Скачать 450.48 Kb.
|
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирование универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Цель данной программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Задачи программы: _установить ценностные ориентиры начального общего образования; _определить понятие, функции, состав и характеристику универсальных учебных действий; _выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях. Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
Программа формирования УУД является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом: Формирование основ гражданской идентичности личности, включая _чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; _осознание ответственности человека за благосостояние общества; _восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; _уважение истории и культуры каждого народа; отказ от деления на «своих» и «чужих». Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества, на основе: _доброжелательности, доверия и внимания к людям; _готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; _уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: _принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление им следовать; _ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; _формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: _развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; _формирование умения учиться и организовывать свою деятельность (планирование, контроль и оценка); Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: _формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; _ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; _критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; _целеустремленность и настойчивость в достижении целей; _готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; _умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, уважать результаты труда других людей. В концепции УМК «Начальная школа XXI века» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек: _любознательный, интересующийся, активно познающий мир; _владеющий основами умения учиться; _любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; _готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; _доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; умеющий высказать свое мнение; _выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в школе. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика. Достаточный для младшего школьника уровень сформированности учебной деятельности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействии учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса. Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной – мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читаю твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи). На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимися в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания. Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности: _является предпосылкой формирование культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; _не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер; _отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать?»), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?»); _возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий; _»вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм. Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета. В соответствии с ФГОС в программе представлены 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы и отношения к различным сферам окружающего мира (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли в межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: _личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; _смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. _нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: _целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; _планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; _прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; _контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; _коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; _оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; _саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: _самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; _поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; _структурирование знаний; _осознанное и произвольное построение речевого высказывание в устной и письменной форме; _выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; _рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; _смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; _определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; _постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особая группа общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: _моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая и знаково-символическая); _преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: _анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); _синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; _выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; _подведение под понятие, выведение следствий; _установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; _построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; _доказательство; _выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: _формулирование проблемы; _самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: _планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; _постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; _разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; _управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; _умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так: _из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность; _из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка; _из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка. Содержание и способы общения и коммуникации обуславливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на основе образовательных ресурсов УМК «Начальная школа XXI века») Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Немецкий язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый из предметов УМК «Начальная школа XXI века», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: _коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей; _умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; _умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Связь УУД с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями: 1.УДД представляют собой целостную систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих видов действий: Коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, Познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, Личностные – определяющие мотивационную ориентацию, Регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности. 2. Формирование УДД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. 4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. 5. Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности. 6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии УУД. 7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «Начальная школа XXI века». В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная школа XXI века» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы: |