«Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»
Блочно-модульное обучение
Технология блочно-модульного обучения • Суть - самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс • В основе - учебный модуль, включающий: а) законченный блок информации; б) целевая программа действий ученика; в) рекомендации( советы) учителя по ее успешной реализации Цель блочно-модульного обучения: Содействие развитию, самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала Блочно-модульная технология обеспечивает Индивидуализацию обучения по • содержанию обучения • по темпу усвоения; • по уровню самостоятельности; • по методам и способам обучения; • по способам контроля и самоконтроля. Принципиальные отличия состоят в следующем: • Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. • Изменяется форма общения учителя и учащегося, оно осуществляется через модули • Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю. Модуль – функциональный, методический узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему. Модуль можно рассматривать и как программу обучения внутри которой возможна дифференциация содержания, методов обучения, уровня самостоятельности, темпа учебно-познавательной деятельности учащихся. Занятия в каждом блок - модуле выполняются в следующей последовательности: • Обзорная лекция • Практические занятия: а) первоначальное глоссарное обучение ( работа с понятиями, терминами) б) работа с учебником (книгой, источником), опорным конспектом. в) алгоритмическое освоение умений и навыков ( работа с таблицами, схемами, составление логических схем) г) повторное глоссарное обучение (консультации, отработка задолженностей, интенсив ( углубленное изучение - для сильных) д) развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, « круглый стол» Тестирование – заключительное занятие по блоку ( разделу), перед тестированием проводится консультация.
|
Цели и задачи уроков физики по технологии блочно-модульного обучения: Образовательные: • развивать системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками основных знаний; • научить объяснять, истолковывать, раскрывать изученный материал, давать оценку на основе соотношения личных представлений о мире и человеке; • учить строить ответ на вопрос с опорой на теоретические знания; Развивающие: • способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; • учить составлять план ответа, записывать тезисы основных положений учебной темы, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное или письменное высказывание на основе изученного; • развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие изученного материала; • способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности. Воспитательные: • способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; • формировать у них активную жизненную позицию. Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты. Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). Каждый путеводитель будет иметь свои функции. Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний. Путеводитель № 2 необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела: • первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы) • осознание и осмысление материала (проблемные вопросы) Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему), а путеводитель № 4 с целью применения полученных знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним). Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового материала и так далее. Все эти этапы можно регулировать каждому учителю на свое усмотрение, так как данную технологию еще называют и гибкой. Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков: • изучение нового материала • комплексное применение знаний • обобщение и систематизация знаний • комбинированный урок • учетно-контрольный • урок коррекции
Урок: Основные положения МКТ
Цели урока:
Образовательные:
сформулировать основные положения МКТ;
раскрыть факты и явления, доказывающие основные положения МКТ;
установить характер взаимодействия между частицами вещества;
формировать умения решать качественные задачи по теме. Развивающие:
развивать:
умение применять теоретические знания на практике;
мышление, наблюдательность, самостоятельность;
навыки первичного анализа заданий различного типа. Воспитательные:
продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы. Планируемые результаты:
Знать:
основные положения молекулярно кинетической теории и их опытные обоснования;
явления диффузии, броуновского движения;
качественное отличие теплового движения от механического, свойства теплового движения. Уметь:
формулировать гипотезы и делать выводы, решать качественные задачи. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: комбинированный семинар. Продолжительность – 2 часа.
Комплексно-методическое обеспечение:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, штатив, спиртовка, колба и стеклянная трубка с подкрашенной водой, раствор марганцовки, прибор для демонстрации расширения тел при нагревании, пружина, свинцовые цилиндры, модель броуновского движения.
Используемые на уроке методы обучения, классифицируемые по уровням познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
проблемный,
частично-поисковый. Ход урока:
I. Организационный момент (5 минут) Из истории молекулярно-кинетической теории (слайды 5 – 8)
Фундаментом МКТ является гипотеза, что все тела в природе состоят из мельчайших структурных единиц – атомов и молекул. Атомическая гипотеза зародилась 2500 лет назад в Древней Греции, ее авторами являются Левкипп и Демокрит. В 18 веке большой вклад в МКТ внес выдающийся русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов, который рассматривал тепловые явления как результат движения частиц, образующих тела. Теория была окончательно сформулирована в 19 веке в трудах европейских ученых.
Изучение нового материала (60 минут)
В основе молекулярно-кинетической теории лежат три положения (слайды 3 - 4).
1) Обоснование первого положения молекулярно-кинетической теории Опыт № 1: Нагреваем стальной шарик, который в не нагретом состоянии спокойно проходит сквозь стальное кольцо. После нагревания шарик застревает в кольце. Остыв, шарик проваливается в кольцо (см. рис. 1).
Вывод: При нагревании стальной шарик расширяется (увеличивается в объеме), а при охлаждении сужается (уменьшается в объеме).
Опыт № 2: Колбу, в которую вставлена резиновая пробка со стеклянной П-образной трубкой, устанавливают так, что конец трубки оказывается опущенным в стакан с водой. При нагревании колбы воздух, находящийся в ней, расширяется и начинает выходить наружу. Об этом можно судить по пузырькам, которые образовываются на конце трубки, опущенном в воду. Пузырьки отрываются и всплывают. После прекращения нагревания вода, находящаяся в стакане, начнет подниматься по трубке и заполнять колбу.
Вывод: Газы при нагревании также увеличиваются в объеме, а при охлаждении уменьшаются в объеме
Опыт № 3: демонстрация расширения жидкости при нагревании (см. рис. 2).
Вывод: Вещество состоит из частиц, между которыми имеются промежутки. При нагревании расстояния между частицами увеличиваются, при охлаждении - уменьшаются.
Наблюдение молекул с помощью электронного и ионного микроскопов (слайды № 12 - 16).
С помощью слайдов № 9 - 11 показываются размеры атомов и молекул, эти данные учащиеся записывают в тетрадях. Основные формулы МКТ (слайд 17).
2) Обоснование второго положение МКТ
Классическим доказательством движения молекул является броуновское движение. На основе слайдов 18 - 23 раскрывается история открытия броуновского движения, показывается траектория броуновской частицы, дается объяснение причины его возникновения. Демонстрируются механическая модель и анимация броуновского движения.
Явление диффузии С помощью слайдов 24 - 34 раскрывается суть явления диффузии, анализируются примеры диффузионных процессов, показывается применение диффузии в промышленности, медицине, раскрывается значение диффузии для физиологических процессов жизнедеятельности человека, особое внимание обращается на осмос - направленное перемещение молекул растворителя. Демонстрируются анимации «Диффузия в жидкостях и газах».
3) Обоснование третьего положения МКТ (слайды 35 – 36)
Если бы между молекулами не существовало сил притяжения, то вещество бы при любых условиях находилось в газообразном состоянии. Только благодаря силам притяжения молекулы могут удерживаться около друг друга и образовывать жидкости и твердые тела. Если бы не было сил отталкивания, то мы свободно могли бы про-ткнуть пальцем толстую стальную плиту. Более того, без проявления сил отталкивания вещество не могло бы существовать. Молекулы проникли бы друг в друга и сжались бы до объема одной молекулы.
Демонстрация деформации тела (пружины).
Демонстрация прилипания свинцовых цилиндров.
Демонстрация явлений смачивания и не смачивания и их применения в окружающем мире. С помощью слайда 36 показывается зависимость силы взаимодействия между молекулами от расстояния между ними.
4) Применение МКТ для объяснения свойств вещества в различных агрегатных состояниях (слайды 37 – 39) Свойства веществ в различных агрегатных состояниях убедительно можно доказать с помощью основных положений МКТ, они зависят от расположения молекул и характера взаимодействия между ними. С помощью слайдов доказываются сходства и отличия в свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Особенности движения молекул в твердых, жидких и газообразных телах показываются с помощью анимации «Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах».
II. Закрепление (20 минут) Для закрепления нового материала используются слайды 40 - 44.
1) Тест в форме ЕГЭ с выбором ответа по теме «Основные положения МКТ»
2) Конкурс «Дополните фразу».
3) Игра «Домино».
4) Загадки по теме «Основные положения МКТ».
III. Комментирование домашнего задания (3 минуты – слайд 45) Заполнить таблицу «Свойства твердых, жидких и газообразных тел».
IV. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты) Проанализируйте свою деятельность на уроке:
1. Оцените со своей точки зрения информативность урока по пятибалльной шкале.
2. Какие вопросы вызвали у вас затруднение?
3. Какие из приведенных на уроке фактов вас удивили?
4. Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?
Приложение
Тест с выбором ответа
1. Молекулы воды, льда и водяного пара А) отличаются друг от друга. Б) не отличаются друг от друга.
Промежутки между молекулами минимальны в А) жидкостях, Б) газах, В) твердых телах.
Твердое, жидкое и газообразное агрегатное состояние А) могут иметь все вещества. Б) имеет только вода. В) имеют только некоторые вещества.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества:
А)
Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов;
Все частицы находятся в состоянии покоя;
Частицы взаимодействуют друг с другом.
Б)
Все частицы состоят из мельчайших частичек – атомов и молекул;
Все частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся;
Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
Самые крупные молекулы можно наблюдать при помощи А) телескопа; Б) микроскопа; В) электронного микроскопа.
Дополните фразу.
Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются …
Расстояние между двумя молекулами сравнимы с размерами молекул, если вещество находится в … агрегатном состоянии.
В условиях действия силы тяжести вещество принимает форму сосуда, в котором оно находится, так как притяжение между молекулами не настолько велико, чтобы сохранить свою форму. Это вещество находится в …. агрегатном состоянии.
Движение частиц представляет собой колебания около определенных точек (положений равновесия), частицы не могут уйти от этих точек. Вещество находится в ….. агрегатном состоянии.
Расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Вещество находится в … агрегатном состоянии.
Молекулы расположены почти вплотную друг к другу, силы взаимодействия удерживают их друг около друга. Вещество находится в … агрегатном состоянии.
Вещество заполняет весь предоставленный объем, если находится в … агрегатном состоянии.
|