Принято Согласовано «Утверждаю»
на педагогическом с Управляющим Советом Директор школы
совете _________________ ______________
Протокол №____от С.Г. Истратова
«_____»______2013г. «____»_______2013год «_____»_______2013г.
Основная
образовательная программа
начального общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
г. Электрогорск
Московской области
2013 – 2018 г.г.
Содержание
1.Целевой раздел:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Пояснительная записка------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися ООПНОО------------------------------------------------------------------------------7
1.2.1Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------23
2.Содержательный раздел------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------33
2.1.Программа формирования универсальных учебных действийу обучающихся на ступени
начального общего образования--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 33
.Программы отдельных учебных предметов------------------------------------------------------------------------------------------------------------53
2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся на ступени начального общего образования ------------102
2.4.Программа формирования экологической культуры, здоровогои безопасного образа жизни---------------------------------------------106
2.5.Программа коррекционной работы-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------114
3. Организационный раздел--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------128
3.1.Учебный план начального общего образования-----------------------------------------------------------------------------------------------128
3.2.План внеурочной деятельности-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------139
3.3.Система условий реализации основной образовательнойпрограммы в соответствии с требованиями Стандарта------------140
Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка к ООП НОО раскрывает:
1) основную цель и задачи реализации ООП НОО;
2) принципы и подходы к разработке ООП НОО;
3) общую характеристику ООП НОО.
ООП НОО школы первой ступени образования средней общеобразовательной школы № 16 города Электрогорска – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное и физическое развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование поведенческих установок здорового и безопасного образа жизни.
ООП НОО разработана на основе ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.
Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.
Нормативно-правовые и методические документы,
регламентирующие составление Основной образовательной программы начального общего образования
Закон РФ «Об образовании»; (статья 14, 15);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»);
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
Устав ОУ, ряд локальных нормативно-правовых документов;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительством РФ в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919 (пункт 44);
Сан ПиН 2.4.2. 2821-10;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2080)
Конвенция о правах ребенка;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Миссия образовательного учреждения,
приоритетные направления развития, цели деятельности.
ООП НОО предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста. ООП НОО нацелена на создание условий, обеспечивающих обучение и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально адаптированной.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие приоритетные направления:
качественное усвоение базового содержания образования всеми учащимися начальной школы.
формирование индивидуальных траекторий развития школьников в едином образовательном пространстве;
сохранение здоровья обучающихся;
социальная адаптация личности;
формирование единого информационного пространства.
Школа №16 является муниципальным образовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических и др.), образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально адаптированной.
Принципами образовательной политики являются следующие:
демократизация (сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей);
гуманизация (личностно-ориентированная педагогика, направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, на выявление и развитие способностей каждого ученика, и одновременно обеспечивающая базовый стандарт образования);
дифференциация (учет учебных, интеллектуальных и психологических особенностей учеников, их профессиональных склонностей);
индивидуализация (создание индивидуальной образовательной программы для каждого школьника в перспективе);
оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования
Вышеперечисленные принципы лежат в основе построения программы и направлены на создание в школе условий для получения полноценного образования, развития общей культуры, способностей учащихся, формирования творческой атмосферы, доброжелательного микроклимата.
Принципы построения Основной образовательной программы
начального общего образования
гуманизация образования;
непрерывность образования, преемственность всех этапов и направлений;
дифференциация и индивидуализация;
управляемость.
Особенности обучения, воспитания и развития младших школьников, контингент учащихся начальной школы
(т.е. классов, работающих по ФГОС НОО)
При разработке ООП НОО учитывается факт, что начальная школа - особый этап в жизни ребенка. ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.
Данный этап связан:
с изменением ведущего вида деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетенции);
с освоением новой социальной позиции, с принятием новой социальной роли ученика;
с изменением самооценки ребенка, формирование самооценки на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель);
с моральным развитием младшего школьника, которое связано с сотрудничеством со взрослыми и сверстниками, приобретением опыта жизни в коллективе, межличностными отношениями;
со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) являться основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений;
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
1. Фрагмент из ФГОС НОО: раздел II, п.9-12;
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
|