Скачать 34.1 Kb.
|
5 класс Урок № 39. Тема. Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Цель:
Оборудование: тексты рассказа. ХОД УРОКА. І. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула». III. Работа по подготовке к сочинению. 1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. 2. Вступительное слово учителя. С.Я.Маршак высоко ценил рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными, подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи, - и всё это уместилось на двадцати с чем-то страницах. По краткости, по силе воздействия на читателя, по сложности и богатой простоте эту повесть – «Кавказский пленник» - можно назвать настоящим рекордом мировой детской литературы». 3. Беседа. - О каких нравственных понятиях шла речь на уроках, посвящённых анализу рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (Речь на уроках шла о силе воли, мужестве, находчивости, стойкости, силе, выносливости Жилина; чуткости, доброте, отзывчивости Дины; нерешительности, трусости, эгоизме Костылина; жестокости и нетерпимости «красного татарина» и старика). 4.Лексическая работа. - Объясните значение слов выносливость, доброта, жестокость, мужество, находчивость, нерешительность, нетерпимость, отзывчивость, сила воли, стойкость, трусость, чуткость, эгоизм. 5.Продолжение беседы. - Почему Жилин и Дина проявляют лучшие качества характера? (Жилиным и Диной движет любовь к людям, стремление делать им добро). - Назовите пословицы о любви к людям и доброте. Кто добро творит, того Бог благословит. Доброму Бог помогает. Торопись делать добро, - не равно не успеешь. Дай, Боже, меж людьми быть побольше любви! Другу дружи, а недругу не вреди. Чужой бедой сыт не будешь. 6. Слово учителя. А вот что говорили о доброте известные люди: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются». (Л.Н.Толстой) «Во внутреннем мире человека добро – это солнце». (Виктор Гюго) «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта». (Фрэнсис Бэкон) - Каков общий смысл данных высказываний и пословиц? (Доброта – величайшее достоинство человека). 7. Продолжение беседы. - Почему «красный татарин» и старик так нетерпимы по отношению к русским? («Красным татарином» и стариком движет ненависть и вражда к людям иной национальности и веры. Они считают, что только священная война – газават – поможет восстановить справедливость). - Правы ли старик и «красный татарин»? - Назовите пословицы о войне и мире. Худой мир лучше доброй брани. Войной да огнём не шутят. Вражда не делает добра. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Кому мир недорог, тот нам и ворог. Мир – дело великое. - Каков общий смысл этих пословиц? (Война и вражда между людьми – величайшее зло на земле). 8. Слово учителя. В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Л.Н.Толстой, была продолжена в XX веке. Пострадали не только русские, но и дагестанцы, ингуши и другие народы, проживавшие в Чечне. Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого, данных в замечательном рассказе «Кавказский пленник». 9. Составление плана сочинения. I. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». II. Над чем заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого?
III. О каких уроках Л.Н.Толстого нужно помнить и сегодня? 10. Самостоятельная работа учащихся над сочинением. IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание. 1.Оформить сочинение набело. 2.Инд.задания. Подготовить сообщения: - о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя; - подготовить сообщение о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии. 3.Инд.задание: подготовить выразительное чтение воспоминаний об А.П.Чехове. |