Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 321.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации12.01.2014
Размер321.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №7 «Остров сокровищ»





Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к играм в шашки и шахматы с использованием информационно-

коммуникативных технологий

Николаева Анна Прокопьевна Воспитатель 1-й категории

МБДОУ ЦРР Д/с № 7 «Остров сокровищ»

Якутск 2013

Оглавление

Введение

  1. Основная часть

  2. Практическая часть. Дидактические игры.

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Введение

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5—7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, таинственность обстановки, особая занимательность. Радость доставляет и то, что в игре открывается возможность коллективных действий и коллективного общения.

Предлагаемые игры шашки и шахматы отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.

Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы.

Использование интеллектуальных игр в образовании имеет давнюю традицию. В наше время одними из интеллектуальных игр являются шашки и шахматы. Они способствуют решению следующих важных проблем образования:

  • обогащенного обучения одаренных детей и более общей проблемы активизации творчества детей, родителей и педагогов;

  • раннее приобщение детей к интеллектуальному спорту и более общей проблемы подготовки дошкольников к начальной школе;

  • математического образования одаренных детей и более общей проблемы поднятия уровня математической культуры для всех.

Благодаря этим играм дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Основная часть. Глава 1.

В  дошкольном  учреждении  на  первый  план  выдвигается  развивающая  функция  обучения,  в  значительной  степени  способствующая  становлению  личности  дошкольников  и  наиболее  полному  раскрытию  их  творческих  способностей и подготовки к школе.

Проблемы развития математических способностей детей дошкольного возраста определили направление нашей работы с использованием интеллектуальных игр шашки и шахматы в единый кружок для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Введение  дополнительной образовательной деятельности  по  системе  шашки и шахматы позволяет  реализовать  многие  позитивные  идеи  отечественных  теоретиков  и  практиков – сделать  обучение  радостным,  поддерживать  устойчивый  интерес  к  знаниям.  Стержневым  моментом кружков  становится  деятельность  самих  воспитанников,  когда  они  наблюдают,  сравнивают,  классифицируют,  группируют,  делают  выводы,  выясняют  закономерности, изготовляют своими руками.  При  этом  предусматривается  широкое  использование  занимательного  материала,  включение  в  кружок игровых  ситуаций,  дидактических игр, решение математических задач, отгадывание загадок, чтение  дидактических  сказок, изготовление досок и фигурок и фишек своими руками и  т.д.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети, решают разные задачи. Так, в учебной деятельности это учебно-тренировочные задачи для освоения того или иного правила, в творческой — поисково-творческие задачи, развивающие способности ребенка.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету чтению, письму. Между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность и т. д.

Актуальность.

В современном дошкольном образовании недостаточно использованы информационные технологии.

Большое значение для развития дошкольников имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определил направление проекта с использованием информационно-коммуникативных технологий приобщить детей к играм в шашки и шахматы для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из проблем, были выявлена основная гипотеза проекта:

Организация в условиях ДОУ с использованием ИКТ планомерной работы по обучению игры в шашки и шахматы, будет способствовать целостному интеллектуальному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей.

Цель – развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста в шашки и шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Программа достигается по мере решения в единстве следующих задач таких, как:

Обучающие:

  • Обучение основам игры в шашки и шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий , а также простым комбинационным приемам.

Воспитательные:

  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, памяти, наблюдательности;

  • Выработка у детей умения применять полученные знания на практике, а также специальной психологической подготовки детей.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных способностей детей: тренирует логическое мышление, учит ориентироваться на плоскости, умения производить расчеты на несколько ходов вперед; развитие образного и аналитического мышления.

Научно-методическое обоснование

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установил, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль-слово», «мысль- действие». В связи с этим ряд педагогов считают, что шашки и шахматы являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкрепление плодов мышления действиями.

Разработанная обучающая программа кружковой деятельности «Интеллект» существенно может развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса позволяет приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Настоящая программа предназначена для образовательной деятельности кружка «Интеллект» учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашки и шахматы, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

С позиций проекта, детям нужно не только дать знания по теории и практике игры в шашки и шахматы, но и в творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста, шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной, доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Обучение игре в шашки и шахматы, является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в интеллектуальных играх. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.

