподавания татарского языка как неродного, в основе которой на первом этапе обучения лежит не тематический принцип, на котором базируются все существующие учебники татарского языка для начальной школы, а грамматический с последующим плавным переходом к тематическому принципу. Материал предлагается не по темам, а в определенной последовательности изучения грамматических структур, которыми учащиеся овладевают постепенно одна за другой. С этими грамматическими структурами связывается все остальное: звуки, буквы, лексика, тексты и т.д. В каждом уроке отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии и преподаваемого предмета «татарский язык»; реализуются общие и непосредственные задачи обучения, воспитания и развития; органически сочетаются деятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели, содержание, методы. Специфика уроков вытекает из возрастных особенностей учащихся, из задач, стоящих перед этим периодом, из его содержания, из психолого-педагогического факта, что этот период начинает обучение. Исходя из цели обучения татарскому языку в школах с русским языком обучения, учебник написан с учетом коммуникативной направленности, с соблюдением основных дидактических, лингвистических и методических принципов обучения татарскому языку как неродному, обогащен дополнительным содержанием с учетом специфики татарского языка и предполагает обучение через общение в ходе овладения аудированием, говорением, чтением и письмом. Каждый вид деятельности обозначен определенным значком-символом (4 стр.), в том числе и подача грамматического материала (правила) обозначена значком в виде поднятого вверх указательного пальца руки.и дается как схема, с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Настоящий учебник, методические разработки каждого урока создают возможность полного усвоения материала, но обеспечивает его сам, методически подготовленный к преподаванию татарского языка как неродного учитель!!!! Работа по методическим разработкам строится на определенных правилах, которые также изложены в МР!!! Кроме этого, каждую грамматическую структуру (правило) учащиеся усваивают в определенной, строгой последовательности. Каждая лексическая единица и структура повторяется из урока в урок до полного самостоятельного свободного употребления!!! В МР в каждом уроке даются рекомендации не только пошаговому вводу слов активного словарного состава и грамматических структур, но и все сложности, которые могут возникнуть в результате их освоения. Кроме этого, все структуры параллельно закрепляются в рабочих тетрадях учащихся!!! Основное содержание учебника включает в себя разделы «фонетика и графика», «орфоэпия», «состав слова», «лексика», «морфология», «орфография и пунктуация», «развитие речи». Особое место в учебнике занимает национально-культурный компонент, который подразумевает включение страноведческого материала, культуроведческих сведений, раскрывающих содержание духовной культуры народа, а также материалов, обеспечивающих коммуникативную компетенцию учащихся начальной школы. Произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки) стишки поэтов-классиков и современников водятся с учетом изученного ранее материала (лексики и грамматических конструкций), также исходя из возрастных особенностей учащихся с учетом всех принципов обучения. Основные виды работ, используемые в учебнике: 1) усвоение чтения букв татарского языка и правил чтения; 2) овладение техникой чтения; 3)овладение умением читать; 4) усвоение написания букв татарского языка; 5) овладение записью на слух с однократного предъявления; 6) усвоение произношения звуков татарского языка; 7) усвоение ударения в татарских словах; 8) усвоение правильного логического ударения; 9) усвоение смысловой паузации; 10) усвоение татарской интонации; 11) усвоение новых лексических единиц: а) их семантизация (основной прием – использование наглядности), б) овладение ими в речевой деятельности (упражнения); 12) освоение новых грамматических форм: а) их осознание путем обобщения усвоенного практически и правил конструкций, б) овладение ими в речевой деятельности (упражнения); 13) овладение речевым материалом в играх; 14) овладение приемами учебной деятельности; 15) развитие способностей: а) слуховой памяти, б) зрительной памяти, в) фонематического слуха, г) мыслить логически, д) делать обобщения, е) догадываться о значении слова и др.; 16) овладение приемами общения (на основе ролевых игр). Таким образом, обучение татарскому языку учащихся начальных классов русской школы прежде всего творческих процесс, содержание которого соответствует накоплению речевого материала и постепенному установлению связей между языковыми значениями и формами их выражения, а также формированию речевых умений и навыков, позволяющих применять усвоенный языковой материал для выражения своих мыслей и понимания других в пределах требований ФГОС. |