Скачать 62.56 Kb.
|
Тема: Буква «ё» в начале слова. Обозначение в словах звуков [й] и [о]. Цели: -обучающие: учить выделять звуки [й] и [о] в начале слова; познакомиться с буквой обозначающей эти звуки на письме; проводить звуковой анализ слов ёжик, ёлка; учить написанию курсивной буквы о, дописыванию письменной буквы ё; знакомить со строчной буквой ë; упражнять в чтении и записи слов с буквой ë. -развивающие: развивать мелкую моторику, память, фонематический слух. -воспитывающие: воспитывать аккуратность, внимательность. Оборудование: кассы букв, фишки, наборное полотно, образец написания букв, предметные картинки (ёж, ель, ёрш, яхта). Ход урока I. Организационный момент Учитель: Настраивает детей на дальнейшую работу, проверяет готовность класса к уроку. II. Воспроизведение знаний по ранее изученному материалу Учитель: Какой буквой обозначается звук [а] после мягких согласных и пример слова. Дети: Буквой я обозначается звук [а] после мягких согласных. Пример слово- мяч. Учитель: Сколько звуков в слове яхта, сколько букв? Почему? Дети: В слове яхта пять звуков, а букв четыре. Так как буква я стоит вначале слова и по правилу обозначается звуками [й] и [а]. Учитель: Правильно. III. Объяснение нового материала Учитель: Отгадав загадку, вы узнаете, с каким словом мы будем работать на уроке. «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками». Дети: Это ёжик. Учитель: Откроем учебники на странице 40, проводим звуковой анализ слова ёжик. Приготовьте фишки из кассы. ________________, проводит звуковой анализ слова. Заполняем схему в учебнике фишками. Дети: Первый звук [й] – самый короткий звук, мягкий согласный; второй звук – [о], гласный; третий звук – [ж], твёрдый согласный; четвёртый звук – [ы], гласный; последний, пятый звук в слове – [к], твёрдый согласный, его мягкая пара – [кь]. Учитель: Ребята, запомните, когда звуки [й] и [о] стоят рядом, они обозначаются буквой ё. (учитель ставит букву -ё- на наборном полотне поверх двух фишек, обозначающих звуки [й] и [о]) Учитель: Давайте вместе подсчитаем звуки и буквы в слове ёжик. Дети: В слове ёжик пять звуков и четыре буквы. Учитель: Ребята, давайте ещё раз повторим, два звука [й] и [о] – обозначаются одной буквой – ё. Поэтому в слове ёжик пять звуков и четыре буквы. Отгадаем кроссворд на странице 40 учебника. Нам нужно соотнести картинки с соответствующими схемами. В каждом слове есть подсказка, известные вам буквы. Дети: Первое слово – утёнок, второе – нота, третье – ёжик, четвёртое – полка. Учитель: проводим звуковой анализ слова утёнок. Обозначаем звуки фишками. Дети: В этом слове 6 букв и 6 звуков. Первый звук – [у] гласный; второй звук – [ть] согласный мягкий; третий звук – [о] гласный; четвёртый звук – [н] согласный твёрдый; пятый звук - [о] гласный; шестой звук – [к] согласный твёрдый. (обозначают фишками звуки). Учитель: Посмотрите, что нарисовано на картинке? Дети: На картинке нарисована ёлка. Учитель: На странице 40 учебника изображена звуковая схема. Сколько звуков и букв в слове ёлка? Дети: В слове ёлка 4 буквы и 5 звуков. Учитель: Какая буква в слове имеет 2 звука, почему? Дети: В слове ёлка буква ё имеет два звука [й] и [о], потому что буква стоит вначале слова. Учитель: На доске написаны слова, прочитаем их. Дети: Ёжики, ёрш, ёлочка, моё, клён. Учитель: Выложим фишками эти слова. (дети выкладывают слова фишками) Учитель: Ребята, фишка какого цвета обозначает букву ё? Почему? Дети: Во всех этих словах буква ё – ударная. Учитель: А, чтобы понять, почему буква ё ударная, я вам сейчас прочитаю сказку А. Шибаева «почему буква ё всегда ударная?» Расскажи-ка буква ё Как твоё житьё-бытьё? Буква Ё даёт отчёт – Ничего житьё течёт. Я ударная всегда! – Ой-ё-ёй, вот это да! Учитель: Прочитаем следующую строчку слов, записанных на доске. Дети: Берёза, клён, ждём. Учитель: Где в словах стоит буква ё? Дети: В данных словах буква ё стоит после согласных букв. Учитель: Сколько звуков имеет буква ё в этих словах? Дети: В словах: берёза, клён, ждём, буква ё имеет один звук [о]. Учитель: Правильно. Если буква ё стоит после согласной буквы, то в словах она имеет один звук [о]. Физкультминутка Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал, Не споткнулся, не упал. Учитель: Откройте прописи на странице 44. Положите их наклонно. Сядьте правильно. Какая буква написана на самой верхней строке 7? Дети: На верхней строке написана заглавная буква Ё. Учитель: Продолжим до конца строки написание заглавной буквы Ё. (дети дописывают заглавную букву ё) Учитель: Какая буква написана на следующей строчке? Дети: На следующей строчке написана строчная буква ё. Учитель: Прописываем письменную строчную букву ё. (дети прописывают буквы) Учитель: На картинке нарисованы воздушные шарики с буквами. Какие буквы в розовом шарике? Дети: В розовом шарике две строчные буквы ё, одна заглавная буква Е, одна заглавная буква Ё. Учитель: Какие буквы в голубом шарике? Дети: В голубом шарике три заглавные буквы Ё, одна строчная буква ё. Учитель: Буквы в жёлтом шарике? Дети: В жёлтом шарике три срочные буквы ё и одна печатная прописная буква ё. Учитель: Какие буквы в зелёном шаре? Дети: В зелёном шаре две заглавные печатные буквы ё, одна строчная прописная буква ё, одна строчная печатная буква ё. Учитель: Догадайтесь, какая последовательность букв пропущена на следующей строчке. Дети: Пропущена последовательность: письменная заглавная буква О и письменная строчная буква о; письменная заглавная буква Ё и строчная письменная буква ё. Учитель: впишите вместо пропусков необходимые буквы. IV. Проверка усвоенного материала Учитель: Откроем страницу 45 прописи. Первое задание. Что нарисовано на первой картинке, почему второй квадратик схемы отмечен зелёной фишкой? Какой звук в третьем квадратике? Дети: На картинке нарисован клён. Во втором квадратике звук [ль], так как буква ё смягчает стоящую перед собой согласную. В третьем квадратике звук [о]. Учитель: Что нарисовано на второй картинке, почему первый квадратик схемы отмечен синей фишкой? Какой второй звук? Дети: На картинке нарисован торт. Первый квадратик отмечен синей фишкой, потому что звук [т] твёрдый. Второй звук [о]. Учитель: Что нарисовано на третьей картинке, почему третий квадрат схемы отмечен зелёной фишкой, какой звук занимает четвёртый квадратик схемы? Дети: На третьей картинке нарисована берёза. Третий квадратик схемы отмечен зелёной фишкой, потому что за ним стоит буква ё, смягчающая букву р, в схеме звук [рь]. Четвёртый квадратик занимает звук [о]. Учитель: На строчке под картинками написаны слова, давайте попробуем их прочитать. Дети: Прочитать слова не получается, потому что в словах не хватает букв. Учитель: Какие буквы пропущены в словах? Впишем недостающие буквы. Дети: В слове клён пропущена письменная строчная буква ё; в слове торт пропущена письменная строчная буква о; в слове берёза пропущена письменная строчная буква ё. Учитель: Что нарисовано на картинке? Дети: На картинке нарисован ёрш. Учитель: Проведём звуковой анализ слова ёрш, используя фишки. Дети: Первый звук [й] – самый короткий звук, мягкий согласный (обозначаем зелёной фишкой); второй звук – [о], гласный, ударный (обозначаем красной фишкой); третий звук [р] – твёрдый согласный; последний звук [ш] – согласный. Учитель: Молодцы! Придумайте три слова, первые буквы которых о,е,ё. Дети: Ослик, ежи, ёлочка; озеро, Емеля, ёрш. V. Домашнее задание Учитель: Ребята, дома вы поупражняетесь в написании последовательности букв на страницах 44-45 в ваших прописях. VI. Подведение итога урока Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: Сегодня на уроке мы узнали, если буква ё стоит вначале слова, то она имеет два звука [й] и [о]. Буква ё всегда находится под ударением. Учитель: Какие из выполненных заданий вам запомнились. Дети: Звуковой анализ слова, составление схемы слов. Учитель: Вы все хорошо работали на уроке. Молодцы!!! Урок закончен. Групповой руководитель: Методист: Директор: |