Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.03.2014
Размер119.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Лычково

Урок мужества

«Город в осаде».

Выполнили:

Матвеенко Светлана

Валентиновна,

классный руководитель 6 класса,

Михайлова Татьяна Алексеевна,

классный руководитель 7 класса,

Большакова Татьяна Алексеевна,

классный руководитель 5 класса

моу сош с. Лычково.

Адрес: Новгородская обл.,

Демянский р-н, с. Лычково,

ул. 1 Мая, д.28

т. 88165194238

Лычково 2008г.

Пояснительная записка.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995 года Государственная Дума РФ приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

Во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

В школе создана и работает воспитательная система «Я – гражданин России», задачами которой является развитие патриотического воспитания;

формирование гражданско-патриотического сознания; развитие чувства сопричастности судьбам Отечества; формирование нравственной позиции. День снятия блокады города Ленинграда для нашей школы - особая дата, потому что нас объединяют трагические события на станции Лычково в августе 1941 года. На протяжении нескольких лет идёт сотрудничество с ветеранами, жителями блокадного Ленинграда, школьниками Санкт-Петербурга, и мы этой дате придаём особое значение и ежегодно проводим памятные мероприятия.

Данное внеклассное мероприятие представляет собой Урок мужества, посвящённый одной из значительных дат в отечественной истории - Дню снятия блокады города Ленинграда. Уроки мужества всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.

Уроки мужества призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.


Цели урока:

  • расширить знания детей о событиях Великой Отечественной войны и в частности о блокаде г. Ленинграда;

  • воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим участникам трагических событий тех лет;

  • воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвига ленинградцев в годы Великой Отечественной войны;

  • формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

  • развивать умения обобщать и делать выводы, высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.


Оборудование: телевизор, DVD - проигрыватель, MP3 - проигрыватель, диски с видеофильмами «Город в кольце», «Дорога жизни», музыкальный диск с записью «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича, бланки с незаконченными предложениями, хлеб, плакат, выставка книг о блокаде, выставка рисунков ребят «Блокада глазами детей».
Данный Урок мужества, посвящённый памятной дате, Дню снятия блокады города Ленинграда рекомендуется проводить в среднем звене (5-7 классы) во второй половине января. Он составлен с учётом возрастных особенностей школьников, так как в этом возрасте необходимо использовать такие учебные ситуации, в которых максимально бы проявлялась активность и инициатива школьников. Именно поэтому мы рекомендуем привлекать к подготовке и проведению данного мероприятия учащихся: необходимо предоставить возможность самим детям подобрать материал по теме и участвовать в отборе наиболее важной информации и поэтических отрывков.

С самого начала мероприятия учитель должен настроить детей на серьёзный разговор, создать эмоциональный фон. Этому способствует музыкальное сопровождение (Д.Д. Шостакович «Седьмая симфония»). Всё это должно настроить участников мероприятия на индивидуальное творческое осмысление материала.

Урок строится с опора на наглядно-образное мышление: учащимся предлагаются фрагменты видеофильмов, тематический обзор книг, выставка рисунков. Развитию творческого воображения способствуют отрывки из стихотворных произведений.

Одним из важнейших моментов является разговор о хлебе. Необходимо органично перейти от 125 граммов блокадного пайка к важности трепетного отношения к хлебу как к святыне.

Ярким воспитательным моментом является рассказ дочери защитника Дороги жизни Большаковой Т.А. При использовании данного сценария можно заменить его личностно значимым рассказом другого участника.

Рефлексия - необходимый этап урока, так как она является новообразованием подросткового возраста и возникает к началу обучения в среднем звене. Она способствует преображению не только познавательной деятельности учащихся, но и отражает характер их отношения к окружающим людям и самим себе. Мы предлагаем для этого использовать методику «Незаконченное предложение».

Заключительным эмоциональным моментом является прочтение отрывка из «Реквиема» Р. Рождественского. Окончание на высокой торжественной ноте позволит учащимся ещё какое-то время переживать и осмысливать увиденное и услышанное.
Анализ урока мужества и ответы ребят показали, что учащиеся

  • получили новые знания о событиях Великой Отечественной войны и в частности о блокаде г. Ленинграда;

  • высказали слова благодарности в адрес погибших и выживших участников трагических событий тех лет;

  • осознали роль каждого человека в судьбе своей Родины его вклад в Великую Победу;

  • получили представление о гражданском долге, мужестве, героизме людей в годы войны;

  • смогли обобщать и сделать выводы, высказать свою точку зрения.


Урок мужества

«Город в кольце».

По ходу мероприятия звучит «Седьмая симфония» Д. Д. Шостоковича.

1 учитель 27 января – День снятия блокады города Ленинграда.

2 учитель Для жителей Санкт-Петербурга - это ленинградский День Победы. Почему жители города так трепетно относятся к этой памятной дате? Что такое блокада?

Ответы учащихся.

1 ученик. 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны.

1 ученица Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

2 ученица Здесь трусов нет,

Здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлебку

Достоинство свое не продадим.

1 ученица Есть передышка – мы передохнем,

Нет передышки – снова будем драться.

За город, пожираемый огнем,

За милый мир, за все, что было в нем;

За город наш, испытанный огнем,

За право называться ленинградцем!
2 ученик Блокада Ленинграда осталась самой кровопролитной осадой в истории человечества.

