Скачать 43.79 Kb.
|
Библиотечный урок Тема урока: «Дети – герои Великой Отечественной войны» Цели урока: Урок мужества посвящен 70 – летней годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом. На примере детей – героев Вов и детей военного Сталинграда рассказать о страданиях, выпавших на их долю. Воспитывать сострадание, патриотизм, разнообразить формы патриотического воспитания в библиотеке. Побудить к прочтению книг о детях – героях и книги «Воспоминания детей военного Сталинграда». Подготовительная работа: Подготовка презентации «Дети – герои Великой Отечественной войны», оформление книжной полки «70 лет со дня разгрома фашистских войск под Сталинградом», доклады учащихся о детях – героях. Ход урока: 1.Орг. момент: Библиотекарь: 2 февраля - День воинской славы России - день разгрома фашистских войск под Сталинградом. В 2013 году исполняется 70 лет со дня окончания Сталинградской битвы. Боевые действия советских войск по обороне Сталинграда длились с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 г. Сталинградская битва началась 17 июля 1942 г. и продолжалась 200 дней и ночей. Развернулось ожесточенное противоборство, в котором одновременно участвовало более двух миллионов человек, многие тысячи единиц боевой техники и вооружения. Битва была крайне кровопролитной, а потери сторон чрезвычайно велики. Наши войска потеряли убитыми и ранеными более 1 млн.чел., войска Германии и ее союзников – около 1,5 миллиона человек, в том числе, по последним немецким данным, 113 тыс.чел. сдались в плен при уничтожении окруженной группировки противника в Сталинграде. Среди них 22 генерала и фельдмаршал Ф.Паулюс. «Урок мужества» мы посвящаем Сталинградской битве, памяти героев, павших в сражениях за Сталинград. Минута молчания. 2. Работа по теме: «Дети – герои Великой Отечественной войны». Слайд 1 Библиотекарь: Лето 1941 –го началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Ласково плескались волны в Черном море, на берегу которого расположился большой и шумный лагерь «Артек». Война! Что это такое? Какое страшное, какое непонятное слово! Ребятишек, как будто ничего не случилось, посадят в автобусы , и начнется их длинный путь на восток, путь из детства, оборванного войной. В ту ночь на 22 июня фашистские корабли подошли близко к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям, что там, на берегу, в лагерях, находятся тысячи детей? Знали! Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненые. И они потом всю жизнь будут благословлять вагон с запахом лекарств и окровавленных бинтов… Миколас Слуцких, мальчик эвакуированный из «Артека», напишет об этом рассказ и назовет его «Живите!». «Живи – те!» - слова умирающего солдата, обращение к детям. «Живите!» - напутствие. Но им, детям войны, предстояло не просто жить. Им, детям, предстояло бороться с врагами, часто не на жизнь, а на смерть . Слайд 2 Памяти юных героев посвящается… Шумела гроза над землёю, Мужали ребята в бою… Знает народ: пионеры – герои Навечно остались в строю! Слайд3 Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. Слайды 4-10 Доклады учащихся о детях -Героях Великой Отечественной войны: Лёня Голиков Валя Котик Зоя Портнова Володя Казначеев Марат Казей Аркадий Каманин Надя Богданова Библиотекарь: Слайд 11 Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. Слайд 12 Война не знает возраста. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Слайд 13 Их детство прервалось 22 июня 1941 года. В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. 3. Заключение. Беседа у книжной полки «70 лет со дня разгрома фашистских войск под Сталинградом» У меня в руках книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» В дни Сталинградской битвы десятки тысяч жителей, среди которых было много детей, не смогли переправиться за Волгу и остались в сражающемся городе. Одни семьи сталинградцев находились на той полосе земли, которую отстаивали защитники Волжской твердыни, других жителей, кто оказался на захваченных врагом улицах, немецкие аккупанты погнали, как пленных в неизвестность… В каждой семье была своя трагедия. В этой книге – Сталинград – глазами детей. На страницах – воспоминания тех, кому пришлось увидеть разрушение родного города, пережить гибель близких, испытать страх, голод, холод и многие страдания, которые принесла война. Ученик: Стихотворение А. А. Титова «Память» стр. 142. Библиотекарь: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Каждый ребенок, переживший ужасы войны, лишенный детства – герой. Слайды 14,15 Давно окончилась война, Фашистов логово разбито, Но наш девиз звучит всегда: «Никто не забыт, и ничто не забыто» Список литературы: 1.Венок славы. Антология худож. произведений о Великой Отечественной войне [Текст]: В 12-ти т. Т.4. Сталинградская битва / сост. А.Корнеев. – М.: Современник, 1984. – 654 с., фотоил. 2.Воспоминания детей военного Сталинграда/ Региональная общественная организация «Дети военного Сталинграда в городе Москве» - М.: 2010г.-208с. 3.Дети военной поры/ Сост. Э. Максимова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.– 320с. 4. Живая память. К 65 –летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города – герои (Изоматериалы; текст) – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 16 л. цв.ил. + 32 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 3. 2010). – Приложение к журналу «Школьная библиотека». 5. Журнал-сборник сценариев для библиотек Читаем, учимся, играем 2003/№4 |