Скачать 128.19 Kb.
|
Белешева Алевтина Николаевна, МБОУ «Паспартинская СОШ» Улаганского района Урок 2 Русский язык, 1 класс Тема: «Правила переноса слов» Тип урока: ОНЗ Цели урока: 1) сформировать знание правил переноса слов с буквами Й, Ь, Ъ и удвоенными согласными в середине слова; 2) актуализировать умение переносить слова на другую строку на основе уже известных правил; 3) сформировать умение применять новое правило переноса; 4) расширить словарный запас детей, уточнить лексическое значение ряда слов, развивать связную речь и умение обосновывать свой выбор; 5) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Материалы к занятию Демонстрационный материал: 1) карточка со стихотворением для 2-го этапа; 2) карточка со словами для 2-го этапа; 3) эталоны по правилам переноса; 4) новый эталон; 5) образец выполнения пробного задания; 6) карточка со стихотворением по новому правилу; 7) образец выполнения задания в парах; 8) образец выполнение самостоятельной работы; 9) карточка с письмом Смайлику. Раздаточный материал: 1) карточка для работы в группах; 2) смайлики для этапа рефлексии.
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. На доске Смайлик и Знайка, конверт с письмом. − Узнали, кто это? (Знайка и Смайлик.) − Дорогой Знайка! Спешу рассказать тебе о своём новом приклю Однажды Смайлик собрался написать письмо своему другу Знайке: − Но тут Смайлику не хватило места на строке, он позвонил по волшебному телефону своему другу. «Знайка, я тут тебе письмо пишу, такое хорошее, а слово на строке не помещается…» «А ты его перенеси», − ответил Знайка. «Боюсь, а вдруг уроню?» − Тут Знайка не выдержал и рассмеялся. Скажите, почему рассмеялся Знайка? (Смайлик подумал, что слово можно перенести на руках.) − Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок? (Переносу слова.) − А вы умеете переносить слова? (Да.) − Куда же люди переносят слова? (На другую строку.) − Когда нужно переносить слова на другую строку? (Когда слово не помещается на строке.) − Хорошо! Но вы, ребята, не все правила переноса слов на другую строку знаете, и сегодня на уроке вы сделаете новые открытия. Раз вы будете узнавать что-то новое, как будет строиться урок? (Мы поймем, что мы не знаем, и постараемся сами найти способ.) − Пожелайте друг другу удачи. − С чего начнем работу? (С повторения.) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. − Как надо переносить слова на другую строку, прочитайте об этом в стихотворении: Жил-был на свете ученик, И вот он в правило проник. И начал все слова делить И по слогам переносить. − Сможете ли вы разделить для переноса следующие слова? На доске карточка со словами: Мама, ива, заяц, змея, земля, мак. − Какое слово лишнее? (Мак.) − Почему? (Потому что в нем один слог.) − Какие слова вы не смогли разделить для переноса? (Ива, змея.) − Почему? (Нельзя одну букву оставлять на строке, нельзя одну букву перенести…) − Прочтите об этом стихотворение: Но если в слоге гласная Живёт совсем одна, Она и так несчастная – Ты видишь, как бледна! Её не стоит оставлять На строчке без друзей, Нельзя вперёд одну послать − Быть кто-то должен с ней! − Это все, что я выбрала для повторения. Вспомните, что вы повторили? (Повторили, что слова переносятся по слогам, одну букву не оставляем на строке и не переносим.) На доске эталоны: − Что будет дальше? (Вы дадите задание для пробного действия.) − Что оно показывает? (Что мы еще не знаем.) − Разделите слово МАЙКА для переноса. Учитель записывает это слово на доске. Дети выполняют задание на планшетках. − У кого не получилось? − Что вы не смогли сделать? (Я не смог разделить слова для переноса.) − У кого есть результат? Все варианты выносятся на доску. − Поднимите руку, кто может обосновать свой вариант? − В чем ваше затруднение? (Я не могу обосновать свой вариант.) − Посмотрите, у каждого из вас затруднение. Что должен сделать человек, когда испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.) 3. Выявление места и причины затруднения. − Какое задание вы выполняли? (Мы делили слово МАЙКА для переноса.) − Посмотрите, в каком месте произошло затруднение? (Как разделить слово с «й», либо май-ка, либо ма-йка…) − В чем причина затруднения? (Мы не знаем правила переноса слов с Й в середине слова.) 4. Построение проекта выхода из затруднения. − Какова цель вашей деятельности? (Узнать правило переноса слов с Й в середине слова и научиться этим правилом пользоваться.) − Тогда какова тема урока? (Правила переноса слов с Й.) − Пока мы оставим эту тему, а потом ее дополним. − Что вы должны сделать дальше? (Построить план выхода из затруднения.) − Для того чтобы вы смогли сами сформулировать правило, я приготовила вот такую таблицу с правильным и неправильным переносом слов:
− Что вам необходимо сделать? (Проанализировать правильное разделение слова и неправильное, вывести правило переноса слов и составить эталон.) 5. Реализация построенного проекта. − Работаем по плану. Во-первых, что надо сделать? (Проанализировать данные слова.) − Что вы увидели? (Что нельзя Й переносить.) − Молодцы! Что нужно сделать, во-вторых? (Вывести правило переноса слов.) − Каким же будет правило переноса слов с Й в середине? (Й мы должны оставить на верхней строке.) На доске фиксируется правило: При переносе слов с Й в середине слова надо её оставить на верхней строке, а следующий слог перенести. − Вот так будет выглядеть наш эталон: Й − Теперь вы сможете перенести слово МАЙКА? (Да, надо МАЙ оставить на верхней строке, а КА перенести.) На доске фиксируется образец: МАЙ−КА − Прочтите об этом в стихотворении: Букву Й нельзя нам взять, От предыдущей оторвать И вдруг с неё строку начать – Это очень важно знать! − Ребята, оказывается, в русском языке есть еще особые случаи переноса слов с отдельными буквами, и нам сегодня их необходимо открыть. План готов. Работать по нему вы уже можете. Что предлагаете делать? (Работать по плану.) − Я предлагаю поработать по плану в группах. Но вначале давайте вспомним правила работы в группах. (В группе должен быть ответственный, один говорит – другие слушают, работать должны все на общий результат, если не понял – переспроси, свое несогласие высказывай вежливо.) − Время выполнения 3 минуты. У каждой группы карточки на одно правило переноса слова:
− Стоп. Посмотрим, что получилось. Идет защита проектов. По ходу защиты учитель обращает внимание учащихся на доску, где записаны эти правила в стихах: Запомни: встретил мягкий знак Или упрямый твёрдый знак – Ты должен вовремя понять, Что их никак нельзя отнять! Вот двойняшки-хохотушки, Любят слоги их, друзья, Не обижу слоги эти, Разделю, как надо, я! Кас-са, ван-на – вот и всё, Не обидел никого! − Уточним тему урока. (Перенос слов с Й, Ь, Ъ, удвоенными согласными в середине слова.) −Сравните наши правила с правилами в учебнике. Прочитайте эти правила про себя. Назовите номера правил, которые вы знали раньше. (1, 3.) − Какие правила вы открыли сегодня? (Буквы Й, Ь, Ъ остаются на верхней строке. Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом.) На доске фиксируются все новые эталоны: − Правила переноса слов вы открыли, что должны сделать дальше? (Надо научиться пользоваться новыми правилами.) − Правильно, но сначала немного отдохнем и проведем физкультминутку. 6. Первичное закрепление во внешней речи. − Обратимся к нашему учебнику. Упражнение № 21. − Из всех слов выберите только те, которые подходят к новым правилам. Работа проводится фронтально с каждым правилом переноса слова. − Молодцы! У вас на столах находятся карточки со словами. Вам нужно, работая в парах, поделить слова для переноса. А делить вы будете с помощью ножниц. Два слова разрезает ваш сосед, проговаривая правило, а два других разрезаете вы. Кому не понятно задание? Тогда приступайте. − Смотрим, так ли вы поделили. На экране образец: ТРОЛ−ЛЕЙБУС ТРОЛЛЕЙ−БУС МЕЛЬ−НИК ПОДЪ−ЁМ − У кого возникло затруднение при выполнении задания? − При применении какого правила? − У кого задание не вызвало затруднения? 7. Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. − Вы хорошо поработали все вместе, отлично справились с заданием в парной работе, для чего наступило время? (Для выполнения самостоятельной работы.) − Готовы? Поделите для переноса слово СУББОТА всеми возможными способами и запишите в тетради. Сколько раз вам придется записать это слово? (Два.) − Почему? (Здесь 3 слога.) После выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по эталону: СУБ−БОТА СУББО−ТА − У кого возникло затруднение при выполнении задания? − При применении какого правила? − У кого задание не вызвало затруднения? 8. Включение в систему знаний и повторение. − Откройте страницу 25, упражнение 25: «У дорожки в траве сидит зайчик». − Я предлагаю записать это предложение, поделив каждое слово, если это возможно, для переноса на другую строку. Задание можно выполнить у доски, на месте с комментированием, самостоятельно с дальнейшей проверкой по образцу. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. − Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Пришло время оценить свою работу. Но вначале вспомните, какова тема урока? (Перенос слов с Й, Ь, Ъ, удвоенными согласными в середине слова.) − Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать правила переноса слов с Й, Ь, Ъ, удвоенными согласными в середине слова и научиться пользоваться этими правилами.) − Достигли вы цели? Докажите. (Мы сами открыли способ и выполнили самостоятельную работу.) − Кто может рассказать, какие правила переноса слов существуют в русском языке?(…) − Молодцы! − Какой из двух шагов учебной деятельности вам было труднее всего пройти на уроке? (…) − Оцените свою работу. Если вы хорошо запомнили правила переноса слов и выполнили самостоятельную работу без ошибок, прикрепите большой смайлик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, но поняли, какое правило нарушили, прикрепите средний смайлик. Если вы так и не запомнили правила переноса слов, прикрепите маленький смайлик. − Покажите, что получилось. Молодцы! Вы честно оценили себя. А ребятам, которые прикрепили маленького смайлика, я предлагаю дома потренироваться в переносе слов. − Посмотрите, как закончил свое письмо Смайлик, который тоже научился переносить слова: Дорогой Знайка! Спешу рассказать тебе о своём приклю- чении. Я тоже научился переносить сло- ва на другую строч- ку. |