Скачать 29.86 Kb.
|
Кузьминых Л.Ф. Использование элементов предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях при обучении диалогической речи неслышащих учащихся вспомогательных классов. Обычно в первый класс для обучения по вспомогательной программе приходят с полным отсутствием собственной речи, так же они не понимают обращённую к ним речь и с ничтожно малым запасом активного словаря. Поэтому основными задачами уроков развития слухового восприятия являются:
Невозможно построить общение на диалогическом уровне, если не подготовить ребёнка к слуховому восприятию. Для этого необходима индивидуальная работа на знакомом пройденном материале, поэтому при проведении занятия необходимо - создать психологический климат, чтобы ребёнок захотел работать (т.е. моменты игры, картинки, зарисовки, аппликации предметов в действии) - вовремя поощрять ребёнка - вовремя исправить ошибку - фиксировать устный ответ - каждое упражнение подбирать индивидуально - использовать элементы ППД и АВК. Элементы диалогической речи по вспомогательной программе в первом классе вводятся во втором полугодии, после того, как ребёнок усвоил на уроках развития речи, чтения, ППО, ОЗОМ элементарные понятия действий (встань, сядь, положи, дай и т.д.). В первом же полугодии проводится работа над речевым дыханием, голосом, слуховым восприятием (различением слогов, различением количества слогов и ударением). Первые элементы диалогической речи во втором полугодии вводятся в момент организации занятия в форме отчёта. - надень наушники. - я надел наушники. - как ты слышишь? - я слышу хорошо. - сними наушники. - я снял наушники. Фразы усложнятся постепенно, по мере усвоения материала. Параллельно добавляются фразы с поручениями в игровой форме и разных ситуациях (дай, возьми, положи, покажи) и 3-4 названия предмета (используются картинки и предметы). Словарь отрабатывается в действии с предметами, в игре с опорой на таблицы и картинки. - Вова, дай мяч. - Возьмите мяч. - Спасибо, Вова. - Пожалуйста. - Вова, возьми карандаш и бумагу. - Я взял карандаш и бумагу. - Нарисуй мяч по шаблону. - Я нарисовал мяч. - Молодец! Работа ведётся на слухозрительном уровне, с постепенным усложнением фраз посредством добавления словаря. На следующем этапе 2 – 3 класс материал усложняется в момент организации занятия, добавляются дополнительные фразы (Поздоровайся, попрощайся, что ты будешь делать?). Дополняются фразы-поручения уже с элементами ППД для закрепления словаря по учебным предметам (книга, тетрадь, бумага, ручка и др.), названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и др.), глаголы (открой, попроси, нарисуй, обведи, вырежи и др.). Этот материал отрабатывается в различных ситуациях по поручениям в форме отчёта. - Саша, возьми бумагу. - Я взял бумагу. - Положи на стол. - Я положил бумагу на стол. - Обведи шаблон круга. - Я обвёл шаблон круга. - Вырежи круг. - Я вырезал круг. Когда материал достаточно отработан и усвоен, постепенно усложняется добавлением к усвоенным фразам слов и в другой речевой ситуации, с которой дети сталкиваются в жизни. - Саша, попроси у меня карандаш, линейку и бумагу. - Л.Ф., дайте мне, пожалуйста, карандаш, линейку и бумагу. - Возьми, Саша. - Спасибо. - Пожалуйста. - Л.Ф., что мне делать? - Нарисуй и вырежи квадрат. - Дайте мне, пожалуйста, ножницы. - Возьми. - Я нарисовал и вырезал квадрат. - Саша, ты сделал верно. При работе над этим диалогом использовались рисунки с изображением действующих лиц. Это помогает ребёнку сориентироваться в речи для него предназначенной. Таким образом, организованная работа побуждает ребёнка к активной речи и активным действиям, что улучшает запоминание словаря и его активизацию. |