Методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему: Урок-соревнование по физической культуре
"Русский солдат умом и силой богат"
Конспект урока по физической культуре в 5 классе.
Цель: Активизация коммуникативных и творческих способностей, развитие спортивных навыков.
Задачи урока: Образовательная - закрепить знания и представления, о безопасном поведении занимающихся в коллективных эстафетах; Оздоровительная – развивать двигательные качества учащихся во время выполнения упражнений; Воспитательная - воспитывать интерес к истории России, Отечественной войне 1812 года через знакомство с армией М. И. Кутузова. Дата: ___________________ Место проведения - спортивный зал. Продолжительность урока 45 минут. Инвентарь: футбольные и волейбольные мячи, обручи, фитболы, корзина с теннисными мячами, скакалки, тоннель, макеты редутов, пушки, конусы, конверты с рисунками, кроссворд. Содержание урока: I. Вводно-подготовительная часть 1.Построение, сообщение задач урока. Учитель: Равняйсь! Смирно! Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим необычный урок-соревнование. Он посвящен двухсотлетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. А кто были лучшие защитники Отечества? Конечно, это былинные богатыри и великие полководцы. Но самые главные защитники – это русские воины, которые всегда готовы были охранять свою Родину при надвигающей опасности. О таких защитниках и песни складывались, и сказки сказывались. Кто в русской армии герой? Понятно без подсказки. А если нет, то наш совет: Читайте на ночь сказки. Кто суп варил из топора, Чертей не раз морочил. Такого жара им давал, Проверьте, кто захочет! (Солдат)
Под звуки военного марша в зал входит Солдат. Солдат (скандирует в ритм своему шагу). Раз-два! Раз-два! Удалая голова. Раз-два, раз-два, это знает стар и млад, В русской армии герой – Доблестный солдат! (Останавливается возле учителя и прикладывает руку к козырьку.) Имею честь доложить: русский солдат прибыл для проведения урока посвящённого Отечественной войне 1812 года Учитель: Солдат, как хорошо, что ты пришел! Кто лучше тебя сможет наших будущих воинов научить быть смелыми, решительными, выносливыми, рассказать им о солдатской смекалке и взаимопомощи! Солдат: Не извольте беспокоиться! Недаром в русской армии бытовало правило: «Сам погибай, но товарища выручай». Учитель: Сегодня мы постараемся доказать в наших соревнованиях, что не перевились еще на Руси люди сильные, мужественные, умные 2. Повороты на месте.(2-3поворота) Равняйсь! Смирно! Направо! Налево! 3.Перестроение из 1шеренги в две. На первый, второй рассчитайсь! В две шеренги стройся! Раз! Два! Три! Команды к месту проведения соревнований шагом марш! На месте стой! Раз! Два! II. Основная часть. Солдат: Ребята, 2012 год, объявлен годом Российской истории. Отечественная война 1812 года это одно из важных событий в славной истории России. Она вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю Михаил Кутузов, Раевский, Багратион, Барклай – Де – Толли. А сколько еще неизвестных героев Отечественной Войны 1812, сколько забытых имен. Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня. И я предлагаю вам окунуться в те времена и почувствовать себя солдатами Русской армии1812 года. 1 команда называется «Багратион» 2 команда «Барклай -де -Толли» Учитель: Солдат, а из каких войск состояла армия? Солдат: Русская армия 1812 года состояла из 3-х родов войск: пехоты, кавалерии, артиллерии. Пехота - самый многочисленный род войск. Главное орудие пехотинца ружье и штык. Вы уже знаете, что в войне принимали участие не только мужчины, но и женщины. Так Надежда Андреевна Дурова тайно переоделась в мужской костюм, обрезала свои косы, на берегу реки оставила своё женское платье и ночью убежала из родительского дома. Она догнала казачий полк и под именем Александра Соколова завербовалась в конный Польский полк, командование которым было вверено генерал–лейтенанту князю Петру Ивановичу Багратиону. Десять лет она провела на полях сражений. В Отечественной войне 1812 года, служила ординарцем у главнокомандующего Русской армии фельдмаршала М.И. Кутузова. За совершённые подвиги, мужество и отвагу была награждена Знаком отличия военного ордена – солдатским Георгиевским крестом. Давайте проверим и вашу смекалку Учитель: 1эстафета « Пехотинец» . В этой эстафете проявив смекалку, внимание вы должны из частей сложить пехотинца. По сигналу капитан выполняет прыжки на одной ноге до барабана, берёт 1 часть мозаики, подбегает к столу и наклеивает на лист. Бегом возвращается назад. Передаёт эстафету рукой. Последний участник забирает получившуюся картинку. Побеждает команда быстрее всех выполнившая задание. На старт, внимание, марш! Победила команда «… » Солдат: Дети, а вы знаете, что такое редут? Редут - укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. Строился чаще всего в форме четырёхугольника. Попробуем и мы построить редут. Учитель: 2 эстафета «Строительство редута». По сигналу капитан подбегает и берёт коробку, оббегая фишки, бежит к месту строительства редута. Кладёт коробку и бегом возвращается назад. Побеждает команда быстрее и правильно построившая редут. Помните что редут четырёхугольной формы. На старт! Внимание! Марш! Победила команда «… » Солдат: 2 род войск в армии 1812 года был- артиллерия. На вооружении артиллеристов были гладкоствольные пушки, которые заряжались пушечным ядром. Это старинный артиллерийский снаряд в виде шарообразного литого (первоначально каменного) тела. Ядра являлись наиболее удобными снарядами для стрельбы из пушек и использовались для разрушения деревянных корпусов кораблей, и поражения живой силы противника. Учитель: 3 эстафета «Пушка и ядро». Капитан, надев треуголку придерживает её рукой и катит мяч - ядро к пушке огибая фишки, оставляет ядро у пушки и бегом возвращается назад. Передаёт треуголку и становится в конец колоны. Побеждает команда быстрее всех перекатившая ядра к пушке. На старт! Внимание! Марш! Победила команда «… » Солдат: Ну а третьим родом войск была кавалерия или конница. Для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. В Отечественной войне 1812 русская кавалерия была лучше подготовлена, чем французская, и сыграла значительную роль в разгроме наполеоновской армии. Давайте и мы не посрамим честь кавалеристов. Учитель: 4 эстафета «Удалой кавалерист». 1 участник совершает прыжки на фитболе до обруча, оставляет его и пролезает в обруч, берёт скакалку и выполняет 2 прыжка. Кладёт скакалку и пролезает в обруч. Берёт коня (фитбол) под уздцы и бегом возвращается назад. Передаёт фитбол следующему участнику. На старт! Внимание! Марш! Победила команда «… » Солдат: Вы знаете, как во время военных действий доставляют донесения в штаб? Сделать это надо было быстро и незаметно. Такое быстрое донесение позже стало называться – депеша. Учитель: А как сейчас можно быстро отправить сообщение? СМС, ММС 5 эстафета - «Донесение в штаб». Учитель: Капитан проползает по тоннелю, чтобы быть не заметным обегает фишки и занимает место в штабе, следующий участник, захватив письмо, доставляет его в штаб и вручает капитану. Возвращается бегом назад, передаёт эстафету и становится в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполняют задание. На старт! Внимание! Марш! Победила команда «… » Учитель: А у нас – новое состязание - «Меткий стрелок». Солдат: В русской армии, в пехоте были и егеря – особые меткие стрелки, гренадеры – особо рослые, сильные и стойкие солдаты, а также ополченцы- крестьяне, обученные наспех стрелять. Посмотрим, у какой команды глаз верный да рука меткая. Учитель: Командир бежит к конусу, берёт его в руки, переворачивает - и с его помощью ловит мячи. Следующий участник подбегает к корзине с мячами, и совершив три броска в конус возвращается к своей команде. Выигрывает команда, набравшая большее количества мячей. На старт! Внимание! Марш! Победила команда «… » Солдат: Команды хорошо справились со всеми заданиями, и теперь вам остаётся одержать совместную победу в эстафете «Сам погибай, а товарища выручай». Ведь успех в войне зависит от слаженных действий всех армий. Вот и сейчас ваши команды совместными усилиями постараются быстро выполнить задание. Вы доставили своему командиру донесения в пакетах. В них находятся картинки, назвав которые вы сможете разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. Учитель: Первый участник, оббегая фишки, берёт пакет подбегает к столу, вскрывает его и записывает слово в кроссворд. Дописав слово, поднимает руку вверх для старта второго участника. Проверив друг у друга, правильность записанного слова, взявшись за руки, бегом возвращаются своим командам. Последние участники вместе с капитаном , громко кричат выделенное (ключевое) слово, берут флаг и с возгласом «УРА!!!» возвращаются, держась за руки. II. Заключительная часть. Солдат: Команды «Багратиона» и «Барклая-де-Толли» набрав _________ очков, одержали главную победу. Вы проявили высокие боевые качества и беззаветную храбрость «На том стояла, и стоять будет Русская земля». Благодарю за службу. Товарищ, учитель физической культуры. Все участники показали свою смелость, ловкость. Взаимовыручку. Оценив их физические способности, дружеские взаимоотношения, смекалку, я рад принять ваших учеников в пехотный полк Русской армии. Благодарю за службу. Равняйсь! Смирно! За мной шагом марш! (Звучит марш)
| |