Скачать 30.31 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 5 классе Подготовила учитель рус.яз и литер. Парамонова И.Ю. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Цели: познакомить учащихся с двойной ролью букв е,ё,ю,я; - формировать умение различать в словах количество букв и звуков; - развивать навыки соблюдения норм произношения. Ход урока. 1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке. 2.Сообщение целей и задач. 3.Повторение. Словарный диктант «Лото»(открываем картинку1 «Словарное лото») - Отгадайте загадки, запишите слова. - Почему в этих словах можно допустить ошибку? (Гласные и согласные стоят в слабой позиции) - Каких букв больше – гласных или согласных? - Назови гласные буквы (открываем картинку 2 Назови гласные буквы). Проблемная ситуация. - Если бы заспорили гласные и согласные, кто из них главнее, как вы думаете, кто бы из них оказался прав? ( Может быть три мнения:
При ответе передаём друг другу «микрофон») Вывод: все буквы нужны, для того чтобы писать слова. 4.Переход к новой теме. - Однажды робота научили писать. Посмотрим, что из этого вышло (открываем картинку 3 Переход к теме). - О чём же нужно рассказать роботу? (О двойной роли букв е,ё,ю,я). - Открываем картинку 4 Гласные в два столбика. - Почему ребята выписали гласные буквы по-разному? 5.Объяснение новой темы («Двойная роль букв Е,Ё, Ю, Я»). Смотрим картинку 5 Роль е,ё,ю,я - Посмотрите на схему, сделайте вывод (буквы е,ё,ю,я могут обозначать 1) один звук и 2)два звука). Теперь нам потребуется презентация 6 Двойная роль букв. 6.Закрепление. Упр. 304 (устно работаем по цепочке) 7.Физкультминутка. - Если в названных словах гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук, то встают (садятся) мальчики, если два звука, то девочки: полёт, яма, лес, поле, юла, дерево, красивая, подъезд, деревья, съёмка, весна. 8.Работа со словарём. - Запишем отрывок из стих: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную. (А.Прокофьев) - Какой гласный звук настойчиво повторяется? (у ) - Какое настроение усиливает этот звук? (грусти и нежности) - Вот и подошли мы к нашему открытию: поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания пользуются приёмом ассонанс. Запишем это красивое слово и дадим ему толкование (см. толковый словарь Ожегова). - Какие ассонансы использует Зинаида Гиппиус, изображая войну в стих? Стоны, Жалобы, Стоны Жалобы на отца… Истомные, Жалость язвящая, Бездомные, Жаркая, Долгие, долгие Жажда конца, Звоны, Жалобы, Похоронные Жалобы… Стоны, Стоны. 9.Тест. - А теперь подведём итог. Проверим свои знания. В этом нам поможет тест (тест выполняется при помощи системы интерактивного голосования PRS). 1. Что изучает фонетика? 1)части слова 2)части речи 3)звуки речи 4)слово 2.В каком слове букв больше, чем звуков? 1)маяк 2)печь 3)река 4)Оля 3.В каком слове звуков больше, чем букв? 1)тень 2)класс 3)яркий 4)веселье 4.Найди лишнее слово 1)звезда 2)боец 3)енот 4)подъезд 5.Ассонанс – это 1)созвучие согласных 2)повторение одинаковых слогов 3)повторение одинаковых слов 4)созвучие гласных 6. Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят 1)в начале слова 2)в середине слова 3)в конце слова 4)после согласной 10. Подведение итогов. - Быстро пролетел урок. Подведём теперь итог! Чем сегодня занимались, В чём с охотой упражнялись? Что узнали и познали, Почему умней вы стали? Рефлексия - Напишите маме письмо, с каким настроением вы уходите с урока, что узнали, чего недопоняли. 11.Домашнее задание. П.61, упр.305 |