Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации17.03.2014
Размер1.78 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Методические рекомендации по проведению урока, посвященного

70-летию Сталинградской битвы в начальной школе.

Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции учащихся.

Задачи урока:

  • познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма;

  • воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, компьютер

Содержание урока.

Беседа.

Вступительная часть

Дети заходят в класс, звучит песня «С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)

- Ребята, как вы понимаете слово «Родина», что оно означает?

- А вот как об этом написал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

К.Д. Ушинский

На доске написаны слова (спроецированы на экран, написаны на прикреплённых к магнитной доске карточках): РОССИЯ, РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО.

  • Почему мы называем Россию нашим Отечеством, нашей Родиной?

  • Почему мы называем Россию матерью?

  • Как вы понимаете выражение (поговорку) «Родина мать, умей за неё постоять».

  • Как называют защитников Родины?

Учитель пишет на доске(проецирует на экран, прикрепляет к магнитной доске карточки): ВОИН, СОЛДАТ, БОЕЦ.

Основная часть

- Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое из всех – защитник Родины. Память народа веками свято хранит имена отважных воинов – так же, как имена великих учёных, поэтов, мыслителей. Во всех городах мира есть памятники в честь великих людей, великих событий.

Учитель показывает изображение мемориального комплекса «Мамаев курган».



  • Что это за памятник?

  • В каком городе он поставлен?

  • Что вы знаете об этом городе?

  • Что вы знаете о защитниках этого города?

  • Самая тяжёлая из бед, которые бывают, - война. 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Поэт В. Лебедев-Кумач, вместе с композитором А. Александровым, уже в первые дни войны написали песню «Священная война». (Звучат первые куплеты песни или учитель зачитывает).

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!

- Как вы думаете, почему поэт называет войну «народной», «священной»?

Слова этой песни вселяли мужество в сердца, уверенность в победе.

«Отечество в опасности! Все на защиту Отечества!» - вот лозунги тех дней.

  • Объясните, почему войну 1941 -1945 г.г. называют Великой Отечественной?

  • Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г. (через 3,5 месяца после начала войны) фашистские войска вплотную подошли к Москве.

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Эти слова Василия Клочкова, одного из защитников Москвы, облетели всю страну. Под Москвой была одержана первая крупная победа советских войск, которая во многом предопределила дальнейший ход войны. (Учитель размещает карточку на схему: Декабрь, 1941 г.).

Но к окончательной победе над фашизмом мы шли долгие 4 года.

На доске схема:


Боевые действия за пределами страны


  • Рассмотрите схему.

  • Какие исторические события отражает эта схема?

  • Далее учитель выслушивает ответы детей. Вывешивает на доску название схемы: Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны.

Учитель в ходе беседы дополняет схему карточками (пользуется возможностями подготовленной заранее мультимедийной презентации)

22 июня, начало войны1941г

– начало Великой Отечественной войны.


Декабрь, 1941г

– битва за Москву.


Июль-2 февраля 1943г
– Сталинградская битва.


Июль, 1943г

– Курская битва.


Осень, 1943г

– битва за Днепр.

День Победы
– День Победы
Сталинградская битва.

Потерпев поражение под Москвой, германское командование разработало на 1942 год новый план боевых действий, решило нанести удар по Сталинграду (Волгограду), отрезав центр страны от хлебных и нефтяных запасов, а, затем, повернув на север, взять Москву. (Учитель прикрепляет новую карточку «Сталинградская битва»: Июль-2 февраля 1943 г. ).

17 июля 1942 года начались кровопролитные бои за Сталинград. Город, превращённый в руины фашистской авиацией, продолжал сражаться. Каждая пядь Сталинградской земли была гибельна для врага. Воины стояли насмерть, помня сказанное снайпером Василием Зайцевым: «За Волгой для нас земли нет». (Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательными пальцами).

