Скачать 147.63 Kb.
|
Педагогические технологии Таблица 1 1. Традиционные технологии обучения Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. Основные признаки традиционных технологий обучения 1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся). 2. Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя - информирующая, контролирующая и оценивающая). 3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности. 4. Регламентированное исполнительство (ученик - объект воздействия учителя). 5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами. 6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, связанные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей). 7. Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки «качества» работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь необходимые внешние условия жизнедеятельности школы; процесс управления основывается на манипуляции человеком). Сильные и слабые стороны традиционной технологии обучения представлены в таблице 2. Таблица 2. Урок в объяснительно-иллюстративном режиме (сопоставление проведено Г.Ю. Ксензовой) 2. Личностно ориентированные технологии обучения Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. Организация личностно ориентированного урока******* Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя - выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета. Основные особенности личностно ориентированного урока Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; • оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения; • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице 3. Таблица 3. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков (разработано С.В. Зайцевым ) Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. • Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика. • В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. • Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. • Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения. Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока Критериальная база для оценки работы учителя на традиционном и личностно ориентированном уроках не может быть единой. Ниже обозначены те критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью: • использование проблемных творческих заданий; • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока; • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности; • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся; • оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. Критерии анализа урока с позиции личностно ориентированного образования: • использование субъектного опыта учеников; • применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала; • характер педагогического общения на уроке; • активизация способов учебной работы; • проявление учителем гибкости в ходе проведения урока. Возможности решения проблемы в педагогической практике Основные идеи апробированных и получивших признание прогрессивных педтехнологий********* Технология полного усвоения знаний (авторы: Дж. Кэрролл, Б. Блум - США) Суть идеи - все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Критерии полного усвоения задаются таксономией целей обучения Б. Блума. • Знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру). • Понимание: ученик преобразует учебный материал (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий). • Применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации. • Анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого. • Синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной. • Оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели. Технология разноуровневого обучения (Дж. Кэрролл, Б. Блум, З.И. Калмыкова) Теоретическое обоснование: различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 - минимальном (госстандарт); 2 - базовом; 3 - вариативном (творческом). Основные принципы данной педагогической технологии: 1) всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом; 2) взаимное превосходство - если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу; 3) неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении учитывает следующие элементы: • воспитанность; • познавательный интерес; • общеучебные умения и навыки; • фонд действенных знаний (по уровням); • мышление; • память; • тревожность; • темперамент. Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения: 1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями; 2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов; 3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников. Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин) В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения - «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава». При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы: • статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» - при условии взаимного расположения); • динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; • вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий. Основные преимущества данной технологии • В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. • В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. • Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. • У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. • Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. • Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. • Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. Технология модульного обучения Сущность технологии состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с учебным модулем. Модуль - это целевой функциональный учебный блок, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью модуля. Дидактическая цель, которая формулируется для обучаемого, содержит в себе указание не только на объем знания, но и на уровень его усвоения. Преимущества данной технологии: модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Учитель разрабатывает учебную программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. При этом обеспечивается входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с педагогом осуществлять управление процессом обучения. Технологии развивающего обучения (Л.В. Занков; Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдов; В.С. Библер; Ш.А. Амонашвили) В основе технологии - способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей. Это обучение способам самостоятельного постижения знаний по различным учебным предметам. Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, при которых содержание, методы и формы организации обучения напрямую ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Стержневой идеей технологий развивающего обучения в процессе их применения является идея об опережающем развитии мышления, ведущим за собой умственное развитие ребенка в целом. При этом высший уровень развития человека характеризует творческое мышление. Особенности творческого мышления: • получение результата, которого раньше никто не добивался; • возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу; • многообразие способов, применяемых для достижения результата; • отсутствие достаточного опыта решения подобных задач; • необходимость действовать без подсказки. Главная цель развивающего обучения - развитие у обучаемых теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания. Для этого необходимо обеспечить усвоение системы научных понятий. Основные идеи дидактической системы Л.В. Занкова (дидактическая система для начальной школы) Основные принципы: • высокий уровень трудности обучения; • ведущая роль теоретических знаний при ориентации на развитие эмпирического мышления; • быстрый темп продвижения при изучении материала; • осознание школьниками хода своих умственных действий; • включение эмоциональной сферы в процесс обучения; • внимание учителя сосредоточивается на каждом обучающемся. Особенности организации учебного процесса: • гибкая структура урока; • выстраивание процесса познания «от ученика»; • интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональными переживаниями; • коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации объектов, выяснения закономерностей; • самостоятельное формулирование выводов; • создание педагогических ситуаций, которые требуют интенсивного общения. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (В массовой практике применяется в первом-шестом классах, экспериментально вводится в седьмом-одиннадцатом классах, в классах КРО, в системе высшего и последипломного образования.) Цель - развитие теоретического мышления обучающихся. Суть данной системы - овладение теоретическими знаниями в их философско-логическом понимании. Основные принципы организации обучения: • дедукция на основе содержательных обобщений; • содержательный анализ; • содержательное абстрагирование; • теоретическое содержательное обобщение; • восхождение от абстрактного к конкретному; • содержательная рефлексия. Особенности содержания учебного предмета: • его специальное построение, моделирующее содержание и методы научной области знаний; • содержание ориентировано как на обучение научным понятиям, так и на развитие образного мышления; • в процессе обучения значительное место отводится овладению нравственными ценностями. Особенности урока: • коллективная мыследеятельность; • диалог; • дискуссия; • деловое общение детей; • проблемное изложение знаний учителем. Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова 1. Развертывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии. 2. В процессе поиска и осмысления научного знания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения. 3. Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого ее решения. Условия развертывания учебной деятельности 1. Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события). 2. Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи. 3. Нужный способ решения учебной задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем. Специфика технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова Сравнение двух подходов к развивающему обучению Метод проблемных учебных задач Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному их решению. При этом методы решения предлагаемых учебных задач ученику еще не известны. Цель - творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала. Виды и механизм составления учебных задач Объектами задач могут быть разные предметы и их заменители в виде теоретических моделей. Способы решения учебных задач во многом определяются спецификой их объекта. Однако механизм составления и решения задач может быть общим, включающим: • анализ искомых данных; • постановку проблемы, формулирование гипотезы; • планирование своих действий; • выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения; • отбор и привлечение необходимых знаний; • оформление полученного результата. Использование метода учебных задач условно можно разделить на три этапа: I - постановка учебной задачи Цель - проблематизация перед изучением новой темы, усиление мотивации учебной деятельности. II - решение учебной задачи Цель - овладение школьниками ориентировочной основой действия, необходимой для самоорганизации в процессе получения новых сведений. III - решение частных задач Цель - закрепление знаний и их творческое применение в нетиповых ситуациях. Следует отметить, что решение каждой учебной задачи завершается фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности. |