Скачать 321.09 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №7 «Остров сокровищ» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к играм в шашки и шахматы с использованием информационно- коммуникативных технологий Николаева Анна Прокопьевна Воспитатель 1-й категории МБДОУ ЦРР Д/с № 7 «Остров сокровищ» Якутск 2013 Оглавление Введение
Заключение Приложение Список использованной литературы Введение Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5—7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, таинственность обстановки, особая занимательность. Радость доставляет и то, что в игре открывается возможность коллективных действий и коллективного общения. Предлагаемые игры шашки и шахматы отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов. Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы. Использование интеллектуальных игр в образовании имеет давнюю традицию. В наше время одними из интеллектуальных игр являются шашки и шахматы. Они способствуют решению следующих важных проблем образования:
Благодаря этим играм дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. Основная часть. Глава 1. В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и подготовки к школе. Проблемы развития математических способностей детей дошкольного возраста определили направление нашей работы с использованием интеллектуальных игр шашки и шахматы в единый кружок для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Введение дополнительной образовательной деятельности по системе шашки и шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом кружков становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, изготовляют своими руками. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в кружок игровых ситуаций, дидактических игр, решение математических задач, отгадывание загадок, чтение дидактических сказок, изготовление досок и фигурок и фишек своими руками и т.д. Осуществляя указанные виды деятельности, дети, решают разные задачи. Так, в учебной деятельности это учебно-тренировочные задачи для освоения того или иного правила, в творческой — поисково-творческие задачи, развивающие способности ребенка. Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету чтению, письму. Между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно полезную деятельность и т. д. Актуальность. В современном дошкольном образовании недостаточно использованы информационные технологии. Большое значение для развития дошкольников имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определил направление проекта с использованием информационно-коммуникативных технологий приобщить детей к играм в шашки и шахматы для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исходя из проблем, были выявлена основная гипотеза проекта: Организация в условиях ДОУ с использованием ИКТ планомерной работы по обучению игры в шашки и шахматы, будет способствовать целостному интеллектуальному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей. Цель – развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста в шашки и шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Программа достигается по мере решения в единстве следующих задач таких, как: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Научно-методическое обоснование Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установил, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль-слово», «мысль- действие». В связи с этим ряд педагогов считают, что шашки и шахматы являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкрепление плодов мышления действиями. Разработанная обучающая программа кружковой деятельности «Интеллект» существенно может развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса позволяет приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Настоящая программа предназначена для образовательной деятельности кружка «Интеллект» учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашки и шахматы, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. С позиций проекта, детям нужно не только дать знания по теории и практике игры в шашки и шахматы, но и в творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста, шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной, доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Обучение игре в шашки и шахматы, является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в интеллектуальных играх. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Обучение игре в шашки и шахматы можно сделать максимально простым и доступным дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на непосредственную образовательную деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Особенностью данного проекта является выявление одаренных детей и формирование их математического и логического мышления. Наибольший акцент прилагается на традиционные дидактические игры, адаптированные к кружку «Интеллект» с использованием ИКТ. В процессе непосредственно образовательной деятельности шашки и шахматы дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни в современном обществе. Разработанная обучающая программа кружковой деятельности «Интеллект» существенно может развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса позволяет приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Новизна и практическая значимость будет заключаться в разработке конспектов непосредственной образовательной деятельности по обучению игры в шашки и шахматы для детей старшего дошкольного возраста, где используется интеграция развивающих игр друг с другом и подготовке методических рекомендаций с описанием технологий интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ, направленных на развитие мыслительных способностей дошкольников и подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой в шашки и шахматы, разработке методических пособий традиционных дидактических игр и игр, адаптированных к кружку с использованием ИКТ в ДОУ. Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности. В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: кабинет по интеллектуальным играм, оборудование (наборы настольных игр: шашки, шахматы, магнитные доски), демонстрационный материал и методическая литература. Срок реализации проекта программы составляет 2 года. Проект экспериментальной обучающей программы по шашкам, шахматам рассчитан на 2 года. Участники: Заведующая, старший воспитатель, руководители кружка, воспитатели, дети, родители. Практическая часть. Глава 2. Дидактические игры, адаптированные к кружку. Созданные условия на базе детского сада позволяют использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к играм в шашки и шахматы Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала. Формы и режим организованной образовательной деятельности. Проект кружковой деятельности рассчитан на два года. Непосредственно образовательная деятельность рекомендуется проводить 2 раза в неделю по шашкам и шахматам
Связь с современными психолого-педагогическими теориями и технологиями Шашечная и шахматная игра имеет высокое нравственное назначение. Каждый из нас желает быть сильным не только физически, но и нравственно. Сильный человек, если это шашист или шахматист считает обязательным поблагодарить соперника за игру, независимо от результата. Шашечная и шахматная игра всегда сопровождается повышенным волнением, возникают различные психологические факторы, но каждый в силу личностных качеств решает их по своему. Частое соперничество в игре способствует укреплению психологических умений. Кто-то считает, что освоение премудростей шашек и шахмат достаточно просто много играть. Определенная доля истины в этом конечно же есть. В то же время надо иметь в виду, что без специальной подготовки весомого успеха не добиться. Как говорится, нет дороги в мастера без упорного труда. Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к этим интеллектуальным играм. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме. В связи с тем, что наш детский сад работает по направлению информационно – коммуникативных технологий и главной целью педагогов является модернизация ИКТ в ДОУ, мы адаптировали классические дидактические игры к кружке «Интеллект» с использованием ИКТ для достижения цели.
И многие другие, не менее любимые детьми игры Организованная образовательная деятельность кружка «Интеллект» проводится по 3 этапам:
3 этап. Обобщающий этап. |