1 ученик Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов…

2 ученик Это была фашистская стратегия голода. По замыслам немецкого командования города Ленинграда, колыбели революции, вообще не должно быть на карте, его предполагалось затопить, стереть с лица Земли, чтобы все забыли о его существовании.

1 ученик Над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей.

2 ученик В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек.

1 ученик Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тысячи человек.

1 ученица Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе.

2 ученица Город лишился света, тепла, воды, всех коммунальных услуг.

Но это было не самое страшное. Наступил голод.

1 ученица В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.

2 ученица С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, а неработающие (служащие, дети) – по 125 граммов хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

1 ученица Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Ольга Берггольц.

2 ученица Из воспоминаний Л. Т. Шепелевой, профессора, доктора исторических наук.

1 ученица «Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой.

2 ученица Зимой 1941–1942 г. не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20–30 см. В ту пору на окнах была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо терпеть.

1 ученица Блокадный паек – 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

1 учитель Сейчас вы получите кусочек хлеба весом в 125 граммов, он сильно отличается от того хлеба, который получали дети в блокадном городе. Тот хлеб был испечён из смеси муки с опилками, всяческими добавками, формы смазывали соляркой. Он был плотным и поэтому очень маленьким.
Учащимся предлагается съесть хлеб.

В это время идёт просмотр документального фильма «Город в кольце».

По ходу фильма даются комментарии хроники.
2 учитель В настоящее время у нас много хлеба и мы не всегда бережно к нему относимся. Вы сейчас съели кусок хлеба. Подумайте, ведь для детей из блокадного Ленинграда это вся еда на целые сутки, Следующий паёк они получали только через 24 часа. Давайте будем бережно относиться к хлебу, ведь он является святыней для человека.

1 ученица … И листовки летели с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

2 ученица Дети, плача, хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

1 ученица Без воды, без тепла, без света

День похож на черную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

2 ученица Умирали – и говорили:

– Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

1 ученица Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

(Е. Рывина)
1 ученик Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети.

2 ученица На салазках кокон пряменький,

Спеленав, везет

Мать, заплаканная в валенках,

А метель метет.

1 ученица Дети в осажденном городе… Их было около 400 тысяч.

2 ученица Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки.

1 ученица Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки, тем самым нанося вред своему здоровью. Что чувствовали и переживали дети?

2 ученица Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

1 ученица «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

2 ученица Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

1 ученица Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года.

2 ученица Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

1 ученица Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

2 ученица Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

1 ученик Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких.

2 ученик Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков.

1 ученик Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей Ленинграда. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом.

2 ученик Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и выдержке, немало слов сказано об их мужестве и героизме.

1 ученик В декабре 1941–январе 1942 г. по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая «Дорога жизни».

Показ кадров из кинофильма «Дорога жизни».
1 ученица Мы предлагаем вам послушать историю из семейного архива классного руководителя 5 класса Большаковой Т.А.

Рассказ Татьяны Алексеевны о том, как её отец 17-летним пареньком защищал Дорогу жизни, был ранен и после госпиталя, сильно истощённый, был комиссован и вернулся домой.

2 ученица Иду в темноте, вдоль воронок.

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба.

1 ученица А мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах.

– Не плачь, потерпи, мой хороший, –

И что-то бормочет о граммах.

2 ученица Их лиц я во мраке не вижу,

Подслушала горе вслепую.

Но к сердцу придвинулась ближе

Осада, в которой живу я.

Н. Крандиевская-Толстая

1 учитель Сейчас вы получите листы с незаконченными предложениями. Их несколько, начало у всех разное. Пожалуйста, заполните их.

Учащиеся работают с бланками.

1 учитель Наш школьный библиотекарь подготовила для вас выставку книг о блокаде. Ребята, которые участвовали в подготовке, уже знакомы с некоторыми из них. Приглашаем всех посмотреть книги и при желании взять их почитать.

2 учитель Вы видите выставку ваших рисунков «Блокада глазами детей». Спасибо за хорошие работы. Чуть позже вы можете рассмотреть их поближе.

Продолжение после окончания заполнения бланков.

2 учитель 27 миллионов наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.

1 учитель Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда помнить! И мы помним о них.

2 учитель Помните!

Через века,

через года, -

помните!

О тех,

Кто уже не придёт

никогда, -

помните!
Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!
Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!

( Р.Рождественский)

Музыка звучит громче
1 учитель Что вам понравилось сегодня на Уроке мужества, а что нет? Выскажитесь, пожалуйста.

2 учитель. Спасибо всем за работу и участие.

Литература:



  1. Белый А.Т., Штицберг В.Ю. Пискарёвский мемориал: скорбь и память. - Санкт-Петрбург, 2006.

  2. Величие битвы за Ленинград. (Под ред. Датчикова Г.И.) - Санкт-Петербург, 2005.

  3. Горшков Н.П. Силою света в полсвечи. – Санкт-Петрбург, 1993.

  4. Путешествие в страну поэзия. Сост. Соловьёв Л.А. и Семичев Д.А. – Лениздат, 1980.

  5. Юное поколение о войне и о блокаде. Составитель Туголуков В.И. - Санкт-Петербург, 2001.

  6. Яробков В.В. Дорога жизни – дорога к Победе: вчера, сегодня, навсегда. - Санкт-Петербург, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск