ЦЕЛЬ
| Развитие самооценки учащихся на основе анализа диагностической работы: «на входе» в тему «Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»
|
Педагогические задачи занятия (педагогический замысел)
| Формировать умение выполнять установленную (ранее сконструированную) последовательность действий при выделении частей слова (окончания и основы)
Закрепить знание способов изменения слов-названий в коллективно-распределённой деятельности
Совершенствовать умение изменять форму слова и отличать изменение слова от нового слова
Формировать основы коммуникативной компетентности
Внести коррекцию в освоение способов изменения слова и выделения окончания и основы слова
Подготовиться к предъявлению результатов домашней самостоятельной работы и оценке освоения темы
|
Знания, умения и способы действия, на которые опираются задания занятия
| Первоначальные знания об основе и окончании слов-названий
Отличительные особенности слов-названий
Способы изменения слов-названий
Алгоритм выделения окончания и основы в словах-названиях
Работа с моделью
|
Планируемый педагогический результат
| Во-первых, каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изучаемого предметного материала (контрольно-оценочная компетентность);
во-вторых, каждый ученик сможет выявить возможные причины ошибок при выделении окончаний и основы слова (контрольно-оценочная компетентность);
в-третьих, учащиеся смогут устранить пробелы в знаниях (предметная компетентность);
в-четвёртых, в рамках этого занятия детям предлагается применить способы распределения обязанностей при выполнении общего задания (коммуникативная компетентность).
|
Способ и формат оценивания результатов работы учащихся
| педагогическое наблюдение за работой учеников в группе;
публичное выступление групп: предъявление результатов работы;
анализ причин допущенных ошибок: работа в оценочном листе;
нахождение и исправление ошибок в собственной диагностической работе;
осознанный выбор заданий для ликвидации пробелов («стол-помощник»).
|
Оборудование
| - проверенная диагностическая работа учащихся без помет учителя;
- карточки со словами из диагностической работы, в которых учащиеся допустили ошибки (по количеству групп);
- слайд с таблицей ошибочного выделения окончания в словах, выполненный в программе для интерактивной доски (при отсутствии смарт-доски - листы со словами) для представления классу результата работы групп (образец таблицы представлен ниже);
- модель «Способы изменения слов-названий»;
- алгоритм выделения окончания в словах-названиях;
- «Тетрадь открытий»;
- карточки с заданиями для «стола-помощника»;
- оценочные листы (по количеству учащихся).
|
ЭТАП 1 (подготовительный)
| Организационный момент
|
Цель
| Мотивирование учащихся на работу
| Сформулировать проверяемые умения
|
Длительность этапа
| 1–2 минуты
|
Форма организации деятельности учащихся
| Коллективная деятельность
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Организаторские, информационные
|
Основные виды деятельности преподавателя
| Настрой учащихся на работу
|
Промежуточный результат
| Готовность к работе
|
ЭТАП 2 (постановка цели и задач)
| Определение цели занятия
|
Цель
| Задать направление деятельности учащихся
| Формулирование индивидуальной задачи урока
|
Длительность этапа
| 2–3 минуты
|
Форма организации деятельности учащихся
| Коллективная деятельность
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Создание условия для целеполагания
|
Основные виды деятельности преподавателя
| Вывод учащихся на формулировку цели занятия
|
Промежуточный результат
| Формулировка цели занятия
|
ЭТАП 3 (основной)
| Отработка способа выделения окончания и основы в слове
|
Анализ и исправление ошибок
| Цель
| Создание условия для определения ошибок по выделению окончания и основы слов и владение этим способом
| Найти ошибки и определить их причины
|
Длительность этапа
| 5–7 минут
|
Форма организации деятельности учащихся
| Коллективно-распределённая: обсуждение в группах, выполнение работы по алгоритму для исправления ошибок и выявления причин
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Организаторские, информационные
|
Основные виды деятельности преподавателя
| Создание условия для определения ошибок
|
Промежуточный контроль
| Найдены и исправлены ошибки в словах диагностической работы
|
Представление результатов работы групп и их обсуждение
| Цель
| Проверка качества работы групп детей
| Аргументация позиции групп, коллективное обсуждение и выявление причин ошибок
|
Длительность этапа
| до 10 минут
|
Форма организации деятельности учащихся
| Коллективная
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Контролирующая, стимулирующая, организационная
|
Основные виды деятельности преподавателя
| Наблюдение и постановка уточняющих вопросов
|
Промежуточный контроль
| Представление исправленных работ и обозначение возможных причин допущенных ошибок
|
Индивидуальная работа над ошибками и заполнение оценочного листа
| Цель
| Оказание индивидуальной помощи и консультирование по запросу учащихся
| Проверка собственной работы по образцу - поиск ошибок и их исправление, определение причин ошибок
|
Длительность этапа
| от 7 минут до 10 минут
|
Форма организации деятельности учащихся
| Индивидуальная: работа по алгоритму и сравнение с результатом групповой работы
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Консультационная, сопровождающая
|
Основные виды деятельности преподавателя
| Оказание индивидуальной помощи по запросу учащихся
|
Промежуточный контроль
| Исправление найденных ошибок в своей работе и фиксация причин ошибок в оценочном листе
|
ЭТАП 4 (планирование деятельности, необходимой для предотвращения дальнейших ошибок)
| Упражнение в применении освоенного способа выделения окончаний
|
Цель
| Отработка способа выделения окончания и основы
| Тренировка в изменении слов и выделений окончаний и основы
|
Длительность этапа
| 5–7 минут
|
Форма организации деятельности учащихся
| Групповая, парная, индивидуальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Консультирующая, сопровождающая
|
Промежуточный результат
| Осознанный выбор задания по ликвидации пробелов знаний, отработка способа выделения окончания и основы
|
ЭТАП 5 (заключительный)
| Рефлексивный
|
Цель
| Создать условия для рефлексивного анализа занятия
| Выход на выполнение заданий ДСР и карточек по пробелам знаний
|
Длительность этапа
| 1–2 минуты
|
Форма организации деятельности учащихся
| Индивидуальная
|
Функции преподавателя на данном этапе
| Организационная
|
Промежуточный результат
| Фиксация самооценки на шкале
|
Рефлексия
| Работа с оценочной шкалой
|
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Результат
|
Цель
| Содержание
| Цель
| Содержание
|
1.
