Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.85 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.03.2014
Размер67.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема: Как славяне боролись с половцами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • Образовательная – создать условия для знакомства с причинами возникновения войн, борьбой русских князей с половцами под руководством Владимира Мономаха. Показать освободительный характер этой борьбы со стороны Руси, возможность победы только в результате совместных действий.

  • Развивающая – развивать речь, умение анализировать и сравнивать.

  • Воспитательная – воспитывать интерес к родной истории, гордость за свой народ, культуру учебного труда.


Средства обучения: учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» 4 класс, конверты с карточками – фамилии известных людей, большие карточки с этими фамилиями на доске; репродукция картины, изображающей события Великой Отечественной войны; карточки – причины войн; карта Руси в 9-11 веках, стрелки чёрные и красные в виде мечей, отрывки из летописей, портрет Владимира Мономаха; рисунки с изображением русских воинов и пешего; карточка – путевой лист.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Сегодня отправимся в путешествие во времени. Проверьте свою готовность.
II. Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу.

- Чтобы включить машину времени, выполните задание. Работаем в парах. Вытащите из конверта карточки с фамилиями и разделите на три группы.

Проверка с доски:
Доска: Левитан Даль Чайковский

Брюллов Чехов Глинка

Малевич Твардовский Прокофьев
- Что объединяет слова каждой группы? В каждой группе можно выделить одну фамилию, догадайтесь какую. (Проверка).

- Что узнали о художниках, композиторах и писателях XX века? Назовите темы их произведений.

- Рассмотрите репродукцию. Как вы думаете, в каком веке была написана картина? Почему вы так считаете? Какому событию посвящена картина? (Великой Отечественной войне).
III. Усвоение новых знаний.

- О каких войнах в истории вы знаете? Как вы думаете, когда возникли войн?

- Наша машина переносит нас во времена Древней Руси. Здесь мы тоже можем наблюдать войны. Как вы думаете, почему люди воюют? (Ответы детей).

- Хотите проверить свои предположения? Прочитайте текст в учебнике на стр. 122. Назовите причины войн.

На доске составляется схема:
Желание присвоить Желание завладеть

чужие богатства чужой территорией
Причины войн



Желание иметь Желание заставить людей

власть над людьми ругой страны работать на себя

- Наша машина переносит нас в XI век. Кто правил Русью? (Князь). Посмотрите на карту Руси. Назовите главный город того времени. Вы узнаете о князе Владимире Мономахе и его борьбе с врагами Руси. Что вы уже знаете об этом князе?

- Возьмите листы с отрывками из летописей, переведёнными на современный язык (Приложение1). Работаем в группах. Каждая группа читает сой отрывок, рассказывает остальным, что узнал.
- Ответьте на вопрос по прочитанному: Когда и где родился Владимир Мономах? Назовите его знаменитых дедов. Что означает слово Мономах? Чему он учился в детстве? Кто напал на Русь? Какими воинами они были? С какой целью напали? Как жили в то время русские князья? Какую крепость построил Владимир Мономах? Когда стал править в Киеве? За что его уважали русские люди?
IV. Физкультинутка.
- Хотите узнать, как удалось Владимиру Мономаху одержать победу над половцами?
V. Моделирование на карте и рассказ учителя
- Половцы нападали на русские земли летом. Они старались осаждать города-крепости, а грабили и жгли сёла, уводили в плен сильных мужчин и красивых женщин. Они налетали внезапно из степей, которые называли Диким Полем.
(Учитель прикрепляет на доске чёрные стрелы, направленные на карту Руси).
- Почему не могли русские князья победить половцев? (Дети говорят, что князья воевали друг с другом, учитель прикрепляет на карте стрелы в виде мечей, направляя их друг против друга).

- Задумал Владимир Мономах дать отпор врагу. Что бы вы ему посоветовали?

- Удалось Владимиру объединить и поднять 7 князей на битву с половцами. Предложил он не ждать, когда враги нападут, а самим выступить в поход в половецкую степь. (Учитель поворачивает стрелки-мечи в одну сторону и вдвигает их в Дикую Степь).

- Отправиться решили ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони ещё не набрали силу. Русские кони, кормленные житом-зерном и хлебом -сохраняли силу и выносливость. В поход шли не только дружинники, но и пехота. Вот пришло войско Владимира в половецкую степь. Не ожидали враги такого, стали обороняться. А Владимир выставил вперёд пехоту с тяжёлыми щитами, которые закрывали всего человека. Пускают стрелы половцы, а те не причиняют вреда нашим воинам. Потом в атаку перешла и русская конница. После долгого боя русское войско одержало победу.

