Тема: Первая Мировая война. 1914-1918гг.
Бурин С.Н. «Новейшая история. ХХвек.».
Параграфы №4-7.
Урок №1 Тема: «Причины и начало Первой мировой войны»
№ учебного
элемента (УЭ)
| Учебный материал с указанием заданий
| Руководство по усвоению учебного материала
| УЭ-О
Общая
цель урока Время работы – 7 мин.
| Цель: самостоятельно, опираясь на материал учебника, раскрыть причины Первой мировой войны и ознакомиться с начальным этапом боевых действий.
В процессе работы над заданиями этого урока нам предстоит:
….
….
….
| Запишите тему урока в тетрадь.
Внимательно прочитайте цель урока.
Задачи урока вам предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого в Приложении №1 почитайте памятку- алгоритм по изучению материала о войнах и сформулируйте задачи урока, используя следующие глаголы: определить, рассмотреть, объяснить, проанализировать, сформулировать.
Будьте внимательны: за рамки темы урока не выходить!
Работайте самостоятельно в парах.
Результат самостоятельной работы обсудите в классе.
Выработайте единые задачи урока и запишите их в тетрадь.
Результат работы оценивает учитель.
| УЭ-1
Изучение
нового материала Время работы – 10 мин.
| Цель: определить причины Первой мировой войны.
Задание №1.
Рассмотрите основные противоречия между ведущими державами и сформулируйте причины войны
| Для выполнения задания №1 прочитайте материал учебника на стр.22-23; документ на стр.22 «Из речи Б.Бюлова…»; документ в Приложении №1 «Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля…»
Сформулируйте причины войны самостоятельно и будьте готовы к обсуждению в классе.
После обсуждения запишите основные причины войны в тетрадь.
Результат работы оценивает учитель.
| УЭ-2 Изучение
нового материала Время работы – 7 мин.
| Цель: определить характер войны, цели сторон и соотношение сил
Задание№2
Внимательно проанализируйте данные таблицы «Внешняя политика ведущих стран мира в н.ХХв.» в колонке «Участие в военных блоках» и сделайте вывод о соотношение сил в начале войны.
Задание №3.
По таблице «Внешняя политика…» ознакомьтесь с целями ведущих стран мира накануне войны.
Были ли задачи в войне враждебных блоков (Тройственного союза и Антанты) по своей сути сходными или принципиально различными? Если различны, то в чем именно?
Задание №4.
Сделайте вывод о характере войны.
|
Задания № 2, 3, 4 выполняются самостоятельно.
Работайте в парах. Приготовьтесь к устной беседе по этим вопросам. Ответы оценивает учитель.
Ответ на вопрос №4 записать в тетрадь.
| УЭ-3
Изучение
нового материала Время работы – 15 мин.
| Цель: рассмотреть повод к войне и ее начало.
Задание№5.
Внимательно прослушайте рассказ учителя.
Запишите в тетрадь:
Поводом к войне стало….
Первая мировая началась….
«план Шлифена» - …..
Объясните слова итальянского историка Альбертини: «Сербский террорист стрелял не только в грудь австрийского принца, он метил в самое сердце Европы».
|
Слушая рассказ учителя опирайтесь на таблицу «Основные события Первой мировой войны» в строке «1914г».
Используйте «Школьный атлас» стр.91.
| УЭ-4
Рефлексия
| Выполнены ли задачи урока?
| Сделав вывод, оцените свою работу на уроке. Заполни таблицу «Как я усвоил материал урока» (Приложение №2)
| УЭ-5
Домашнее
задание
| Цель: расширить и закрепить знания по теме«Причины и начало Первой мировой войны»
Внимательно прочитайте параграф №4
Изучите материалы таблицы «Основные события Первой мировой войны» в строке «1914г»
Устно ответить на вопросы №2,3 стр.38
Выучите новые понятия и даты: аннексия, «план Шлифена», позиционная войны,
1 августа 1914г.
|
При подготовке домашнего задания обратись к словарю в конце учебника за разъяснением новых понятий.
|
Приложение №1. А) Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах
1. Причины и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения;
окончание войны, условия мира, итоги.
3. Историческое значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны). Б) Из меморандума прусского министра внутренних дел фон Лебеля «О целях войны». 29 октября 1914г.
«…Некоторые соображения о целях, которых Германия может добиться при помощи победоносной войны: мы нуждаемся в безусловной свободе морей, в колониях, снабжающих нас сырьем, и способных стать рынками для сбыта… нам нужна западная граница, которая дала бы, по возможности, ключ к Франции. Нам могут пригодиться районы угля и руды, прилегающие непосредственно к нашей границе. Наконец, нам нужна военная контрибуция, которая связала бы на долгое время Францию в экономическом отношении и лишила бы ее возможности развить в других частях света военную деятельность во вред нам.
Мы должны думать лишь о наших германских интересах и потребностях. В этой войне не разрешаются моральные вопросы… Мы боремся за свое мировое политическое будущее…»
Приложение №2. Заполни таблицу: «Как я усвоил материал урока?» Ф.И.ученика_____________________________________________.
Получил прочные знания, усвоил весь материал.
| Усвоил новый материал частично.
| Мало что понял, необходимо еще поработать
|
|
|
| Примечание: выбери вариант ответа и поставь любой знак.
Основные события Первой мировой войны ( 1914-1918).
Дата
| Западный фронт
| Восточный фронт
| 1914 г.
| Август.
Начало осуществления « плана Шлифена» . Сентябрь
Битва на Марне. Отход германских войск к реке Эна.
Конец года
Переход отманевренной войны к позиционной
|
Наступление русских войск в Восточной Пруссии.Переброска войск Четверного союза с Западного фронта на Восточный.
Поражение России в Восточной Пруссии.Наступление русских войск в Восточной Галиции,взятие ими Львова и ряда других крупных городов.
| 1915г.
| Весна
Первая газовая атака: Германия применила под Ипром (Бельгия) хлор (22 апреля).
Осень
|
Наступление Германии в Галиции,отступление и большие потери русских войск. Стабилизация фронта, переход к позиционной войне.
| 1916г.
| Февраль
Подготовка к наступлению обеих противоборствующих сторон.Наступление Германии под Верденом. «Верденская мясорубка» (21 февраля-18 декабря), общие потери – до 1 млн человек.
31 мая-1 июня
Победа английского флота в Ютландском морском бою.
Лето
Начало наступления англо-французких войск на Сомме (июнь)
Осень-Зима
Первое использование танков:англичане применили их в битве на Сомме.
Переход Германии к стратегической обороне.»План Гинденбурга» предполагал отвод войск на заранее подготовленные позиции на суше и ведение «неограниченной» подводной войны.
|
Брусиловский прорыв-наступление русских войск на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии.Переброска войск с Западного фронта и из Италии.Поражение австро-венгерских войск (июнь-август).
| 1917г.
| Апрель
Неудачное наступление французов на линии Вальи-Аррас.
Лето
Попытка англичан прорвать фронт в районе Ипра (до ноября 1917г.)
Осень Зима.
Поражение итальянцев в битве у Капоретто.
|
Нота Милюкова об участии России в войне «до победного конца» Неудачное наступление русских войск на Львов (с 18 июня). Захват германскими войсками Риги и части Прибалтики. Заключение перемирия между Советской Россией и Германией (15 декабря).
| 1918г.
| Зима. Март-Июль
Наступление Германии на Парижском направлении, использование войск, переброшенных с Восточного фронта (Аррас,Марна).
Осень.
Общее наступление войск Антанты.Поражение стран Четверного союза. Компьенское перемирие (11 ноября).
|
Оккупация Румынией Бессарабии. Подписание сепаратного Брестского мира между Россией И Германией (3 марта).
| Внешняя политика ведущих стран мира в начале 20 века.
Страна
| Цели и принципы внешей политики
| Участие в локальных войнах и конфликтах
| Участие в военных блоках
| Германия
| Стремление к «переделу мира» (захват колоний и сфер влияния).
Цели в войне: установление протектората над Бельгией, выход к Атлантическому океану, захват Прибалтики, Крыма, части Украины и Кавказа.
| 1905, 1911гг - Марокканские кризисы (соперничество с Францией)
| Член Тройственного союза.
| Австро-Венгрия
| Стремление утвердиться на Балканском полуострове. Цели в войне: захват Сербии, Северной Италии, установление контроля над Балканским полуостровом.
| 1908г. – аннексия (присоединение) Боснии и Герцеговины
| Член Тройственного союза.
| Италия
| Стремление присоединить Савойю и Ниццу (Франция) и Южный Тироль (Австро-Венгрия). Колебания, связанные с поиском наиболее выгодных союзников.
| 1911г.- захват Триполитании и Киренаики (Северная Африка), входивших в состав Турции.
| Член Тройственного союза до 1915г. Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Антанты.
| Османская империя (Турция)
| Сохранение империи, борьба с балканскими странами. Поиск союзника, ориентация на Германию.
| 1912-1913гг – участие в 1-й Балканской войне (поражение, территориальные потери).
1913г – участие во 2-й Балканской войне (возвращение части территории).
| Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Германии.
| Великобритания
| Укрепление и расширение колониальной империи, стремление к господству на море.
| 1899-1902гг – англо-бурская война
| Член Антанты
| Франция
| Стремление вернуть Эльзас и Лотарингию, колониальные интересы (соперничество с Германией)
| 1905, 1911гг – Марокканские кризисы
| Член Антанты
| США
| Изоляционизм (неучастие в военных блоках), «доктрина Монро» ( невмешательство европейцев в события в Северной и Южной Америке), политика «открытых дверей» в Китае.
| 1898г – испано-американская война
| Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Антанты
(1917г)
| Япония
| Стремление к созданию колониальной державы. Цели в войне: захват колоний Германии в Тихом океане.
| 1894г – захват Кореи
1904-1905гг- русско-япоская война (победа Японии)
| Вступит в 1-ю мировую войну на стороне Антанты
(1914г)
| Россия
| Стремление захватить проливы Босфор и Дарданеллы, поддержка национально-освободительного движения балканских народов. Ей обещаны Австрийская Галиция, часть Восточной Пруссии ( в обмен на Польшу), турецкие владения в Закавказье.
| 1904-1905гг- русско-япоская война (поражение России)
| Член Антанты
|
Методическая разработка урока по теме:
«Причины и начало Первой мировой войны ».
Широкова С.А.
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №51 г.Томска Цель урока: ознакомить учащихся с причинами, и началом Первой мировой войны.
Задачи урока:
формировать умение самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительными источниками информации
развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задания
развивать у учащихся умения работать в группе, участвовать в обсуждении и выступать публично.
Тип урока: урок-исследование с использованием модульной технологии.
Методическое оснащение: Бурин С.Н.«Новейшая история. ХХ век.» 9 класс -М. Дрофа, 2002, модули на печатной основе, раздаточный материал, «Школьный атлас». Ход урока.
№ учебного элемента (УЭ)
| Методическое обеспечение урока.
| УЭ-0
| Организационный момент.
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель устанавливает дисциплину в классе.
Целеполагание.
Учитель знакомит учеников с темой урока и создает мотивационную ситуацию: Первая мировая война потрясла основы сложившегося в мире порядка, совершила переворот в сознании сотен миллионов людей. Летом 1914г. никто в мире просто не поверил бы, какие жертвы, разрушения и изменения в привычном строе жизни принесет война. В течении трех уроков мы будем изучать историю Первой мировой войны.
Учащиеся приступают к работе с модулем на печатной основе: читают цель и самостоятельно, с опорой на «Памятку» формулируют задачи урока. При обсуждении результатов работы учитель выступает в роли координатора. Учитель контролирует, чтобы все ученики записали задачи урока в тетрадь. Работа наиболее активных учеников оценивается учителем сразу по окончании обсуждения. Остальные ученики получат оценки при проверке тетрадей через урок.
Данное задание помогает развивать у учащихся умения анализировать, работать в группе, участвовать в обсуждении и выступать публично.
| УЭ-1
| Ученики внимательно читают цель работы, задание и рекомендации по его выполнению.
Учитель контролирует время выполнения задания. При обсуждении результатов работы учеников учитель корректирует и помогает сформулировать причины войны. Учитель контролирует, чтобы все ученики сделали записи в тетрадях. Работа наиболее активных учеников оценивается учителем сразу по окончании обсуждения. Остальные ученики получат оценки при проверке тетрадей через урок.
Данное задание помогает развивать у учащихся умения самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительными источниками информации.
| УЭ-2
| Ученики внимательно читают цель работы, задания и рекомендации по их выполнению.
Учитель выслушивает устные ответы учеников. Оценивает. Помогает определить характер войны. Учитель контролирует, чтобы все ученики сделали записи в тетрадях.
Данное задание помогает развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, участвовать в обсуждении и выступать публично.
| УЭ-3
| Ученики внимательно читают цель работы, задания и рекомендации по их выполнению.
Лекция учителя. Учитель голосом акцентирует внимание на тех понятиях, которые ученикам необходимо записать в тетрадь. Завершив рассказ, учитель уточняет правильность сделанных учениками записей в тетрадях. Учитель предлагает ученикам проанализировать слова итальянского историка.
Данное задание помогает развивать у учащихся умения рационально решать проблемные задания и выступать публично.
| УЭ-4
| Рефлексия.
Данный вид работы позволяет ученику научиться соотносить результаты работы с поставленными целями и анализировать свою деятельность.
Учитель обращает внимание учеников на задачи урока и просит их ответить на вопрос: «Выполнены ли задачи урока?». Выслушав мнение учеников, учитель просит заполнить таблицу «Как я усвоил материал урока?». Таблицы сдаются учителю.
| УЭ-5
| Организация домашнего задания.
Ученики внимательно читают цель, слушают комментарии учителя к домашнему заданию.
Модуль на печатной основе остается у детей с приложением №1.
Это дает возможность ученикам откорректировать записи в тетрадях и использовать содержание модуля и приложения при подготовке д/з.
|
|