| Организационный момент
(коллективная деятельность)
| Мотивирование
| - На предыдущем уроке мы выполняли диагностическую работу.
- Какое умение мы хотели проверить этой работой?
|
|
| Настрой на работу
|
|
| Сформулировать проверяемые умения
| - В работе мы изменяли слова и выделяли в них окончание и основу
|
2.
| Определение цели занятия
(коллективная деятельность)
| Задать направление деятельности учащихся
| - Проверив ваши работы, я увидела в них ошибки, и поэтому пригласила вас на это учебное занятие.
- Вы приняли моё приглашение, а с какой целью вы пришли на это занятие?
| Формулирование индивидуальной задачи урока
| - Узнать результаты диагностической работы;
- посмотреть, какие ошибки допустили;
- выяснить причины ошибок;
- потренироваться
в выделении окончаний и основы;
- потренироваться
в изменении слов
| Формулировка цели занятия
|
3.
| ОСНОВНОЙ ЭТАП: отработка способа выделения окончания и основы в слове
|
3а
| Анализ и исправление ошибок (работа в группах)
| Создать условия для определения ошибок по выделению окончания и основы слов и владение этим способом
| - Я предлагаю вам сейчас поработать в группах, исправить ошибки, если они есть и попробовать объяснить причину возникновения этой ошибки
| Найти ошибки и определить их причины
| Обсуждение в группах, выполнение работы по алгоритму для исправления ошибок и выявления причин
| Найдены и исправлены ошибки в словах диагностической работы
|
3б
| Представление результатов работы групп и их обсуждение
(слова записаны на смарт-доске, представитель от каждой группы фиксирует результат работы своей группы) - коллективная деятельность
| Проверка качества работы групп детей
| Наблюдение и постановка уточняющих вопросов:
(- Почему окончание в слове выделили неправильно?
- Вы не доказали свою точку зрения…
- Почему возникли трудности со словом?
- Согласны ли с таким выделением…)
| Презентация работы группы и оценка деятельности групп
| Аргументация позиции групп, коллективное обсуждение и выявление причин ошибок
| Представление возможных причин
допущенных ошибок
|
3в
| Индивидуальная работа над ошибками и работа с оценочными листами
| Оказание индивидуальной помощи и консультирование по запросу учащихся
| - Проверяя ваши работы, я не исправляла ошибки. Сейчас, после обсуждения в группах, постарайтесь найти ошибки в своих работах и определить их причину. Результатом вашей работы будут оценочный лист и исправленные ошибки Индивидуальная работа с учащимися
| Проверка собственной работы по образцу - поиск ошибок, их исправление и определение причин
| Работа по алгоритму и сравнение с результатом групповой работы
| Исправление найденных ошибок в работе и фиксация результата в оценочном листе
|
4.
| Упражнение в применении освоенного способа выделения окончаний
| Отработка способа выделения окончания и основы
| - Каждый для себя Вы выяснили причину ошибок. А что же дальше?
- Я предлагаю вам обратиться к «столу-помощнику» и выбрать такие карточки с заданиями, которые помогут вам избежать подобных ошибок в дальнейших работах, а так же выполнить подобные задания из домашней самостоятельной работы
| Тренировка в изменении слов и определении окончаний и основы
| - Надо ещё потренироваться,
- обратиться за консультацией,
- …
| Осознанный выбор задания для ликвидации пробелов в знаниях, отработка способа выделения окончания и основы
|
5.
| Итог
| Создать условия для рефлексивного анализа занятия
| На оценочном листе нарисуйте шкалу и оцените своё умение выделять окончание и основу в словах
| Выход на выполнение заданий ДСР и карточек по пробелам в знаниях
| Работа с оценочной шкалой
| Фиксация самооценки на шкале
|