Скачать 67.85 Kb.
|
Тема: Как славяне боролись с половцами. Тип урока: урок изучения нового материала. Цели:
Средства обучения: учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» 4 класс, конверты с карточками – фамилии известных людей, большие карточки с этими фамилиями на доске; репродукция картины, изображающей события Великой Отечественной войны; карточки – причины войн; карта Руси в 9-11 веках, стрелки чёрные и красные в виде мечей, отрывки из летописей, портрет Владимира Мономаха; рисунки с изображением русских воинов и пешего; карточка – путевой лист. ХОД УРОКА I. Организационный момент - Сегодня отправимся в путешествие во времени. Проверьте свою готовность. II. Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу. - Чтобы включить машину времени, выполните задание. Работаем в парах. Вытащите из конверта карточки с фамилиями и разделите на три группы. Проверка с доски: Доска: Левитан Даль Чайковский Брюллов Чехов Глинка Малевич Твардовский Прокофьев - Что объединяет слова каждой группы? В каждой группе можно выделить одну фамилию, догадайтесь какую. (Проверка). - Что узнали о художниках, композиторах и писателях XX века? Назовите темы их произведений. - Рассмотрите репродукцию. Как вы думаете, в каком веке была написана картина? Почему вы так считаете? Какому событию посвящена картина? (Великой Отечественной войне). III. Усвоение новых знаний. - О каких войнах в истории вы знаете? Как вы думаете, когда возникли войн? - Наша машина переносит нас во времена Древней Руси. Здесь мы тоже можем наблюдать войны. Как вы думаете, почему люди воюют? (Ответы детей). - Хотите проверить свои предположения? Прочитайте текст в учебнике на стр. 122. Назовите причины войн. На доске составляется схема: Желание присвоить Желание завладеть чужие богатства чужой территорией Причины войн Желание иметь Желание заставить людей власть над людьми ругой страны работать на себя - Наша машина переносит нас в XI век. Кто правил Русью? (Князь). Посмотрите на карту Руси. Назовите главный город того времени. Вы узнаете о князе Владимире Мономахе и его борьбе с врагами Руси. Что вы уже знаете об этом князе? - Возьмите листы с отрывками из летописей, переведёнными на современный язык (Приложение1). Работаем в группах. Каждая группа читает сой отрывок, рассказывает остальным, что узнал. - Ответьте на вопрос по прочитанному: Когда и где родился Владимир Мономах? Назовите его знаменитых дедов. Что означает слово Мономах? Чему он учился в детстве? Кто напал на Русь? Какими воинами они были? С какой целью напали? Как жили в то время русские князья? Какую крепость построил Владимир Мономах? Когда стал править в Киеве? За что его уважали русские люди? IV. Физкультинутка. - Хотите узнать, как удалось Владимиру Мономаху одержать победу над половцами? V. Моделирование на карте и рассказ учителя - Половцы нападали на русские земли летом. Они старались осаждать города-крепости, а грабили и жгли сёла, уводили в плен сильных мужчин и красивых женщин. Они налетали внезапно из степей, которые называли Диким Полем. (Учитель прикрепляет на доске чёрные стрелы, направленные на карту Руси). - Почему не могли русские князья победить половцев? (Дети говорят, что князья воевали друг с другом, учитель прикрепляет на карте стрелы в виде мечей, направляя их друг против друга). - Задумал Владимир Мономах дать отпор врагу. Что бы вы ему посоветовали? - Удалось Владимиру объединить и поднять 7 князей на битву с половцами. Предложил он не ждать, когда враги нападут, а самим выступить в поход в половецкую степь. (Учитель поворачивает стрелки-мечи в одну сторону и вдвигает их в Дикую Степь). - Отправиться решили ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони ещё не набрали силу. Русские кони, кормленные житом-зерном и хлебом -сохраняли силу и выносливость. В поход шли не только дружинники, но и пехота. Вот пришло войско Владимира в половецкую степь. Не ожидали враги такого, стали обороняться. А Владимир выставил вперёд пехоту с тяжёлыми щитами, которые закрывали всего человека. Пускают стрелы половцы, а те не причиняют вреда нашим воинам. Потом в атаку перешла и русская конница. После долгого боя русское войско одержало победу. - Это была первая и очень важная победа над половцами. Что помогло одержать победу? VI. Первичное закрепление - Возвращаемся из путешествия. Возьмите путевой лист (Приложение2). Прочитайте и дополните заметки. Проверим, у кого правильно, поставьте восклицательный знак. - Я не назвала год, в котором произошло это сражение. Вы узнаете его сами, если правильно выберете ответы на вопрос, и впишите номера ответов. - Проверьте себя. У вас получился 1103 год. Встаньте те, у кого так. Посмотрите на схему «Причины войн». - Найдите причины, по которым половцы нападали на Русь. По какой причине сражались русские воины? - Какие вопрос вы задали бы Владимиру Мономаху? На многие вопрос он ответил в книге «Поучение». - Прочитайте его совет на доске: «Объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую». VII. Итог урока - Чем запомнилось наше путешествие? Что необходимо для победы над врагом? VIII. Домашнее задание: прочитать ещё раз путевой лист и материал учебника на стр. 122-123, рассказать, о чём узнали. Можете сделать рисунок. Приложение 1. Отрывки из летописей
Приложение 2. Карточка – дневник путешествия
Русская дружина смогла победить, потому что князья _________________________________________________________________________. Обведи правильный ответ, впиши цифры в предложение, чтобы узнать год победы над половцами. - Половцы нападали на Русь, чтоб: 0. Защитить себя. 2. Захватить земли. 1. Грабить и уводить в плен русских людей. 3. Просто любили воевать. -Оружие русских воинов: 0. Пушки 2. Автоматы 1. Мечи и копья 3. Каменные топоры - Решающее сражение с половцами произошло: 0. В Половецкой степи 2. У северных границ Руси 1. В Киеве 3. На Кавказе - Победить половцев помогло: 0. Большое количество оружия 2. Половцы были плохими воинами 1. Молитвы 3. Дружные действия князей о главе с Владимиром Мономахом Половцы были побежден в __________ году. |