Галкина Т.В., учитель начальных классов, «Образовательный центр ОАО «Газпром», г.Москва Сценарий урока
по теме «Написание –тся и –ться в глаголах» (русский язык, 2 класс)
Обучающие цели: - повторить известные критерии определения глагола как части речи, закрепить написание глаголов с мягким знаком на конце как показателем мягкости согласного; правописание глаголов с –тся и –ться на конце;
Развивающие цели: - выведение алгоритма действий для выбора –тся или -ться.
Единица содержания образования: алгоритм действий для выбора –тся или -ться в глаголах.
Граница знания-незнания: дети знают, что такое глагол, умеют его определять в тексте, знают, что сочетание [ца] у глаголов не пишется. Не знают, что в одних случаях у глаголов пишется –тся, а в других случаях пишется –ться.
Типы диагностических заданий: 1). Из слов: дом, кричать, красивый, машина, лежит, бодрый, бежать, мычит, карандаш, зеленый, красить, вершина, красит, поет выписать глаголы. 2). Применить алгоритм действия или схему написания глаголов в пословицах: «Земля освещается солнцем, а человек знанием. Учиться никогда не поздно. Всяк человек по делу познается».
Задание – «ловушка»: Письмо Незнайки. Пилюлькин собираеца поехать летом в деревню. Он уже начал собираца и укладываца в дорогу. А укладываеца он очень старательно. Пилюлькин радуеца своей поездке. И мы все будем радоваца вместе с ним.
I этап «Понимание и постановка учебной задачи» (Традиционно: этап «Подготовка к активной познавательной деятельности»), который должен заканчиваться постановкой детьми учебной задачи
Задачи этапа:
1.Фиксация в ходе детской рефлексии границы знания - незнания (рефлексия старого способа; рефлексия изменившихся условий; постановка учебной задачи)
2. Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями для действий в новой ситуации (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания)
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организация учителем первой точки: «Долженствование» ( «ситуация успеха»: дети хорошо владеют известными приёмами определения глаголов. Ошибок здесь быть не должно. Если ошибки есть, то данный способ нахождения глаголов отрабатывается до автоматизма и только затем осуществляется переход к следующему заданию).
| Дети называют и применяют критерии определения глаголов, обосновывают их написание с мягким знаком на конце как показателем мягкости согласного.
| Вопрос учителя:
- Что такое глагол?
- Как его находить в тексте?
- Какое сочетание не пишется у глаголов?
| Предполагаемые ответы детей:
а) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т.д.
б) Чтобы найти глаголы в тексте, надо найти слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
в) Еще мы знаем, что у глаголов на конце не пишется [ЦА], а пишется –тся.
Дети записывают под диктовку выборочно только глаголы, выбирая их из разных частей речи. Аргументируют, почему эти слова являются глаголами.
| Организация учителем второй точки: «Несостоятельность» (среди разных слов, которые используются в тексте, есть глаголы с сочетаниями –тся и -ться, написание которых детям еще не известно).
| Дети выбирают из текста глаголы, выписывают их, еще не понимая, что им предлагается «задание-ловушка».
| Задание - «ловушка»:
- Незнайка написал письмо Знайке и допустил ошибки. Найдите их и исправьте:
Пилюлькин собираеца поехать летом в деревню. Он уже начал собираца и укладываца в дорогу. А укладываеца он очень старательно. Пилюлькин радуеца своей поездке. И мы все будем радоваца вместе с ним.
Фиксация всех выписанных глаголов.
- Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете?
| При проверке дети фиксируют, что все глаголы выписаны верно и дают объяснение, что сочетание [ЦА] у глаголов не пишется. Фиксация того, что у некоторых глаголов написано –тся, а у некоторых –ться.
Фиксация детьми противоречия: некоторые глаголы написаны с –тся, а некоторые с
–ться. Ситуация общей «несостоятельности» («несостоятельности» класса в целом, поскольку нет единого написания, дети еще не знают кто именно из них неправ.)
| Организация учителем третьей точки: «Критерий истинности» (В данном случае – второе письмо написано верно.)
| Конкретный ученик должен убедиться, что это именно его ошибка, а не «сбой» кого-то другого.
|
- Как же нам определить написание глаголов с –ться и -тся?
| Дети исправляют частично ошибки, которые допустил Незнайка, исправляя [ца] на –тся, но и в написании –тся дети не знают, когда пишется мягкий знак, а когда нет.
| Организация учителем четвёртой точки: «Дополнительная работа над собой» (которая складывается как прохождение трёх ключевых моментов: 1) рефлексия прежнего способа действий и проверка правильности его применения в данном случае; 2) рефлексия изменившихся условий; 3) постановка детьми учебной задачи как точное определение своего незнания, которое нужно преодолеть, чтобы справиться с предложенным заданием)
| Определение учеником своего незнания в виде вопроса или формулировки, чего не знает, чтобы эффективно действовать в новой ситуации.
| 1) Организация учителем рефлексии прежнего способа действий и проверки правильности его применения в данном случае
-Возвращение детей к первому заданию («Там мы слышали мягкий согласный [m‘] и обозначали его буквой «ь», не слышали – не обозначали».)
2) Организация учителем анализа изменившихся условий
-Почему до этого писали правильно, ошибок не было, а сейчас не справились?
3) Организация учителем уточнения границы незнания учеников для правильного написания глаголов с –тся и –ться.
- Чего же мы не знаем? -Чему нам необходимо научиться?
|
Дети проверяют правильность применения известного им правила написания глаголов. (Слышу мягкий согласный звук на конце и обозначаю его буквой, не слышу – не обозначаю). Фиксация того, что в использовании приёма ошибок нет.
Дети выявляют изменение условий: в глаголах первого задания не слышали сочетания [ца], а только твёрдый или мягкий согласный, который умели обозначать на письме. А теперь услышали сочетание [ца], но знаем, что у глаголов оно не пишется, а пишется –тся или –ться..
-Мы не умеем писать глаголы с –тся или –ться на конце. Постановка детьми учебной задачи:
-Нам надо научиться определять, когда в глаголах пишется Ь в тся, когда не пишется.
| II и III этапы «Проектирование и моделирование нового способа действий» (Традиционно: этап усвоения нового).
Задачи этапа:
1. Освоение нового содержания образования. Организация работы по выдвижению и проблематизации детских версий (проекта идей) решения учебной задачи.
| 2. Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.
3. Моделирование нового способа.
| Проверка понимания и «удержания» учебной задачи детьми:
- Какую задачу будете решать в группах?
Организация учителем групповой работы (распределение по группам, повторение правил групповой работы):
- Вспомним и повторим правила работы в группе.
Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:
1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);
2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма), алгоритма действий.
Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?
| Повторение учебной задачи («Мы должны вывести алгоритм действия или схему написания или ненаписания Ь в сочетаниях
–тся у глаголов»).
Коллективная работа в группах.
Работая в группе, дети выводят алгоритм действия или схему.
Предъявление результатов работы группы.
Вопросы друг другу на понимание.
Предполагаемый проект решения для данной ситуации
Алгоритм действия:
Найти глагол.
Поставить вопрос.
Если в вопросе есть Ь, то пишу его в –тся.
Если в вопросе нет Ь, то не пишу его в –тся.
Моделирование способа (в группах).
(Дети фиксируют в группе все версии, различая их и выбирая разные, уточняют общий проект действий и модель способа перед общим докладом).
Предполагаемая схема (модель)
-тся
? (вопрос к глаголу)
нет Ь есть Ь
-тся -ться
| Организация учителем рефлексии полученного способа и схемы (модели), организации группового обсуждения.
- Что надо сделать, чтобы правильно писать сочетание –тся в глаголах?
- Оцените свою работу в группе по выработанным вами критериям (см. маршрутный лист)
| Соотнесение и оценка эффективности групповой работы по критериям, полученным детьми на предыдущих уроках.
| Первичная диагностика понимания полученной схемы (модели) и её применения (традиционно: этап первичной проверки усвоения) Педагогическая задача:
Проверка понимания детьми полученной схемы (модели) способа, умения «прочитать» модель и воспользоваться ею при написании.
| Задание 1:
Зачитываются пословицы, а дети записывают только глаголы с –тся на конце и объясняют их написание в соответствии с выведенной схемой.
Земля освещается солнцем, а человек знанием.
Учиться никогда не поздно.
Всяк человек по делу познаётся.
Предложите свою пословицу с глаголом на –тся.
|
Аргументация выбора написания или ненаписания Ь в –тся.
| IV этап «Реализация нового способа» (Традиционно: этап «Первичное закрепление»)
Задачи этапа:
1. Проверка умения применять схему (модель) при написании глаголов с данными сочетаниями.
2. Поиск ограничений применения схемы при написании других глаголов; уточнение и доработка модели.
| Итоговый контроль усвоения (итоговая педагогическая диагностика)
Задача:
Диагностика умения применять полученный алгоритм способа действия.
| Запись текста под диктовку:
Некоторые птицы зимой зарываются в снег. А серая куропатка не любит зарываться.
| Списывание текста с пропущенным Ь: Гусь щиплет.ся, не надо прятат.ся, любит кусат.ся, перестань смеят.ся.
| Итоговая рефлексия (Традиционно: этап «Итог урока»)
1. Педагогическая диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.
2. Организация самооценки и самокоррекции.
3. Рефлексия группового взаимодействия (если была групповая работа).
| - Какую учебную задачу вы решали?
-Удалось ли её решить?
-Как проверить написание Ь в –тся у глаголов?
- Были ли затруднения в решении учебной задачи?
- Что помогало и что мешало вам договориться в группе?
| Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке
Рефлексия области применения способа.
Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка
Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.
|
Маршрутный лист ученика к уроку русского языка по теме «Написание –тся, -ться в глаголах» Фамилия, имя -------------------------------------------------------------------------------------------
«Что мы знаем о глаголе»:
А) глагол это ……..
Б) обозначает …….
В) Отвечает на вопросы ………
«Мы умеем!»:
А). Из данных слов подчеркните только глаголы:
Дом, кричать, красивый, машина, лежит, бодрый, бежать, мычит, карандаш, зеленый, красить, вершина, поет, красит. Б). Придумай свои.
«Хотим уметь!»:
Алгоритм действия:
Схема действия:
Оцени свою работу в группе ( + или --):
Критерии оценки
| +
| --
| - принимал участие в обсуждении (выдвигал собственные версии, фиксировал версии других, задавал вопросы на понимание)
|
|
| - выслушивал не перебивая
|
|
| - при обсуждении удалось сдерживать эмоции (не кричать, не обижать других)
|
|
|
Подчеркни только те глаголы, в которых пишется сочетание –тся или –ться.
Обязан научиться, хорошо поет, дети любят кувыркаться, спрячется за домом, сажает цветы, начало смеркаться.
6.Проверь себя.
Вставь Ь где нужно:
Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся. 7.Домашнее задание
|
|