Скачать 59.38 Kb.
|
Открытый урок в 6 классе. Тема: «Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа» Цель урока: изучить назначение, устройство и разнообразие функций листа. Задачи урока:дальнейшее развитие у учащихся морфологических понятий, формирование навыков проведения сравнений; установить связь особенностей строения клеток и выполняемыми ими функциями. Продолжить формирование умения приготовления микропрепарата и работы с ним. Оборудование: комнатные растения (пеларгония зональная, традесканция, алоэ, фикус); пакеты 1, 2, 3 с листьями, пакеты с набором простых и сложных листьев; гербарий листовой мозаики; таблица «Внутреннее строение листа и листорасположение». Видеоматериал. Формируемые понятия: кожица листа, устьица, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани, жилки листа. Ход урока
3. Объяснение нового материала. Актуализация знаний учащихся о видах растительных тканей, об основных функциях листа. Вопрос - какая часть растения делает его зеленым? Лист - это один из основных органов высших растений, который занимает боковое положение на побеге и выполняет функции фотосинтеза, газообмена и транспирации. Идеальный лист имеет большую поверхность, чтобы обеспечить наибольший уровень фотосинтеза. Анатомическое строение листовой пластинки соответствует ее приспособленности к выполняемой функции. С обеих сторон она покрыта прозрачной эпидермой с кутикулой и нередко опушена волосками. (Презентация) Она предохраняет лист от повреждений и высыхания. Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы встречаются расположенные парами замыкающие клетки. Между ними находится щель. Эти клетки и щель называются устьицем. Через устьичную щель в лист проникает воздух и происходит испарение воды. Выполнение лабораторной работы «Строение кожицы листа». Цель: Ознакомиться со строением кожицы листа, определить значение устьиц. Оборудование: свежие и вялые листья традесканции, микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка, пинцет. Ход работы
а. Сравните размеры устьиц у свежего и вялого листа традескан- ции. б. Объясните разницу между размерами устьиц у свежего и вяло- го листа традесканции. в. В чем заключается функция замыкающих клеток? г. В чем заключается функция бесцветных клеток? д. Каково количество устьиц в поле зрения микроскопа? е. Как вы думаете, что произойдет, если лист покрыть маслянистым веществом. Дайте развернутый ответ. ж. У какого растения - кактуса или водяной лилии можно ожидать больше устьиц? Почему? Под кожицей находится мякоть листа.(презентация) Верхний слой представлен полисадной тканью, ее клетки богаты хлорофиллом. Под полисадной или столбчатой тканью находится губчатая ткань с воздухоносными межклетниками. Межклетники заполнены воздухом. При осмотре внешнего строения листа хорошо видно, что на листовой пластинке многих растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью (презентация). У одних растений жилки примерно одинаковые по величине и лежат дугообразно или параллельно друг другу. У других – они представлены перисто-разветвленной сетью мелких жилок, сходящихся в одну крупную центральную жилку в середине листа. Перистое и пальчатое жилкование характерно для листьев двудольных растений, а параллельное и дуговое – для листьев многих однодольных растений (презентация). Выполнение лабораторной работы «Клеточное строение листа» по инструктивной карточке. Оформление работы в рабочей тетради как задание № 82 с последующим обсуждением результатов. Цель: Ознакомиться с внешним и внутренним строением листа. Оборудование: по 10 листьев (простых и сложных) однодольных и двудольных растений (гербарные материалы или живые растения), листья хвойных растений, микропрепарат «Лист камелии - поперечный разрез», лупа, микроскоп. Ход работы
а. Какая сторона листа, верхняя или нижняя, имеет больше хло- ропластов? Почему? б. Какие различия существуют в строении листа однодольных и двудольных растений? в. Каково значение жилок? г. Чем отличается хвоинка от листьев двудольных растений? д. Каково значение устьиц и воздушной полости? е. Как расположены клетки губчатой и столбчатой ткани? ж. Какие функции выполняют сосуды, ситовидные трубки, во- локна? з. Хвоинка покрыта толстостенной кожицей и имеет мало усть- иц. Какое значение это имеет для хвойных растений? и. Некоторые люди опрыскивают комнатные растения водой. Как вы думаете, проникает ли вода в листья? Поясните свой ответ. к. Чтобы комнатные растения чувствовали себя хорошо следует периодически вытирать пыль с листьев. Для чего? Закрепление знаний о клеточном строении листа. (Выполнение задания 80 в рабочей тетради, обработка основных понятий в ходе фронтальной беседы.)
Домашнее задание. Изучить п. 24, ответить на вопросы в конце п. Учитель биологии Т.И.Лебедева |