СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр. 4
| 2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 7
| 3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
| 9
| 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 33
| 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
| 35
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Преподавание в области хореографии 1.1. Область применения программы Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): преподавание в области хореографии и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. Уровень образования: основное общее и среднее (полное) общее образование Опыт работы: не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
хореографической деятельности;
анализа планов и организации занятий и по программам дополнительного образования детей в области хореографии, разработки предложений по их совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в области хореографии;
наблюдения, анализа и самоанализа занятий по программам дополнительного образования детей в области хореографии, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки отдельных предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс;
уметь:
находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
определять цели и задачи занятий в области хореографии;
разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики хореографического образования детей;
педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в области хореографии, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей;
демонстрировать способы, приемы деятельности в области хореографического образования детей;
стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к хореографической деятельности;
создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
выявлять и поддерживать одаренных в области хореографии детей;
работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение;
проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения и детьми и родителями (лицами их заменяющими);
использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, результаты освоения программы дополнительного образования;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам их проведения;
анализировать занятия в области хореографического образования;
осуществлять дополнительное образование детей в области хореографии на общекультурном, углубленном и профессионально-ориентированном уровнях;
вести учебную документацию;
знать:
технологические основы деятельности в области хореографии;
психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного хореографического образования;
особенности дополнительного образования в области хореографии;
теоретические основы и методику планирования занятий в области дополнительного хореографического образования;
принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования в области хореографии;
методы, методики и технологии организации деятельности детей в области дополнительного хореографического образования;
основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам в области хореографии;
способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к хореографической деятельности;
педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области хореографии;
специфику работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением;
основные виды технических средств (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;
инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов дополнительного образования в области хореографии;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения детей хореографии;
логику анализа занятий;
методику бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации дополнительного образования в области хореографии;
виды документации, требования к ее оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего- 2531,4 час.
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 2074 час., включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 1383 час.;
самостоятельной работы обучающегося – 691 час.
учебной и производственной практики – 457,4 час.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности проведение занятий по программам дополнительного образования детей в области хореографии, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ПК 1.1.
| Определять цели и задачи, планировать занятия.
| ПК 1.2.
| Организовывать и проводить занятия.
| ПК 1.3.
| Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
| ПК 1.4.
| Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
| ПК 1.5.
| Анализировать занятия.
| ПК 1.6.
| Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
| ПК 3.1.
| Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
| ПК 3.2.
| Создавать в кабинете предметно- развивающую среду.
| ПК 3.3.
| Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
| ПК 3.4.
| Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
| ПК 3.5.
| Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3.
| Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
| ОК 6.
| Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
| ОК 7.
| Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
| ОК 8.
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| ОК 9.
| Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
| ОК 10
| Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
| ОК 11.
| Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
| ОК 12.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Коды профессиональных компетенций
| Наименования разделов профессионального модуля*
| Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоятельная работа обучающегося
| Учебная,
часов
| Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
| Всего,
часов
| в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
| в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
| Всего,
часов
| в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| ПК 1.1.-1.6.
ПК 3.1.-3.5.
| Раздел 1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области хореографии
| 345,8
| 126
| 54
|
| 63
|
20
| 59,2
| 97,6
| ПК 1.1.-1.6.
ПК 3.1.-3.5.
| Раздел 2. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии.
|
1388,8
|
825
|
825
|
412
|
80,2
|
71,8
| ПК 1.1.-1.6.
ПК 3.1.-3.5.
| Раздел 3. История и теория хореографического искусства
|
199,8
|
78
| -
|
|
39
|
82,8
|
-
| ПК 1.1.-1.6.
ПК 3.1.-3.5.
| Раздел 4. Основы музыкально-теоретических дисциплин
|
51
|
34
| -
|
|
17
|
-
|
-
| ПК 1.1.-1.6.
ПК 3.1.-3.5.
| Раздел 5. Композиция и постановка танца
| 458,8
| 262
| 200
|
| 131
| 65,8
| -
| ПК 1.1.-1.6.
ПК 3.1.-3.5.
| Раздел 6. Сценическое оформление хореографических постановок дисциплин
|
87
|
58
|
32
|
|
29
|
|
-
|
| Всего:
| 2531,4
| 1383
| 1111
|
| 691
| 288
| 169,4
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Максимальная учебная нагрузка на студента
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
|
всего лек
|
лекции
| практические занятия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Раздел ПМ 01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области хореографии
| 345,8
|
|
|
| МДК. 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области хореографии
| 126
| 72
| 72
| 54
| Тема 1.1. Особенности дополнительного образования детей в области хореографии.
| 4
| 4
| 4
| -
| Тема 1.2. Общие вопросы хореографического образования
| 14
| 14
| 6
| 8
| Тема 1.3 Технологические основы деятельности в области хореографии
| 32
| 32
| 20
| 12
| Тема 1.4 Методика преподавания хореографического искусства
| 52
| 52
| 20
| 32
| Тема 1.5. Организация работы детского хореографического объединения
| 21
| 21
| 19
| 2
| Тема 1.6. Теоретические основы и методика планирования работы детского хореографического коллектива
| 12
| 12
| 12
| -
| Самостоятельная работа
| 63
|
|
|
| Учебная практика
| 59,2
|
|
|
| Производственная практика
| 97,6
|
|
|
| Раздел 2. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии.
| 1388,8
|
|
|
| МДК 01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии.
| 825
| 825
| -
| 825
| Тема 2.1.Классический танец
| 327
| 327
| -
| 327
| Тема 2.2. Народно-сценический танец
| 170
| 170
| -
| 170
| Тема 2.3. Бальный танец
| 182
| 182
| -
| 182
| Тема 2.4. Основы современных танцевальных стилей
| 90
| 90
| -
| 90
| Тема 2.5. Ритмика
| 56
| 56
| -
| 56
| Самостоятельная работа
| 412
|
|
|
| Учебная практика
| 80,2
|
|
|
| Производственная практика
| 71,2
|
|
|
| Раздел ПМ 03. История и теория хореографического искусства
| 199,8
|
|
|
| МДК. 01.03. История и теория хореографического искусства
| 78
| 78
| 78
| -
| Тема 3.1. Специфика хореографического искусства
| 6
| 6
| 6
| -
| Тема 3.2. История мировой хореографической культуры.
| 28
| 28
| 28
| -
| Тема 3.3.История отечественного хореографического искусства
| 22
| 22
| 22
| -
| Тема 3.4.Современное хореографическое искусство.
| 22
| 22
| 22
| -
| Самостоятельная работа
| 39
|
|
|
| Учебная практика
| 82,8
|
|
|
| Раздел 4. Основы музыкально-теоретических дисциплин
| 51
|
|
|
| МДК.04.01. Основы музыкально-теоретических дисциплин
| 32
|
|
|
| Тема 4.1. Ритм и метр.
| 16
| 16
| 16
| -
| Тема 4.2. Структура музыкальной речи.
| 9
| 9
| 9
| -
| Тема 4.3. Выразительные средства музыки
| 9
| 9
| 9
| -
| Самостоятельная работа
| 17
|
|
|
| Раздел 5. Композиция и постановка танца
| 458,8
|
|
|
| МДК. 01.05 Композиция и постановка танца
| 262
| 262
| 62
| 200
| Тема 5.1. Историко-теоретические основы балетмейстерского искусства
| 14
| 14
| 14
| -
| Тема 5.2 Составление учебных комбинаций упражнений у станка и на середине зала
| 40
| 40
| 10
| 30
| Тема 5.3 Законы восприятия хореографических произведений
| 8
| 8
| 8
| -
| Тема 5.4. Сочинение танцевальных вариаций и композиций бальных танцев
| 46
| 46
| 6
| 40
| Тема 5.5. Запись танца и чтение танца по записи
| 24
| 24
| 4
| 20
| Тема 5.6 Значение законов драматургии и композиции при создании хореографического произведения
| 18
| 18
| 8
| 10
| Тема 5.7 Этапы создания хореографического произведения
| 106
| 106
| 6
| 100
| Тема 5.8 Современный синтез сценических компонентов танца
| 6
| 6
| 6
| -
| Самостоятельная работа
| 131
|
|
|
| Учебная практика
| 65,8
|
|
|
| Раздел 6. Сценическое оформление хореографических постановок
| 87
|
|
|
| МДК.06.01. Сценическое оформление хореографических постановок
| 58
| 58
| 26
| 32
| Тема 6.1. Роль художественного оформления в сценических видах хореографии
| 2
| 2
| 2
| -
| Тема 6.2. Оформление сцены для танца
| 16
| 16
| 8
| 8
| Тема 6.3. Танцевальный костюм
| 32
| 32
| 12
| 20
| Тема 6.4. Музыкальное оформление сценического танца
| 8
| 8
| 4
| 4
| Самостоятельная работа
| 29
|
|
|
| Квалификационный экзамен – 8 семестр
|
|
|
|
| |