Скачать 53.1 Kb.
|
Полупанова А.К. Тема: Публицистика и искусство периода Великой Отечественной войны. Урок 2 часть1 Цель: опираясь на субъектный опыт, дать целостное представление о литературе (публицистике) и искусстве периода Великой Отечественной войны; вызвать у одиннадцатиклассников чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу; подготовить к восприятию произведений периода Великой Отечественной войны. Наглядность и оборудование:
Ход урока. I. Организационный момент.
Помните! Через века, Через года – Помните! О тех, Кто уже не придёт никогда, - Помните! II. Слово учителя 62 года отделяют нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, они, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от тяжких ран, - навсегда в наших сердцах, в нашей памяти. Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Среди тех, кто защищал Отечество от врага, были писатели и поэты, деятели музыкального искусства, художники. «Нравственные категории, писал Алексей Толстой, - приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионными штыками, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа». -Как вы думаете, какая тема становится главной в этот период? Какова идея произведений? -Да, события Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того времени. Главная идея литературы этого периода – идея мира, которую чётко выразил в своём стихотворении А. Твардовский: Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. - История литературы не знает такого периода, когда бы за сравнительно небольшой отрезок времени было создано столько талантливых, по-настоящему ярких произведений, как за 4 года военного лихолетья, причём произведений, различных по жанру. Это были очерки, рассказы, публицистические статьи, дневниковые записи, лирические стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести, романы. - Как вы думаете, какой видели свою главную задачу все творческие люди? - Основная задача, которую ставили писатели и поэты в военные годы, - запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Как сказал А. Толстой, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа». III. Реализация домашнего задания. Сообщение учеников о публицистике в годы войны: Писатели с самого начала войны обратились к публицистике, которая давала возможность оперативно отразить происходящие события. В публицистике передавался героический пафос борьбы народа, его непреклонная вера в победу над фашизмом. Например, публицистика А. Толстого периода войны продолжала основные линии его антифашистской публицистики довоенного времени и в то же время несла в себе новые черты. Она отражала конкретные события войны: подмосковную битву, битву на Волге, героизм воинов на всех фронтах. В основе статей лежал острый конфликт – столкновение двух миров – социализма и фашизма. Художник выразил свои страстные симпатии народу, ведущему справедливую освободительную войну, и пламенную ненависть гитлеровским поработителям. Его публицистические статьи сразу же нашли отклик в сердцах сражающихся людей. Воины Западного фронта писали: «Ваши разящие статьи,- «Кровь народа», «Я призываю к ненависти», - приняты на вооружение в частях Красной Армии. Они поднимают боевой дух бойцов и командиров, зажигают гневом и ненавистью наши сердца, помогают закалке для решительных боёв с полчищами немецких оккупантов». В статье «Что мы защищаем», написанной на пятый день войны, А. Толстой поставил важнейшие вопросы защиты Родины. Он показал, что программа нацистов чудовищна. Фашисты хотят завоевать Европу, Азию и другие материки и провозгласить себя высшей расой. Ради этого льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей. Толстой страстно говорил о том, что на наш народ легла великая миссия – освободить мир от коричневой чумы. Писатель раскрывает особенности характера русского человека, его потенциальные героические качества. Статья пронизана чувством огромной любви к Родине. «Это моя Родина, моя родная земля, моё отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе». Публицистика А. Толстого многопроблемна. Но идейным стержнем публицистики является его вера в народ и победу нашей Родины. Многие статьи вскрывают источники этой победы, единство фронта и тыла, дружбу народов, героизм Советской Армии. Свои последние статьи А. Толстой посвятил наступлению наших войск на всех фронтах в 1944 году. Он пишет о том, что наступающая Красная Армия в упорных боях преодолевает укреплённые рубежи Днепра, Буга, Днестра, Прута и приближает желанную победу. - Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма. VI. Просмотр слайдов с кадрами военных лет. Музыкальный фон – песня «Священная война». 1. Слово учителя музыки о музыкальных произведениях, созданных и звучавших в период Великой Отечественной войны. 2. На экране кадр – плакат Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», звучит запись седьмой симфонии Д. Шостаковича. 3. Слово учителя о блокаде Ленинграда, сопровождающееся грамзаписью и показом кинокольцовки. VII. Учитель Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни нашего народа. Художникам, как и всем людям, необходимо было в кратчайший срок перестроить свою деятельность на военный лад. Как и в годы гражданской войны, особое значение получил плакат. Уже на второй день войны на улицах Москвы появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» 1. Сообщения:
2. Рассказ учителя истории об обороне Севастополя, сопровождаемый демонстрацией картины А. Дейнеки «Оборона Севастополя». 3.Просмотр фрагментов кинофильма. 4. Совместные выводы: Плакаты и картины военных лет отображали то, чем живёт народ в годы войны, звали на борьбу с врагом. С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа, проявленным в годы Великой Отечественной войны. VIII. Обобщение учителя. Многонациональная армия писателей, деятелей музыкального искусства и художников с честью выполнила свой патриотический долг в суровые годы войны. «Нет большей чести для литератора, - писал А. Фадеев,- и нет более высокой задачи у искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы». И сегодня деятельность всего нашего искусства направлена на служение народу. Звучит грамзапись песни на стихи Р. Гамзатова и музыку Я. Френкеля «Журавли». |