Двести дней и ночей продолжалась эта битва. Дом, улица превращались в неприступную крепость. Четырёхэтажное скромное здание в центре города получило название «Дом Павлова». Выбив из четырёхэтажного дома гитлеровцев, горстка храбрецов во главе с сержантом Я.Ф. Павловым 58 дней обороняла полуокружённое врагом здание. Фашисты обстреливали его из орудий, несколько раз тщетно пытались бомбить его с воздуха. Отбив бесчисленное множество вражеских атак, гарнизон «Дома Павлова» 25 ноября 1942 г. сам перешёл в наступление. Сержанту Павлову Якову Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Наиболее тяжёлые бои велись за железнодорожный вокзал и Мамаев курган, возвышающийся над городом, наши солдаты назвали его «красным»: земля здесь была пропитана кровью, усеяна гильзами и осколками снарядов.

Весь мир следил за битвой на Волге. Сталинград стал символом мужества и героизма.

Вот такие стихи о Сталинграде написал Пабло Неруда – чилийский поэт.

Здесь орден мужества надет на грудь земли,

Недаром эта грудь истерзана снарядом,

Со смертью билась жизнь,

И смерть враги нашли.

И победила жизнь в боях под Сталинградом!

Советские войска сдержали натиск, остановили врага. Одновременно они готовили ответный удар, чтобы окончательно разгромить противника. Наступление началось ранним утром 19 ноября 1943 года. Первой вступила в бой артиллерия, открыв ураганный огонь по врагу. Не успели смолкнуть орудия, как на позиции гитлеровцев двинулись танки и пехота. Сражение шло несколько дней и ночей. Сотни тысяч гитлеровских солдат и офицеров попали в окружение. Все их попытки вырваться оказались напрасными.

(Справка. Под Сталинградом были уничтожены 32 из 48 дивизий врага, погибли 1,5 миллиона генералов, офицеров и солдат, было уничтожено 3,5 тысячи танков и самоходных орудий, 12 тысяч пушек и миномётов и около 3 тысяч самолётов. Гитлер объявил в Германии траур.)

Победа на Волге стала решающим событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны.

Сколько подвигов было совершено в те дни? Мы не знаем. Считать подвиги было некому, потому что каждый в то время дрался как герой.

(Хорошо читающий ученик или учитель читает отрывок из воспоминаний генерала М.С. Шумилова)
Ни шагу назад!

«Батальон капитана Муратова находился в центре боевого порядка полка. Потрёпанный в боях, он насчитывал в своих рядах не больше 20 солдат. Как только небо тронул ранний августовский рассвет, враг обрушил на позиции батальона ураганный артиллерийский и миномётный огонь. Несколько позже группа немецких бомбардировщиков сбросила бомбовый груз. Клубы чёрного дыма протянулись по степи, и под их прикрытием на высоких скоростях пошли танки. Никто из «муратовцев» не дрогнул. Все находились на своих местах и огнём отсекали пехоту от танков. Комбат Муратов не выпускал пулемёта из рук. Он направил на немецких автоматчиков огонь, зная, что танки без пехоты вперед далеко не уйдут. Так оно и вышло. За первой последовали новые атаки. Отбиваться приходилось всё труднее и труднее.

К исходу дня в батальоне остались лишь два бойца да раненый Муратов. Кровь сочилась из раны, но комбат, перебегая от окопа к окопу, вёл огонь из винтовки, чтобы показать, что рубеж ещё живёт. Стало смеркаться. На полоске бумаги комбат написал последнее донесение: «Отражено шесть атак. Уничтожено несколько десятков солдат и офицеров противника. Нас осталось двое. Продолжаю вести огонь. Муратов». Доставивший это донесение красноармеец рассказал командиру полка подробности боя. Отважный капитан погиб в бою, не сделав и шагу с занимаемого рубежа».

/Из воспоминаний генерала М.С. Шумилова/

Самостоятельная работа с источниками информации.

Затем учитель предлагает ученикам работу с текстовой информацией. Учитель делит класс на 4 группы. Каждой группе выдаётся карточка с текстом о героизме нашего народа. Ко всем текстам предложена система вопросов.

Карточка 1.

«В батарее противотанковых орудий лейтенанта Алексея Очкина был пятнадцатилетний Ваня Фёдоров. Артиллеристы подобрали паренька на одной из станций, где стоял их эшелон. В Сталинграде Ваня подносил снаряды к орудиям. На батарею двинулись танки, следом крались автоматчики. Много артиллеристов погибло в этой схватке. Ваня был жив. Гранатами отогнал автоматчиков, собирался метнуть гранату под танк, но был ранен в обе руки. Тогда мальчик-герой зажал гранату в зубах, бросился под гусеницу и взорвал танк».

Задание:

  • Прочитайте текст.

  • Расскажите своим одноклассникам о подвиге Алексея Очкина.

- Можно ли считать поступок мальчика подвигом?

- Какие строчки из этого текста вас особенно взволновали?

Карточка 2.

«Командир батальона Плотников рассказывал о битве на Волге.

–Ух, и жарко там! Земля не выдерживает, дыбом стоит. Волга горит – нефтехранилища взорваны. Всё рушится – камни, бетон, железо. А люди, обыкновенные люди – такие, как мы с вами, из плоти и крови, – держатся! Уму непостижимо, а держатся… Вот, скажем, завод «Красный Октябрь» расположен у самой Волги, на берегу. Теперь это одни развалины. Но люди – бойцы и свои, заводские,– дерутся за каждый камень. Удерживают полоску земли в десяток метров. Кругом всё горит, земля ходуном ходит, а люди стоят. Стоят насмерть. И уверены, что выстоят…»

/Отрывок из повести В. Ильиной «Четвёртая высота»/

Задание:

- Прочитайте текст.

- Какое значение вкладывал командир батареи в слова: «Ух, и жарко там!..» 

- Подтвердите ответ на вопрос словами из текста.

Карточка 3.

«На самом Мамаевом курганебитва длилась 135 дней и ночей. Его вершина была важным звеном в системе обороны города, так как с нее прекрасно просматривался не только сам Сталинград, но и Волга, переправы, заволжье. Вся земля на холме была буквально перепахана снарядами, минами, бомбами - до 1000 осколков и пуль на каждый квадратный метр. Весной 1943-го там даже не взошла трава. В тот год высота 102.0 (ставшее легендарным обозначение Мамаева кургана на военных картах) стала настоящим курганом - на его склонах хоронили погибших со всего города. Да, курган - это громадная братская могила; да, на кургане создан величайший памятник-ансамбль, призванный увековечить память о сражении; да, на вершине холма стоит одна из самых высоких в мире статуй. Но это не памятник человеческому гению, это памятник человеческой воле, храбрости, мужеству, отваге и преданности Родной земле».



Задание:

- Прочитайте текст.

- Расскажите, где создан мемориальный комплекс защитникам Сталинграда? Почему выбрано это место для мемориала?
- Учитель: Поражение фашистских войск под Сталинградом стало началом их поражения по всей Европе. И не случайно улицы и площади многих европейских городов после войны были названы в честь города на Волге.

Впереди было еще много трудных побед. Курская битва. Битва за Днепр. (Учитель размещает карточки на схему.)

С осени 1944 года военные действия переместились за пределы нашей страны. (Учитель прикрепляет карточку).

- Посмотрите на схему и назовите дату окончания Великой Отечественной войны. (9 мая 1945 г.)

- Около 40 миллионов советских людей погибло в Великой Отечественной войне. Представляете, что это значит? Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.

- С каждым годом всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны. На их плечи выпали неимоверные тяготы и лишения, они приняли на себя страдания и вынесли это с честью. Будьте же внимательны к ветеранам. Помните, они совершили великий подвиг, защитив наше Отечество от врага.

- Расспросите у старших, кто из вашей семьи, родственников участвовали в этой войне?

- Кто защищал Сталинград?

- Какие ордена и медали хранятся в вашей семье? За какие заслуги перед Родиной они получены?

- Знаете ли вы названия улиц, площадей, проспектов, носящих имена защитников Сталинграда?

Примерное задание:

Ученикам 3, 4 классов можно предложить подготовить виртуальную экскурсию по мемориальному комплексу «Мамаев курган», которую можно провести для обучающихся 1-2 классов.

Примерный вид схемы в итоге урока.


Дл подготовки и проведения урока предлагаются различные Интернет ресурсы. В них можно найти фото и видеоматериалы.

Интернет ресурсы к уроку:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск