1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
1.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 071302 «Социо-культурная деятельность».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» относится к общеобразовательным дисциплинам учебного плана.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» может быть использована в среднем профессиональном образовании для подготовки специалистов по специальности 071302 «Социо-культурная деятельность».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
иметь представление:
о взаимодействии человека со средой обитания, о результатах воздействий опасных и поражающих факторов;
об организации основных мер по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
структурно-функциональную организацию человека с точки зрения взаимодействия и окружающей средой;
техногенные, природные, социальные, комбинированные опасности, их источники и порождаемые ими опасные, вредные и поражающие факторы;
знать и уметь использовать: - основы применения экобиозащитной техники и рациональных условий труда, идентификации опасных и поражающих факторов в условиях ЧС; - принципы организации единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций; - основные задачи единой государственной системы предупреждения в чрезвычайных ситуациях; - роль и место гражданской обороны по защите населения в чрезвычайных ситуациях; - порядок оповещения и информирования населения об угрозе аварий, катастроф, стихийных бедствий; - особенности радиоактивного заряжения местности, воздуха и воды; - бактериологическое оружие, способы и признаки его применения, химическое оружие; - современные обычные средства поражения; - борьбу с пожарами; - грамотное поведение населения в чрезвычайных ситуациях по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - Положение военной доктрины как составной части комплекса нормативных, правовых, концептуальных и программных политических документов; - Федеральный Закон о воинской обязанности и воинской службе; - строение Вооруженных Сил РФ, их боевые традиции и символы воинской чести; - основы медицинских знаний и охраны здоровья. - пользоваться теоретическими знаниями для решения практических вопросов в сложных чрезвычайных ситуациях; - выбирать системы и средства защиты, применяемые в отрасли; - оказывать помощь при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, ожогах, обморожениях, электротравмах; - извлекать раненых и пострадавших из полуразрушенных зданий, защитных сооружений при чрезвычайных ситуациях; - пользоваться средствами индивидуальной защиты; - использовать защитные свойства местности. владеть навыками: - измерения уровня радиации; - наложение жгута при кровотечении; - наложение бинтовых повязок при ушибах, ранах и переломах на различные части тела; - искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца;
Изучение материала по всем темам закрепляется проведением практических занятий, или выполнением контрольно-тематических работ. Изложение учебного материала проводится с применением технических средств и аудиовизуальных средств обучения. После каждого семестра проводится зачет с выставлением оценок.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка
(всего)
| 81
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 62
| в том числе:
|
| Практические занятия
| 6
| Контрольные работы
| 2
| Самостоятельная работа студента (всего)
| 19
| Итоговая аттестация по дисциплине в форме
| Дифференцированный зачет
|
2.2. Тематический план
по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
для специальности 071302 «Социо-культурная деятельность».
Наименование разделов и тем
| Дата
План/факт
| Макс. Учеб. Нагрузка студента (час)
| Самостоя
тельная работа студента (час)
| Количество аудиторных часов
|
| Всего
| Теорети
ческое обучение
| Практи
ческие (семинар
ские) и лаборато
рные занятия
| Уровень усвоения программ
| 1 семестр
| Раздел 1. Основы военной службы
|
| 24
| 7
| 17
| 15
| 2
|
| Тема 1.1. Основы обороны государства.
Национальные интересы и национальная безопасность России. Военная доктрина РФ. Приоритетные направления обеспечения военной безопасности РФ; военная организация государства, руководство военной организацией РФ. Перспективы реформирования Вооруженных Сил России. Вооруженные Силы РФ. Система национальной безопасности РФ. Функции, цели и задачи Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных сил, рода войск и их назначение.
|
| 8
| 2
| 6
| 6
|
| 1
| Тема 1.2. Военная служба - вид федеральной государственной службы. Правовые основы военной службы. Основные составляющие воинской обязанности. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Требования к моральным, психологическим и профессиональным качествам военнослужащих. Требования к уровню физической подготовки призывников Права, обязанности и ответственность военнослужащих. Сущность и значение воинской дисциплины. Уголовная ответственность.
военнослужащих за преступления против военной службы, определяемые Уголовным кодексом РФ
Практические занятия№1 Проверка выполнения нормативов по физической подготовке.
|
| 8
| 3
| 5
| 4
| 1
| 1
| Тема 1.3. Основы военно-патриотического воспитания. Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм, верность воинскому долгу, воинское товарищество - составляющие боевых традиций Российской Армии. Дни воинской славы России. Символы воинской чести. Боевое Знамя части - символ чести, доблести и славы. Почетные награды за воинские отличия, заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных сил России.
Пр. № 2 Дни воинской славы России.
|
| 8
| 2
| 6
| 5
| 1
| 1
| Практические занятия. Изучение материальной части оружия и освоение приемов стрельбы.
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Написание рефератов по темам:
1. Почетные награды за воинские отличия.
2. Патриотизм, верность воинскому долгу
Сделать сообщение:
1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих.
| Раздел 2. Человек и техносфера
|
| 17
| 5
| 12
| 11
| 1
|
| Тема 2.1. Генетическая природа человека и физиология жизнедеятельности. Среда обитания и генетическая природа человека. Взаимодействие человека со средой обитания. Адаптации человека к факторам внешней среды. Реакция человека на действие внешних раздражителей Характеристика анализаторов: мышечное чувство, обоняние, зрение, осязание, слух, ощущение боли и др. Формы трудовой деятельности человека. Энергетические затраты и терморегулирование организма при различных формах деятельности.
|
| 8
| 2
| 6
| 5
|
| 1
| Тема 2.2. Комфортные условия жизнедеятельности. Параметры безопасной жизнедеятельности человека в среде его обитания. Предупреждение проявления опасных и вредных факторов. Безопасность жизнедеятельности в производственных условиях. Организация безопасного труда. Эргономические и эстетические требования к производственным помещениям и оборудованию. Динамика работоспособности человека в течение рабочего дня. Пути снижения утомления и монотонности труда. Режимы труда и отдыха. Особенности режимов труда подростков и женщин. Безопасность жизнедеятельности в бытовой среде. Пр. №1 Определение параметров микроклимата рабочей зоны.
|
| 9
| 3
| 6
| 6
| 1
| 1
| Практические занятия.
1. Определение параметров микроклимата рабочей зоны.
Написание доклада на тему: Комфортные условия жизнедеятельности.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Режимы труда и отдыха.
| Повторение пройденного материала
|
| 1
|
| 1
|
|
|
| Контрольный урок по итогам 1 семестра
|
| 1
|
| 1
|
|
|
| Итого за 1 семестр
|
| 43
| 12
| 31
| 26
| 3
|
| Раздел 3. Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД)
|
| 19
| 5
| 14
| 13
| 1
|
| Тема 3.1. Социально-экономические факторы обеспечения БЖ. Экономический и социальный ущерб от последствий воздействия опасных и вредных факторов техносферы на жизнедеятельность человека. Виды затрат на обеспечение БЖ на производстве и в бытовой среде. Социальная и экономическая эффективность обеспечения БЖ.
|
| 7
| 2
| 5
| 4
| 1
| 1
|
ПР. работа № 1 Первичные средства пожаротушения.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема: 3.2.Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖ. Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, Основах законодательства об охране труда, кодексе законов о труде. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной и бытовой среде.
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 1
| Тема: 3.3. Ответственность должностных лиц за соблюдение норм и правил БЖ. Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖ. Типовые положения и инструкции должностных лиц различных категорий по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и гражданской обороне. Ответственность за нарушение правил и норм БЖ.
|
| 6
| 3
| 3
| 3
|
| 1
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Написание сообщения на тему:
1.ГО на различных объектах.
Написание доклада на тему:
1.Экология и безопасность жизнедеятельности.
Практические занятия.
1. Негативные факторы в г. Сургуте
2. Аварии на транспорте.
| Раздел 4. Обеспечение БЖ в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС)
|
| 19
| 2
| 17
| 17
|
|
| Тема: 4.1.Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. Классификация и причины возникновения ЧС мирного времени. Протекание ЧС на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях при транспортировании, хранении и эксплуатации различной продукции (в том числе средств измерений) и их последствия для человека, производственной и бытовой среды. ЧС военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды. Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении ЧС. Характеристика очагов поражения. Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов.
Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. Требования к устойчивости функционирования технических систем в машиностроении, энергетике, химическом производстве, пищевой промышленности, производстве потребительских товаров, на транспорте, в бытовой среде и др. Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов. Прогнозирование ЧС, их последствий и профилактика их возникновения. Системы непрерывного контроля. Меры по защите персонала. Обеспечение аварийной надёжности на этапахпроектирования и строительства. Резервирование бытовых и технических объектов. Повышение устойчивости технических и бытовых систем и их управления. Аварийный режим работы технических и бытовых систем.
|
| 7
| 1
| 6
| 6
|
|
| Тема: 4.2.Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка. Разработка планов и организация восстановительных работ. Участие специалистов со средним профессиональным образованием по обеспечению безопасности жизнедеятельности, организации и проведению работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий. .
|
| 12
| 1
| 11
| 11
|
| 1
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Написание сообщения на тему:
1. Меры поддержания правопорядка.
2. Оказание первой помощи пострадавшим.
3. Меры по защите персонала.
| Повторение пройденного материала
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет по итогам курса.
|
|
|
|
|
|
|
| Итого за 2 семестр:
|
| 38
| 7
| 31
| 30
| 1
|
| Всего по дисциплине
|
| 81
| 19
| 62
| 58
| 4
|
| СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы военной службы
В результате изучения раздела студенты должны иметь представление: - об основных требованиях Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ; знать: - нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту; - основные требования к уровню подготовки призывников; - права и обязанности военнослужащего; уметь: - выполнять нормативы физической подготовки; - выполнять элементы строевой подготовки.
|