Пояснительная записка по курсу «Изобразительное искусство» 2 класс
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособие для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Одной из главных целей преподавания искусства в 2 классе является введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделе «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков опирается на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни того или иного Брата-Мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит 1) осознание того, что «Мастера» работают определенными материалами, и 2) первичное освоение этих материалов.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстрированного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки–праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематических планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, та и из арсенала авторских разработок педагога.
Задачи художественного развития учащихся во 2 классе:
развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;
формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
развитие наблюдательности и творческого воображения;
формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликаций, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программе не внесено изменений.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в I четверти -9.
Количество часов в II четверти 8.
Количество часов в III четверти 10.
Количество часов в IV четверти 7.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический компонент:
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
Неменская, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменская, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2008.
Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учебник-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2009.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 1 класса с соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающие должны знать/понимать:
Способы художественного выражения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Обучающиеся должны уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература
Дополнительные пособия для учителя:
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. – Волгоград : Учитель, 2006. – 61 с.
Изобразительное искусство. 1-4 классы : упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 74с. : ил.
Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 139 с. : ил.
Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.
Азбука народных промыслов. 1-4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 199 с.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 2 класса по программе Б.М. Неменского
№
урока
| дата
| Тема урока
| Планируемый результат
| Информационно-методическое обеспечение
| Раздел I Чем и как работают художники 8ч
| 1.
|
|
| Три основные краски, строящие многоцветие мира
| Уметь: различать основные и составные цвета, применять первичные живописные навыки, использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению
| Стихотворения, загадки. Игра «Два в одном»
| 2
|
|
| Пять красок – всё богатство цвета и тона
| Знать жанр произведений ИЗО – пейзаж.
Уметь: различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и чёрной краской, использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению, узнавать произведение Левитана
| Стихотворения
Бунина И.
Игра «Осенняя палитра»
| 3
|
|
| Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности
| Знать жанр произведений ИЗО – пейзаж, уметь использовать акварель в живописи по памяти и впечатлению
| Игра-упражнение «Живая клякса»
| 4
|
|
| Выразительные возможности аппликации
| Уметь:сравнивать виды ИЗО (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
| Ф.И.Тютчев «Листья»
| 5
|
|
| Выразительные возможности графических материалов
| Знать вид ИЗО – графика.
Уметь сравнивать виды ИЗО (графика, живопись), применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти, впечатлению)
| М.Пришвин «Рассказы о природе», К.Паустовский «Первый снег»
| 6
|
|
| Выразительность материалов для работы в объёме
| Знать о скульптуре как виде ИЗО, особенности её восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птц в объёме.
| В.Бианки «рассказы о животных». Игра-упр. «Пластилиновая угадайка»
| 7
|
|
| Выразительные возможности бумаги
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности
| Н.Докучаева «мастерим бумажный мир»
| 8
|
|
| Для художника любой материал может стать выразительным
(обобщение темы)
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, выполнять живописные упражнения.
| С.Баруздин «Салют»
| Раздел 2. Реальность и фантазия 7
| 9
|
|
| Изображение и реальность
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти)
| В.Бианки. Рассказы о животных, загадки.
| 10
|
|
| Изображение и фантазия
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)
| Мифы, сказки, былины.
| 11
|
|
| Украшение и реальность
| Уметь применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти), понимать «язык» украшений.
|
| 12
|
|
| Украшение и фантазия
| Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента.
| Игра-упражнение «крестики-нолики»
| 13
|
|
| Постройка и реальность
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.
| Различные пособия по бумагопластике
| 14
|
|
| Постройка и фантазия
| Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности.
| Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий.
| 15
|
|
| Братья- Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
| Уметь использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики, применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах.
| Стихотворения, посвящённые новогоднему празднику, фрагменты из балета П.Чайковского «Щелкунчик»
| Раздел 3. О чём говорит искусство 11ч
| 16
|
|
| Выражение характера изображаемых животных
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (по воображению)
| Фрагменты сказки Р.Киплинга «Маугли», игра-упажнения. «Чудесные превращения»
| 17
|
|
| Выражение характера человека в изображении; мужской образ
| Знать жанры ИЗО – портрет.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи, узнавать отдельные произведения выдающегося художника В.М.Васнецова
| А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…», отрывки из былин
| 18
|
|
| Выражение характера человека в изображении; женский образ
| Знать жанры ИЗО – портрет.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь, мелки), применять основные средства художественной выразительности в живописи, узнавать отдельные произведения выдающегося художника В.М.Васнецова
| А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…»,
| 19
|
|
| Образ человека и его характер, выраженные в объёме
| Знать вид произведений ИЗО – скульптура.
Уметь сравнивать различные видыИЗО (графика, живописи, скульптура)
| А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…»,
| 20
|
|
| Изображение природы в разных состояниях
| Знать вид произведений изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь различать и применять тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь)
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывки из произведений с описанием природы
| 21
|
|
| Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.
| Отрывки из былин
| 22
|
|
| Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов»
| Уметь различать и применять тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь)
| А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», Н.Рерих «Заморские гости»
| 23
|
|
| Образ здания и его назначение.
| Уметь различать и применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах (панно)
|
| 24
|
|
| Дома для сказочных героев
| В живописи уметь использовать цвет для передачи характера изображения
|
|
25-26
|
|
| В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение
| Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры ИЗО (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства)
|
| Раздел 4. Как говорит искусство 8ч
| 27
|
|
| Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета
| Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь)
| Э.Григ «Утро» (Пер Гюнт)
| 28
|
|
| Цвет как средство выражения: «тихие»(глухие) и «звонкие» цвета. Смешение красок.
| Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению)
| Отрывки из сказо Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», Андерсен «снежная королева»
| 29
|
|
| Линия как средство выражения: ритм линий
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи
| М.Пришвин «Лесной ручей»
| 30
|
|
| Линия как средство выражения: характер линий
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи
| Японские трёхстишия (хокку)
| 31
|
|
| Ритм пятен как средство выражения
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи
| Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией
| 32
|
|
| Пропорции выражают характер
| Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах
| Пособия по бумагопластике
| 33
|
|
| Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель), применять основные средства художественной выразительности в творческой работе
|
| 34
|
|
| Обобщающий урок года
| Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства)
| Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству
| |