- Это была первая и очень важная победа над половцами. Что помогло одержать победу?
VI. Первичное закрепление

- Возвращаемся из путешествия. Возьмите путевой лист (Приложение2). Прочитайте и дополните заметки. Проверим, у кого правильно, поставьте восклицательный знак.

- Я не назвала год, в котором произошло это сражение. Вы узнаете его сами, если правильно выберете ответы на вопрос, и впишите номера ответов.

- Проверьте себя. У вас получился 1103 год. Встаньте те, у кого так. Посмотрите на схему «Причины войн».

- Найдите причины, по которым половцы нападали на Русь. По какой причине сражались русские воины?

- Какие вопрос вы задали бы Владимиру Мономаху? На многие вопрос он ответил в книге «Поучение».

- Прочитайте его совет на доске:
«Объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую».
VII. Итог урока
- Чем запомнилось наше путешествие? Что необходимо для победы над врагом?
VIII. Домашнее задание: прочитать ещё раз путевой лист и материал учебника на стр. 122-123, рассказать, о чём узнали. Можете сделать рисунок.

Приложение 1.
Отрывки из летописей


  1. Владимир Мономах родился в городе-крепости Переяславле в 1053 году. Его дедом был легендарный князь Ярослав Мудрый. Своим прозванием – Мономах – он обязан другому деду – суровому византийскому императору Константину IX Мономаху, что по-гречески означает «единоборец». С ранних лет его учили искусству верховой езды, умению владеть всеми видами оружия: копьём и мечом, боевым топором и палицей, метко стрелять из лука. Владимир любил охоту, рыбную ловлю и чтение книг.




  1. Владимиру было 8 лет, когда впервые на Русь напали половцы. Они вышли из степи, мгновенно уничтожив русские Сторожевые посты. Княжеская дружина выступила против врага, но была разбита. Половцы были умелыми воинами, прекрасно владевшими луками, саблями и арканами. Их войско состояло из лёгкой конницы. Они не захватывали земли, а грабили русские сёла и уводили пленников.




  1. В 11 веке Русь страдала от междуусобных войн. Князья воевали друг с другом. Видя это, Владимир Мономах решил построить неприступный город-замок. Он руководил постройкой крепости у старинного города Любеча. Замок был сделан из толстых дубовых брёвен и камня. Имелись многочисленные кладовые и тайные ходы. В1097 году он собрал в замке всех русских князей и предложил решить дело миром: кому и когда править на Руси. Но не все князья соблюдали этот договор, они начали снова воевать друг с другом.




  1. Князю Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет, когда он стал князем в Киеве. Он заслужил славу доблестного воина, совершив 83 больших и малых военных похода. Его знали, как умелого полководца и защитника земли русской. За годы своего правления он примирил князей, восстановил единство Руси, разбил половцев и заставил их прекратить набеги. В годы его правления расцвели литература и искусство, были изданы новые законы, защищающие права простых людей. Владимир Мономах умер в 1125 году, оставив завет быть справедливыми и милосердными, жить честно и достойно, не бояться трудностей.


Приложение 2.
Карточка – дневник путешествия


Портрет Владимира Мономаха, или изображение древнерусского воина дети могут по желанию нарисовать дома.

Владимир Мономах родился в ____ году. Мономах по-гречески значит __________. Ему было 8 лет, когда на Русь впервые напали _____________. Они ___________ русские сёла. Владимир Мономах собрал князей, чтобы договориться о _________. Русская дружина выступила против половцев _____________, когда кони противника ослабели после зимнего голода. Князь решил громить половцев в ____________, где их семьи и добро. Кроме конницы он использовал ________ с большими. Окованными железом __________.



Русская дружина смогла победить, потому что князья _________________________________________________________________________.

Обведи правильный ответ, впиши цифры в предложение, чтобы узнать год победы над половцами.

- Половцы нападали на Русь, чтоб:

0. Защитить себя. 2. Захватить земли.

1. Грабить и уводить в плен русских людей. 3. Просто любили воевать.
-Оружие русских воинов:

0. Пушки 2. Автоматы

1. Мечи и копья 3. Каменные топоры
- Решающее сражение с половцами произошло:

0. В Половецкой степи 2. У северных границ Руси

1. В Киеве 3. На Кавказе
- Победить половцев помогло:

0. Большое количество оружия 2. Половцы были плохими воинами

1. Молитвы 3. Дружные действия князей о

главе с Владимиром Мономахом
Половцы были побежден в __________ году.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск