Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 103.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер103.96 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Военное дело > Сценарий
Галкина Т.В., учитель начальных классов,
«
Образовательный центр ОАО «Газпром», г.Москва
Сценарий урока

по теме «Написание –тся и –ться в глаголах»
(русский язык, 2 класс)

Обучающие цели: - повторить известные критерии определения глагола как части речи, закрепить написание глаголов с мягким знаком на конце как показателем мягкости согласного; правописание глаголов с –тся и –ться на конце;

Развивающие цели: - выведение алгоритма действий для выбора –тся или -ться.

Единица содержания образования: алгоритм действий для выбора –тся или -ться в глаголах.

Граница знания-незнания: дети знают, что такое глагол, умеют его определять в тексте, знают, что сочетание [ца] у глаголов не пишется. Не знают, что в одних случаях у глаголов пишется –тся, а в других случаях пишется –ться.

Типы диагностических заданий: 1). Из слов: дом, кричать, красивый, машина, лежит, бодрый, бежать, мычит, карандаш, зеленый, красить, вершина, красит, поет выписать глаголы. 2). Применить алгоритм действия или схему написания глаголов в пословицах: «Земля освещается солнцем, а человек знанием. Учиться никогда не поздно. Всяк человек по делу познается».

Задание – «ловушка»: Письмо Незнайки. Пилюлькин собираеца поехать летом в деревню. Он уже начал собираца и укладываца в дорогу. А укладываеца он очень старательно. Пилюлькин радуеца своей поездке. И мы все будем радоваца вместе с ним.

I этап «Понимание и постановка учебной задачи» (Традиционно: этап «Подготовка к активной познавательной деятельности»), который должен заканчиваться постановкой детьми учебной задачи

Задачи этапа:

1.Фиксация в ходе детской рефлексии границы знания - незнания (рефлексия старого способа; рефлексия изменившихся условий; постановка учебной задачи)

2. Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями для действий в новой ситуации (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учителем первой точки: «Долженствование» ( «ситуация успеха»: дети хорошо владеют известными приёмами определения глаголов. Ошибок здесь быть не должно. Если ошибки есть, то данный способ нахождения глаголов отрабатывается до автоматизма и только затем осуществляется переход к следующему заданию).




Дети называют и применяют критерии определения глаголов, обосновывают их написание с мягким знаком на конце как показателем мягкости согласного.

Вопрос учителя:

- Что такое глагол?

- Как его находить в тексте?

- Какое сочетание не пишется у глаголов?

Предполагаемые ответы детей:

а) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? и т.д.

б) Чтобы найти глаголы в тексте, надо найти слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

в) Еще мы знаем, что у глаголов на конце не пишется [ЦА], а пишется –тся.

Дети записывают под диктовку выборочно только глаголы, выбирая их из разных частей речи. Аргументируют, почему эти слова являются глаголами.

Организация учителем второй точки: «Несостоятельность» (среди разных слов, которые используются в тексте, есть глаголы с сочетаниями –тся и -ться, написание которых детям еще не известно).




Дети выбирают из текста глаголы, выписывают их, еще не понимая, что им предлагается «задание-ловушка».

Задание - «ловушка»:

- Незнайка написал письмо Знайке и допустил ошибки. Найдите их и исправьте:

Пилюлькин собираеца поехать летом в деревню. Он уже начал собираца и укладываца в дорогу. А укладываеца он очень старательно. Пилюлькин радуеца своей поездке. И мы все будем радоваца вместе с ним.

Фиксация всех выписанных глаголов.

- Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете?

При проверке дети фиксируют, что все глаголы выписаны верно и дают объяснение, что сочетание [ЦА] у глаголов не пишется.
Фиксация того, что у некоторых глаголов написано –тся, а у некоторых –ться.

Фиксация детьми противоречия: некоторые глаголы написаны с –тся, а некоторые с

–ться. Ситуация общей «несостоятельности» («несостоятельности» класса в целом, поскольку нет единого написания, дети еще не знают кто именно из них неправ.)

Организация учителем третьей точки: «Критерий истинности» (В данном случае – второе письмо написано верно.)




Конкретный ученик должен убедиться, что это именно его ошибка, а не «сбой» кого-то другого.






- Как же нам определить написание глаголов с –ться и -тся?


Дети исправляют частично ошибки, которые допустил Незнайка, исправляя [ца] на –тся, но и в написании –тся дети не знают, когда пишется мягкий знак, а когда нет.

Организация учителем четвёртой точки: «Дополнительная работа над собой» (которая складывается как прохождение трёх ключевых моментов: 1) рефлексия прежнего способа действий и проверка правильности его применения в данном случае; 2) рефлексия изменившихся условий; 3) постановка детьми учебной задачи как точное определение своего незнания, которое нужно преодолеть, чтобы справиться с предложенным заданием)





Определение учеником своего незнания в виде вопроса или формулировки, чего не знает, чтобы эффективно действовать в новой ситуации.

1) Организация учителем рефлексии прежнего способа действий и проверки правильности его применения в данном случае

-Возвращение детей к первому заданию («Там мы слышали мягкий согласный [m‘] и обозначали его буквой «ь», не слышали – не обозначали».)


2) Организация учителем анализа изменившихся условий

-Почему до этого писали правильно, ошибок не было, а сейчас не справились?


3) Организация учителем уточнения границы незнания учеников для правильного написания глаголов с –тся и –ться.

- Чего же мы не знаем?
-Чему нам необходимо научиться?


Дети проверяют правильность применения известного им правила написания глаголов. (Слышу мягкий согласный звук на конце и обозначаю его буквой, не слышу – не обозначаю). Фиксация того, что в использовании приёма ошибок нет.

Дети выявляют изменение условий: в глаголах первого задания не слышали сочетания [ца], а только твёрдый или мягкий согласный, который умели обозначать на письме. А теперь услышали сочетание [ца], но знаем, что у глаголов оно не пишется, а пишется –тся или –ться..

-Мы не умеем писать глаголы с –тся или –ться на конце.
Постановка детьми учебной задачи:

-Нам надо научиться определять, когда в глаголах пишется Ь в тся, когда не пишется.

II и III этапы «Проектирование и моделирование нового способа действий» (Традиционно: этап усвоения нового).

Задачи этапа:

1. Освоение нового содержания образования. Организация работы по выдвижению и проблематизации детских версий (проекта идей) решения учебной задачи.

2. Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.

3. Моделирование нового способа.




Проверка понимания и «удержания» учебной задачи детьми:

- Какую задачу будете решать в группах?

Организация учителем групповой работы (распределение по группам, повторение правил групповой работы):

- Вспомним и повторим правила работы в группе.

Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных группами:

1. выслушивается каждая группа (все версии детей фиксируются учителем без искажения и собственных исправлений; результаты групповой работы вывешиваются на листах бумаги на доске и поясняются авторами);

2. после доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;

3. после обсуждения всех вариантов группам предлагается уточнить модели, либо собрать общую модель способа (приёма), алгоритма действий.

Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга и фиксировали все высказываемые версии, задавали вопросы на понимание и уточнение: говорим о той же версии, но другими словами или это иное решение?


Повторение учебной задачи («Мы должны вывести алгоритм действия или схему написания или ненаписания Ь в сочетаниях

–тся у глаголов»).

Коллективная работа в группах.

Работая в группе, дети выводят алгоритм действия или схему.

Предъявление результатов работы группы.

Вопросы друг другу на понимание.

Предполагаемый проект решения для данной ситуации

Алгоритм действия:

  1. Найти глагол.

  2. Поставить вопрос.

  3. Если в вопросе есть Ь, то пишу его в –тся.

  4. Если в вопросе нет Ь, то не пишу его в –тся.

Моделирование способа (в группах).

(Дети фиксируют в группе все версии, различая их и выбирая разные, уточняют общий проект действий и модель способа перед общим докладом).

Предполагаемая схема (модель)

-тся

? (вопрос к глаголу)

нет Ь есть Ь

-тся -ться

Организация учителем рефлексии полученного способа и схемы (модели), организации группового обсуждения.

- Что надо сделать, чтобы правильно писать сочетание –тся в глаголах?

- Оцените свою работу в группе по выработанным вами критериям (см. маршрутный лист)

Соотнесение и оценка эффективности групповой работы по критериям, полученным детьми на предыдущих уроках.

Первичная диагностика понимания полученной схемы (модели) и её применения (традиционно: этап первичной проверки усвоения)


Педагогическая задача:

Проверка понимания детьми полученной схемы (модели) способа, умения «прочитать» модель и воспользоваться ею при написании.

Задание 1:

  • Зачитываются пословицы, а дети записывают только глаголы с –тся на конце и объясняют их написание в соответствии с выведенной схемой.

Земля освещается солнцем, а человек знанием.

Учиться никогда не поздно.

Всяк человек по делу познаётся.

Предложите свою пословицу с глаголом на –тся.


Аргументация выбора написания или ненаписания Ь в –тся.


IV этап «Реализация нового способа» (Традиционно: этап «Первичное закрепление»)

Задачи этапа:

1. Проверка умения применять схему (модель) при написании глаголов с данными сочетаниями.

2. Поиск ограничений применения схемы при написании других глаголов; уточнение и доработка модели.


Итоговый контроль усвоения (итоговая педагогическая диагностика)

Задача:

Диагностика умения применять полученный алгоритм способа действия.

Запись текста под диктовку:

Некоторые птицы зимой зарываются в снег. А серая куропатка не любит зарываться.

Списывание текста с пропущенным Ь: Гусь щиплет.ся, не надо прятат.ся, любит кусат.ся, перестань смеят.ся.

Итоговая рефлексия (Традиционно: этап «Итог урока»)

1. Педагогическая диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.

2. Организация самооценки и самокоррекции.

3. Рефлексия группового взаимодействия (если была групповая работа).

- Какую учебную задачу вы решали?

-Удалось ли её решить?

-Как проверить написание Ь в –тся у глаголов?

- Были ли затруднения в решении учебной задачи?

- Что помогало и что мешало вам договориться в группе?

Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке

Рефлексия области применения способа.

Рефлексия полученного способа. Самокоррекция, самооценка

Рефлексия способов коммуникации и соорганизации в группе.



Маршрутный лист ученика к уроку русского языка
по теме «Написание –тся, -ться в глаголах»

Фамилия, имя -------------------------------------------------------------------------------------------





  1. «Что мы знаем о глаголе»:


А) глагол это ……..

Б) обозначает …….

В) Отвечает на вопросы ………


  1. «Мы умеем!»:


А). Из данных слов подчеркните только глаголы:

Дом, кричать, красивый, машина, лежит, бодрый, бежать, мычит, карандаш, зеленый, красить, вершина, поет, красит.
Б). Придумай свои.

  1. «Хотим уметь!»:


Алгоритм действия:

Схема действия:



  1. Оцени свою работу в группе ( + или --):




Критерии оценки

+

--

- принимал участие в обсуждении (выдвигал собственные версии, фиксировал версии других, задавал вопросы на понимание)





- выслушивал не перебивая







- при обсуждении удалось сдерживать эмоции (не кричать, не обижать других)








  1. Подчеркни только те глаголы, в которых пишется сочетание –тся или –ться.

Обязан научиться, хорошо поет, дети любят кувыркаться, спрячется за домом, сажает цветы, начало смеркаться.

6.Проверь себя.

Вставь Ь где нужно:

Маша учит.ся, разносит.ся над землей, помог одет.ся, можно купат.ся, друзья остают.ся.
7.Домашнее задание







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск