Скачать 68.78 Kb.
|
Нравственное и духовное воспитание школьников в рамках конкурса рисунков "Уроки Холокоста – путь к толерантности". г. Екатеринбург МОУ СОШ №167 преподаватель Барышева Е. В. Вводная часть. Что такое холокост? События Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, потрясшие весь мир, всё быстрее отдаляются от нас, от молодого подрастающего поколения. В наш суетный информационный век, всё более актуальной становиться необходимость нравственного и духовного воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы. Беседы о событиях тех страшных лет открывают для детей трагические страницы истории, полные ужаса человеческой гибели. Об этом нельзя забывать, поэтому надо рассказывать школьникам о фашизме, концлагерях, человеконенавидящей политике нацизма, чтобы эти явления никогда не повторялись в нашем будущем. Участвуя в программе "Холокост – путь к толерантности" в рамках изобразительного творчества, стало необходимо познакомить школьников, занимающихся в изобразительной студии школы, с таким понятием, как холокост. Дети узнали о тотальном уничтожении людей еврейской национальности во время Великой Отчественной войны. Само слово означает "сожжение", что созвучно с уничтожением, насилием над жизнью, над человеческой личностью. Цифры говорят за себя, в результате холокоста погибло половина еврейского населения планеты (около 6 миллионов человек), среди них полтора миллиона детей. Возникла насущная необходимость знакомства с обширным литературным материалом, изобразительным рядом, а так же выходом на определённую степень символизма, изобразительного образа, дабы уйти от привычных стериотипов и банальных решений в рисунках учащихся. Дети и холокост. Судьбы детей в годы войны. Судьбы детей в годы Великой Отечественной войны – одна из самых тяжёлых и кровоточащих страниц истории. Об этом мы узнаём знакомясь с множеством образцов литературы, а так же изучая пособия международной школы по изучению Катастрофы Иерусалимского мемориала "Яд Вашем". В данных пособиях и методических работах делается попытка раскрыть эту непростую тему через призму детской памяти, детского восприятия в сочетании с совсем не детскими испытаниями и переживаниями. Это даёт ученику возможность сопереживания, поскольку речь идёт о его ровестниках, переживших холокост. С отчки зрения нацистской идеалогии весь еврейский народ подлежал тотальному уничтожению. Нацисты утверждали, что именно расовая теория является двигателем истории. Согласно этой теории всё человечество делилось на расы: высшие – как, например, немцы, и низшие, к котрым относились, в частности, поляки, литовцы, русские и украинцы. Еврейство в качестве "антирасы" должно было в будущем исчезнуть с лица Земли, лишь временно некоторая его работоспособная часть могла оставаться в живых до тех пор, пока существовала нужда в бесплатной рабочей силе. Так как дети являлись "непродуктивной" частью населения, их депортировали в лагеря смерти в первую очередь, и они становились первыми жертвами планомерного уничтожения еврейского народа. "Детские акции", во время которых детей вырывали из рук родителей, оставили наболее тяжёлый след в воспоминаниях очевидцев. Педагогическое содержание Участие в данной теме педлагается ученикам начальной и средней школы (со 2-го по 8-й класс). Работа сэтим возрастом и такой сложной темой требует особого педагогического подхода, поэтому истории и рассказы которые выбираются для раскрытия этой темы должны быть доступные для их понимания истории, главные герои которых не погибли, а спаслись в ситуации смертельной угрозы. Расскрытие данной темы является попыткой осмыслить и понять противоречивость мира детства этого тяжелого исторического периода – мира, который существует как бы между разными полюсами – между надеждой и отчаянием, между мечтой и действительностью, между преждевременным взрослением и сохранившейся наивностью детства. Так, например, из пособия "Три куклы" автор Ирит Абрамская рассказывает о спасении из Варшавского гетто еврейской девочки Зоси, которая в свою очередь спасала свою единственную игрушку – куклу Зузю, воспринимая её как собственного ребёнка. Вся эта противоречивость проявляется ещё более отчётливо на фоне постоянно нависающей над ребёнком смертельной угрозы, ежедневной и ежечасной борьбы за элементарное выживание. Понимая всю сложность восприятия данной темы нашими юными учениками, учителю нобходимо сознательно выбирать для рассмотрения ситуации доступные пониманию, а главное, сопереживанию со стороны любого ребёнка. Сопореживание это станет возможным только в том случае,если Холокост преподаётся не как отвлечённое историческое событие, а как судьбы конкретных детей – ровесников наших учеников. Сопереживание же и выведет на решение изобразительными средствами этой темы, как графическими, так и цветовыми приёмами. Этический аспект темы. Источники В период гонений евреям было отказано в элементарном праве на человеческое существование – в праве свободно передвигаться, зарабатывать себе на жизнь, учить, воспитывать и даже рожать детей. Это было время, когда подвергались сомнению такие человеческие ценности, как семья, любовь к ближнему, дружба и взаимовыручка. Изучение данной темы и участие в конкурсе "Холокост- путь к толерантности" призвано помочь современному ребёнку научиться ценить такие простые, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи, как дом, семья, школа и ощество сверсников – все чего были насильственно лишены их ровесники в годы войны, в период Холокоста. Очень показателен в этом смысле Иерусалимский мемориал холокоста "Яд Вашем",не оставляющий равнодушным ни одного посетителя ( в нашем случае -заочных посетителей)не зависимо от национальностей и вероисповедания. Старейший и самый большой в мире музей подобного рода, который ежегодно посещают более миллиона человек, встречает двумя скульптурными группами с символическими названиями "Последний путь" и " Восстание в гетто". (архитектор Моше Сафди). Бережно сохранившиеся воспоминания людей, переживших холокост, картины ,написанные узниками лагерей, фотографии, личные вещи, документы и книги о холокосте производят очень сильное впечатление .Особое место занимает детский мемориал памяти еврейских детей, уничтоженных нацистами -в виде падающих ярких звезд с земного небосклона ,сильнейших образ ,поражающий любого человека, тем более ребенка. Этот материал, изученный нами по литературным источникам ,периодическим изданиям и иллюстративный ряд вызывает у школьников большой эмоциональный отклик, будит творческий потенциал. Уничтожение человека человеком - самый страшный принцип, абсолютно противоречащий толерантности. Узнав о таком явлении как холокост можно увидеть в глазах детей тревожность, смешанную со страхом, а так же сочувствие и милосердие. Уважение к разным нациям, принятие любого человека, пусть он не похож на тебя, терпимость и понимание другого - вот выводы к которым мы приходим изучая эту тему. План работы Работу над данной темой предполагается разделить на несколько этапов: 1. Вступление. После наводящих вопросов о холокосте вообще, ученикам предлагается рассмотреть ситуацию доступную пониманию, сопереживанию конкретного ребёнка (по материалам выствки "Недетские игры" 1997г. Юдит Инбар и пособие "Три куклы" авт.Ирит Абрамская). 2. Эскизирование. Выбор оптимальных вариантов и определение цветовой гаммы. 3. Выполнение работы в выбранном масштабе, соответствующей технике, проработка деталей. Техника исполнения. Материалы и инструменты. 1. Бумага – ватман, формат А3; 2. Гуашь; 3. Акварель монохромная; 4. Цветные карандаши 5. Цветная бумага; 6. Клей ПВА; 7. Кисти, ножницы, копировальная бумага. Итоги конкурса. Детское сердце восприимчиво, а фантазия - безгранична, что отражено в рисунках наших школьников. Конечно, работы появились ,а образы и ассоциации пришли не сразу ,а через долгую, кропотливую работу, ряд эскизирования. Но хотелось уйти от традиционных решений, примитивизма. Ценностным в решении композиции предполагалось сохранить тот эмоциональный заряд, полученный в изучении этой темы, а так же оригинальность изобразительного решения, выход на определенную символику, понятную для восприятия любому человеку. Так появились работы Паненко Юлии "По нашим судьбам" и Россомахиной Александры "Мы так хотели жить...". Паненко Юлия "По нашим судьбам" Россомахина Александра "Мы так хотели жить..." Острые ,переплетенные стеной колючки, по форме похожие на свастику, тяжелых и темных цветов(синий,фиолетовый ,черный,темно-коричневый)создают жуткое сцепление ,а внутри -пульсирующие сердца(алый и розовый цвет),как бы живые души ,представляют нам столкновение добра и зла. Зло - агрессивно ,добро- милосердно. Якишевой Юлии "Никогда не забудем" В работе Якишевой Юлии "Никогда не забудем"-огромный черный фашистский крест -как приговор упал на жизни и судьбы людей-портреты детей и взрослых за пределами и границами этого (зла)-цвет в лицах, значит это оставшиеся в живых; другие -черно-белые противопоставление цвету, жизни, человеческой нравственности. Крест – как рок и уничтожение! Смирных Татьяна "Бабий Яр" Порунова Александра "Угроза фашизма" Совсем по иному найдено композиционное решение в работах Смирных Татьяны "Бабий Яр", Поруновой Александры "Угроза фашизма", Козловой Екатерины "В пекле фашизма". Очень сдержанная цветовая гамма, монохромность придаёт определённую суровость, подчёркивает трагизм, а воплощение зла найдено в образе огромного летящего тёмного орла – символа фашизма,похожего на неотвратимую грозную тучу, покрывающую мраком всё небо. Внизу же – бегущие, словно от грозы силуэты маленьких людей, бессильных противостоять этому злу, или образ матери пытающейся защитить своего ребёнка. Козлова Екатерина "В пекле фашизма" Образ памяти воплотился в силуете матери и ребёнка - работа Екатерины Чикуновой "А память жива..." . Сами силуэты фигур пусты, и только внутри, по контуру серо-охристый пепел. Они погибли, поэтому мы не можем изобразить их, рассмотреть и запомнить их точные черты лица. Но ничто не проходит бесследно. Память вечна. Фон организующий эти силуэты противопоставлен яркими, как-бы "ситцевыми " красками, напоминающий о ярких красках жизни, ведь жизнь – так прекрасна, и она продолжается ! Таким образом дети в своих работах расскрыли тему о человеческой нравственности, о невозможности уничтожить память о людях, безвинно погибших. Самое главное чего мы пытались достичь, раскрывая эту тему, это опыт сопереживания и сочувствия, полученный ребятами в процессе работы. |