Особенности реализации требований ФГОС при подготовке и проведении внеурочного занятия по ОБЖ в 1 классе М.В. Правильская, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 116» Человек - неотъемлемая часть мира, и каждому хочется жить и радоваться жизни, а не думать об опасностях, которые его подстерегают. Совсем недавно вполне достаточно было знать и соблюдать не так уж много правил, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно. Сегодня таких правил, обязательных для каждого человека, стало значительно больше. Поэтому одной из главных задач общества является передача подрастающему поколению специальных знаний, формирование у него умений и навыков, необходимых для безопасной жизни. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, проектирование своего будущего, здоровый и безопасный образ жизни. Важную роль в обучении детей методам обеспечения личной безопасности может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который направлен на формирование специальных знаний и навыков. Видный американский психолог Абрахам Маслоу считает, что уверенность в собственной безопасности позволяет индивиду испытывать более высокие потребности и импульсы, а также двигаться к зрелости. Безопасность является базовой потребностью ребенка. Удовлетворение этой потребности обеспечивает нормальное или ускоренное развитие ребенка. Следовательно, обучая ребенка правилам безопасного поведения, мы удовлетворяем его насущную потребность в безопасности. Внутренняя мотивация у него уже есть, осталось выбрать наиболее эффективные формы. ОБЖ в начальной школе изучается интегрировано, его элементы введены в учебный предмет «Окружающий мир». Обеспечить получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет включение его в программу внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является частью образовательного процесса в школе и имеет ряд особенностей: проводится во внеурочное время; продолжительность занятия в 1классе 30 - 35 мин (2 - 4 класс 45 мин.); нет оценки знаний по 5-ти бальной шкале, оценка только словесная; нет домашних заданий; нет контрольных работ; итоговыми формами организации внеурочной деятельности могут быть праздники, конкурсы, олимпиады; внеклассное занятие - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которой возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации, хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, комфортных отношений между детьми и учителем. В соответствии с концепцией и программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной школе следует говорить о том, что тематическое содержание построено в проблемно - поисковом ключе. На занятиях учащимся не дается готовое знание, а через целенаправленную деятельность организуется поиск знаний, постижение их посредством игры, моделирования проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни. Внеурочное занятие позволяет изучать в реальной обстановке возможные опасные ситуации, привлекать на отдельные занятия работников специальных служб (медицинский работник, инспектор ГИБДД, пожарный и т.д.) Младшие школьники воспринимают материал наглядно - образно, поэтому рационально использовать разнообразные способы восприятия: Зрительный: красочные картины, таблицы, слайды, фильмы, мультфильмы; Слуховой: аудио кассеты, CD - диски; Кинестетический: усвоение информации достигается только в деятельности. Одним из средств, способствующих формированию у детей знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является игра. В игре ребенок развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверять свои умения и навыки. Дети проявляют активность в большей степени именно в игровой деятельности, так как усвоение правил безопасного поведения происходит с помощью косвенного воспитательного воздействия, которое оказывает сама игра (правила игры, поведение других участников в игре, окружающие условия, мнение товарищей и друзей и т.п.), а не путем прямых назиданий взрослых. На каждом занятии используется методика организации сюжетно-ролевых игр, тематикой которых служит специально отобранный материал, освоение его позволит учащимся найти верное решение в большинстве потенциально опасных ситуаций. Особое место в курсе ОБЖ занимают учебные ситуации, которые помогают формировать и совершенствовать универсальные учебные действия, предусмотренные стандартом: коммуникативные, регулятивные, познавательные. Учебные ситуации строятся на предметном содержании и носят метапредметный характер. В курсе ОБЖ выделяются следующие учебные ситуации: Ситуация - проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. Ситуация - иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в беседу, позволяющую визуализировать информацию. Ситуация - оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, затем предложить свое решение. В качестве иллюстрации к выше изложенному предлагается фрагмент внеурочного занятия по курсу «ОБЖ», проведенного в 2011-12 уч. году в 1 классе в соответствии требованиям ФГОС. УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Лесные опасности» Тема занятия: «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: Формирование у учащихся умения предвидеть опасные ситуации в лесу (связанные со сбором грибов) и правильно действовать в случае их возникновения. Задачи: Актуализировать и расширить знания учащихся о видах съедобных и несъедобных грибов Пермского края (лесной полосы). Организовать обсуждение характерных признаков несъедобных грибов, обратить особое внимание на недопустимость определения видов грибов на вкус. Создать условия для самостоятельной мыслительной деятельности, образно-эмоциональные ситуации, побуждающие к сравнительным мыслительным действиям. Развивать коммуникативные навыки (умение работать в группе), формировать умение слышать и слушать друг друга и учителя. Воспитывать культуру безопасного поведения. Воспитывать аккуратное, бережное отношение к природе. Оборудование: учебник Л.П. Анастасова «ОБЖ»; презентация, карточки, иллюстрации, «лукошки» с грибами. Таблица 1 Технологическая карта урока Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Определение темы занятия | Подведение учащихся к осознанию темы (учитель читает стихотворение – загадку). Что может быть опасным в лесу? | Ответы и аргументация ответов | Познавательные Коммуникативные Общеучебные | Сообщение целей и задач | Постановка проблемного вопроса (загадки о грибах и их рисунки) Какой гриб лишний и почему? Подведение учащихся к осознанию целей и задач (Узнаете ли вы ядовитые грибы, придя в лес?) | Ответы и объяснение ответов | Регулятивные Целеполагание Коммуникативные | Практическая деятельность учащихся | Консультирование, организация работы в группах | Выделение существенных характеристик ядовитого гриба, описание которого дано на карточке; подчеркивание красным цветом - внешние характеристики, зеленым - чем гриб опасен. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Осуществление контроля | Контроль, консультирование | Самоконтроль и взаимоконтроль (соотнесение рисунка гриба с его описанием). Игра «Узнай по описанию» | Регулятивные Коммуникативные | Усвоение и применение новых знаний | Обучение элементам классификации (организация учебной ситуации - проблемы) | Классификация, использование аналогий (Игра «Лукошко» - детям предлагаются «лукошки», в которые собраны разнообразные грибы). Детям предлагается проверить «лукошки». | Познавательные Коммуникативные | Данное занятие предполагает реализацию деятельностного подхода, при котором важное место занимает самостоятельная работа учащихся, во время которой они сами создают «готовый продукт» - учебный материал, который будет востребован в реальной жизни ребенка. Библиографический список Анастасова Л.П. и др. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности». В 2ч. Ч2.-М.:просвещение,2008. Безруких М.М. и др. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении.- М., 2012. Стандарты второго поколения. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа //Составитель Савинов Е.С. , научные руководители Кондаков А.М., Кезина Л.П. –М.: Просвещение, 2010. |