Обучение  игре  в шашки и шахматы  можно  сделать  максимально  простым  и  доступным  дошкольникам.  Важное  значение  при  обучении  имеет  специально  организованная  игровая  деятельность  на  непосредственную образовательную деятельность,  использование  приема  обыгрывания  заданий,  создание  игровых  ситуаций.

Особенностью данного проекта является выявление одаренных детей и формирование их математического и логического мышления. Наибольший акцент прилагается на традиционные дидактические игры, адаптированные к кружку «Интеллект» с использованием ИКТ. В процессе непосредственно образовательной деятельности шашки и шахматы дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни в современном обществе.

Разработанная обучающая программа кружковой деятельности «Интеллект» существенно может развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса позволяет приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Новизна и практическая значимость будет заключаться в разработке конспектов непосредственной образовательной деятельности по обучению игры в шашки и шахматы для детей старшего дошкольного возраста, где используется интеграция развивающих игр друг с другом и подготовке методических рекомендаций с описанием технологий интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ, направленных на развитие мыслительных способностей дошкольников и подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой в шашки и шахматы, разработке методических пособий традиционных дидактических игр и игр, адаптированных к кружку с использованием ИКТ в ДОУ.

Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.

В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: кабинет по интеллектуальным играм, оборудование (наборы настольных игр: шашки, шахматы, магнитные доски), демонстрационный материал и методическая литература.

Срок реализации проекта программы составляет 2 года. Проект экспериментальной обучающей программы по шашкам, шахматам рассчитан на 2 года.

Участники:

Заведующая, старший воспитатель, руководители кружка, воспитатели, дети, родители.

Практическая часть. Глава 2. Дидактические игры, адаптированные к кружку.

Созданные условия на базе детского сада позволяют использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к играм в шашки и шахматы

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

Формы и режим организованной образовательной деятельности.

Проект кружковой деятельности рассчитан на два года. Непосредственно образовательная деятельность рекомендуется проводить 2 раза в неделю по шашкам и шахматам

  • Количество детей в группе – 12 детей возраст детей с 5 до 7 лет. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий до 25 минут

  • Непосредственная образовательная деятельность проводится комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.

Связь с современными психолого-педагогическими теориями и технологиями

Шашечная и шахматная игра имеет высокое нравственное назначение. Каждый из нас желает быть сильным не только физически, но и нравственно.

Сильный человек, если это шашист или шахматист считает обязательным поблагодарить соперника за игру, независимо от результата. Шашечная и шахматная игра всегда сопровождается повышенным волнением, возникают различные психологические факторы, но каждый в силу личностных качеств решает их по своему. Частое соперничество в игре способствует укреплению психологических умений.

Кто-то считает, что освоение премудростей шашек и шахмат достаточно просто много играть. Определенная доля истины в этом конечно же есть. В то же время надо иметь в виду, что без специальной подготовки весомого успеха не добиться. Как говорится, нет дороги в мастера без упорного труда.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к этим интеллектуальным играм. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

В связи с тем, что наш детский сад работает по направлению информационно – коммуникативных технологий и главной целью педагогов является модернизация ИКТ в ДОУ, мы  адаптировали  классические  дидактические  игры  к  кружке  «Интеллект» с использованием ИКТ для  достижения  цели. 

  • 1.    .Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.

  • 2. Игра  «Пятый лишний».  На  карточках  шахматные  фигуры,  пешки, фишки и т.д. Найти  лишнюю  фигуру.

  • 3.    Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

  • 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

  • 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

  • 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

  • 7.  Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?  

  • 8.   Игра  «Узнай  по  описанию».  Описывается  фигура,  дети угадывают.

 И  многие  другие,  не  менее  любимые  детьми игры

 

Организованная образовательная деятельность кружка «Интеллект» проводится по 3 этапам:

  • 1 этап. Подготовительный этап

  • 2 этап. Реализация проекта

  • Тематическое планирование по шахматам 2 год обучения

  • (подготовительная к школе группа)

  • 3. Тематическое планирование по шашкам 1 год обучения

  • (старшая группа)

  • Тематическое планирование по шашкам 2 год обучения

  • (подготовительная к школе группа)

3 этап. Обобщающий этап.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск