Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 379.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации03.04.2014
Размер379.41 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3


Эпистолярное наследие А.В. Суворова

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. А.В. Суворов: личность и общая характеристика эпистолярного наследия………………………………………………………….. 5

1.1. Место А.В. Суворова в российской военной истории………………... 5

1.2. А.В. Суворов как новатор теоретик и практик………………………. 12
ГЛАВА 2. Эпистолярное наследие А.В. Суворова в обосновании тактики и стратегии ведения военных кампаний…………………………... 15

2.1. Эпистолярное наследие А. В. Суворова в развитии тактики русской армии……………………………………………………………………………….. 15

2.2. Эпистолярное наследие А. В. Суворова в развитии стратегического искусства…………………………………………………………………………... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….... 30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Александр Васильевич Суворов, без сомнения, самая знаменитая фигура в российской военной истории. Подсчитано, что он дал более 60 сражений и боев и все их выиграл. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Прогрессивным новшеством того времени, в котором жил и творил Суворов, было то, что его стратегия носила наступательный характер. Вместе с тем, полководец развил тактику колонн и рассыпного строя, не проиграв при этом ни одного сражения.

Помимо славы побед Суворов оставил потомкам богатое эпистолярное наследие. Речь, прежде всего, идет о книге авторства Суворова под названием «Наука побеждать». Она представляет собой своего рода «военных кодекс», в котором четко прописаны основные идеи военной тактики и стратегии полководца. Кроме книги «Наука побеждать» до нас дошли многочисленные приказы полководца, его личная переписка по тем или иным военно-политическим вопросам. В совокупность все данные источники образуют богатое эпистолярное наследие, которые надлежит знать всем, кто интересует историей России и военным искусством.

С этой точки зрения эпистолярное наследие А.В. Суворова как проблематика является актуальной, требующей объективного научно-теоретического и научно-практического анализа.

Объект исследования – эпистолярное наследие А.В. Суворова.

Предмет исследования – содержание идей, отображенных в эпистолярном наследии А.В. Суворова.

Цель исследования – всесторонний анализ содержания идей, отображенных в эпистолярном наследии А.В. Суворова.

В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:

▫ охарактеризовать место А.В. Суворова в российской военной истории

▫ охарактеризовать А.В. Суворова как новатор теоретик и практик

▫ проанализировать эпистолярное наследие А. В. Суворова в развитии тактики русской армии

▫ проанализировать эпистолярное наследие А. В. Суворова в развитии стратегического искусства.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой мы отнесли авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй мы отнесли научно-периодические материалы. И к третьей, мы отнесли официальные веб-сайты организаций и учреждений, проектов Рунета.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа)

  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения)

  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод научного моделирования).

Научная значимость работы состоит в обогащении существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость работы состоит в комплексном анализе содержания идей, отображенных в эпистолярном наследии А.В. Суворова.

ГЛАВА 1. А.В. Суворов:

личность и общая характеристика эпистолярного наследия

1.1. Место А.В. Суворова в российской военной истории

Александр Суворов был сыном генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова, кавалера ордена святого Александра Невского, 13-ти лет Александр был зачислен солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк, учился в Сухопутном кадетском корпусе, но его жажду познания более всего удовлетворял отец.

Одаренный юноша жадно впитывал знания по военной истории, инженерному и артиллерийскому делу, закалял свой слабый от природы организм. Медленно возвышался Суворов, примерной службой добиваясь новых чинов. Служил на младших командирских должностях, только в 1754 г. стал офицером и направлен в Ингерманландский пехотный полк.

Свой первый боевой опыт Суворов получил в Семилетней войне 1756-1763 гг., участвовал в Цорндорфской битве (1758 г.), в знаменитом сражении под Кунерсдорфом (1759 г.) и, когда главнокомандующий Салтыков после успеха в сражении решил отойти назад, сказал: «Я бы прямо пошел к Берлину»1. В составе отряда Тотлебена в 1760 г. был в числе покорителей Берлина, под началом П. Румянцева участвовал в покорении крепости Кольберг.

В 1762 г. Александр Суворов был произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного полка в Новой Ладоге, с 1763 г. – командир Суздальского пехотного полка, за 6 лет руководства этим полком выработал свою систему воспитания и обучения войск, основанную на напряженной боевой подготовке, уважительном отношении к солдату и девизе: «Глазомер, быстрота, натиск»2.

Уже в это время проявлял свою особую индивидуальность, сочетая ум с чудачеством, строгость боевого командира с тесным общением с подчиненными, неприхотливость в быту с высокой образованностью.

В 1768-1772 гг. во главе Суздальского полка, затем бригады действовал в Польше против конфедератов. Вступив на территорию Польши, Суворов видел свою задачу в том, чтобы способствовать прекращению мятежа против законного короля Речи Посполитой и, следовательно, утверждению мира на польской земле. Он считая поляков братьями россиян и строжайшим образом следил за соблюдением уважения к местным жителям. Своими действиями он обеспечил спокойствие на значительной территории Польши. В период борьбы с конфедератами Суворов получил чин генерал-майора и свой первый боевой орден святого Георгия, и не 4-й степени, как полагалось по статусу, а сразу 3-й.

По возвращении в Россию он рвался на войну с Турцией, но был командирован Екатериной II на русско-шведскую границу в Финляндии для изучения там военно-политической ситуации и состояния обороны.

В 1773 г., наконец, был назначен в 1-ю армию П. Румянцева, действовавшую на Дунае. В мае – июне с отрядом проводил боевые рейды, в одном из них вопреки запрету командующего атаковал и взял Туртукай. Румянцев хотел наказать молодого генерала за своенравие, но Екатерина II написала ему: «Победителей не судят» – и наградила Суворова орденом святого Георгия 2-й степени3.

В сентябре 1773 г. Суворов руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска от города. В июне 1774 года вместе с генералом М. Каменским он нанес поражение при Козлудже 40-тысячному турецкому корпусу; два генерала сражались тут согласованно, хотя не любили друг друга. 10 июля Кючук-Кайнарджийский мир закрепил успехи русской армии в войне. По этому случаю Александр Васильевич был награжден золотой шпагой, украшенной бриллиантами.

В августе 1774 г. по приказу Екатерины Суворов был направлен участвовать в подавлении бунта Пугачева, но главные силы восставших оказались разбиты войсками генерал-аншефа П. Панина до его прибытия, ему пришлось лишь сопровождать плененного Пугачева в Симбирск, где он сдал его Панину.

В 1774-1786 гг. Суворов командовал дивизиями и корпусами на юге России, способствуя там деятельности графа Потемкина по военному укреплению приобретенных территорий. Руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, в 1778 году предотвратил высадку турецкого десанта в Ахтиярской (Одесской) бухте. Награжден орденами святого Александра Невского (1779 г.), святого Владимира 1-й степени (1783 г.), с 1786 года – генерал-аншеф.

В войну с Турцией 1787-1791 гг., явившую всем его полководческий гений, Суворов вступил в возрасте 56 лет – почти преклонном. Но, сохраняя военный азарт и отвагу, он прибавил к ним возраставшую мудрость военачальника. В начале войны Александр Васильевич командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон — Кинбурн. Ему удалось разгромить крупный десант турецкого флота на Кинбурнской косе и расстроить первоначальный военный план противника.

Потемкин, ходатайствуя перед Екатериной о награждении героя Кинбурна высшим орденом – святого Андрея Первозванного, писал ей: «Суворов на шестидесятом году служит с такой горячностью, как двадцатипятилетний». Он сравнивал его с другими генералами: «И сколько таких, в коих нет ни веры, ни верности! И сколько таких, в коих ни службы, ни храбрости. Награждение орденом достойного – ордену честь. Я начинаю с себя – отдайте ему мой…»4. Награждение состоялось.

В 1788 г. в составе Екатеринославской армии Потемкина Суворов участвовал в осаде Очакова. Взятие Очакова затягивалось, и, иронизируя по поводу «осады Трои», Александр Васильевич сетовал на медлительность командующего, имел с ним объяснения. В одной из вылазок против города Суворов был ранен и на несколько месяцев выбыл из строя.

В 1789 г. он вернулся на театр войны, где Потемкин командовал уже объединенной армией, и возглавил корпус в войсках Н. Репнина, действовавших в Молдавии и Бессарабии.

21 июля при участии союзников, австрийцев, он нанес сокрушительное поражение турецкому корпусу Осман-паши при Фокшанах. 11 сентября на реке Рымник во главе русско-австрийских войск наголову разгромил по частям турецкую армию, вчетверо превосходившую войска Суворова по численности.

Русско-австрийские войска здесь наступали двумя колоннами, первую вел русский генерал-аншеф, вторую – австрийский принц Кобург. Александр Васильевич требовал от войск: «Построясь ордером баталии, вмиг перешед Рымну, идти храбро, атаковать всех встречающихся варваров лагери. Один за другим. До конца… Поспешность, терпение, строй, храбрость, сильная дальняя погоня»5.

За победу при Рымнике Суворов был удостоен ордена святого Георгия 1-й степени и титула графа Рымникского. Во всех своих дальнейших боевых походах он будет носить шейный крест белой эмали – любимый им рымникский Георгий.

В ноябре 1790 г. Суворов получил от Потемкина ордер: «Измаил остается гнездом неприятеля, и хотя сообщение прервано через флотилию, все равно он вяжет руки для предприятий дальнейших. Моя надежда на Бога и вашу храбрость. Поспеши, мой милостивейший друг!»6.

Прибыв под Измаил, имевший 35-тысячный гарнизон и укрепления, сделанные французскими инженерами, Суворов в две недели управился с подготовкой к штурму, и 11 декабря эта грозная турецкая крепость пала, не устояв перед героизмом русских солдат и офицеров. Веря в доблесть генерал-майора М. Кутузова, Суворов назначил его еще до взятия крепости комендантом Измаила. Штурм Измаила, принесший Суворову известность далеко за пределами России, явился выдающимся образцом ускоренной атаки крепости, комбинированных действий сухопутных войск и речной флотилии.

В честь этого подвига полководца по распоряжению Екатерины была выбита золотая именная медаль с профилем Суворова, кроме того, он удостоен почетного звания подполковника лейб-гвардии Преображенского полка. До сих пор историки спорят, почему Суворов не получил за Измаил фельдмаршальский чин, большинство считают; что Потемкин не захотел поднимать своего лучшего генерала до высот главного героя войны, оставив эту честь за собой. Впрочем, смерть светлейшего князя Таврического в октябре 1791 г. сильно огорчила Суворова, который с глубоким уважением относился к государственным способностям Потемкина.

После окончания войны с Турцией Александр Васильевич командовал различными соединениями в Финляндии и на юге России, руководил строительством приграничных укреплений. В августе 1794 г. он был направлен в Польшу для усмирения восстания, руководимого Тадеушем Костюшко. Императрица говорила: «Я направляю в Польшу двойную силу – армию и Суворова»7. Ее надежды оправдались: Суворов нанес повстанцам ряд поражений, штурмом взял предместье Варшавы – Прагу и занял столицу. Действовал решительно, но с соблюдением гуманности к мирным жителям. Екатерина пожаловала его чином генерал-фельдмаршала.

В 1796 г. граф Рымникский был назначен начальником 80-тысячных военных сил в южных и юго-западных губерниях. В Тульчине он закончил свою «Науку побеждать», в которой обобщил многолетний опыт обучения войск8. Порядки, насаждаемые в русской армии Павлом 1, вызывали резкую критику со стороны Суворова, что послужило причиной его опалы и увольнения в отставку в феврале 1797 г. В течение 2-х лет он жил под негласным надзором в своем имении Кончанское Новгородской губернии.

В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции Павел по настоятельной просьбе союзников в феврале 1799 г. назначил Суворова главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию; фельдмаршалу были подчинены и австрийские войска. Действуя умело и решительно, Суворов нанес ряд поражений французским войскам и освободил от них всю Северную Италию. Из-за независимой политики Австрии, имевшей в Италии свои интересы, Суворов был вынужден принять план движения в Швейцарию. В труднейших условиях заснеженного альпийского высокогорья, окруженные втрое превосходящими силами противника, войска русского полководца с боями перешли через Альпы, покрыв себя неувядаемой славой.

«Побеждая повсюду и во всю жизнь вашу врагов Отечества, – писал Суворову Павел I, – не доставало вам еще одного рода славы: преодолеть самую природу; но вы и над нею одержали верх»9. Вскоре русский император, недовольный политикой союзников, отозвал свои войска в Россию. Наградой Суворову стали титул князя Италийского и звание генералиссимуса. Предвидя, что Франция не остановится перед завоевательными походами, генералиссимус говорил: «Я бил французов, но не добил. Париж – мой пункт. Беда Европе!».

Как и Румянцев, Суворов был неудачлив в семейной жизни. Женился он поздно, в 43 года, на княжне В. И. Прозоровской. Уличив ее в измене, в 1779 г. начал бракоразводный процесс, затем отказался от него, после 1784 г. прервал отношения с женой. Имел от нее дочь Наталью (любимую «Суворочку») и сына Аркадия, который был в генеральском чине, когда трагически погиб, утонув в реке Рымник.

Походы 1799 г. надломили силы 70-летнего полководца. Больным вернулся он в Петербург (апрель 1800 г.), где вскоре умер. Прах его покоится в Александро-Невской лавре. На надгробной плите высечена краткая надпись: «Здесь лежит Суворов»10.

Великий Суворов никогда не шествовал, а стремительно ходил, не ездил верхом, а скакал; не любил дворцы и особенно царедворцев, отпускал в их адрес колючие шутки, за что часто впадал в немилость; был по-солдатски вынослив и ходил в трескучие морозы в легкой шинели; разделял с подчиненными все трудности походной жизни, хлебал солдатские щи и кашу; учил войска «как идти, где атаковать, гнать и бить».

Таким образом, А. Суворов – самая знаменитая фигура в российской военной истории. Подсчитано, что он дал более 60 сражений и боев и все их выиграл. Последователь и ученик П. Румянцева, он воспитал плеяду полководцев, среди которых были М. Кутузов, П. Багратион, М. Платов, М. Милорадович.

На идеях Суворова были воспитаны Д. Милютин, М. Драгомиров, М. Скобелев, А. Брусилов и другие известные русские военные деятели. Само имя Суворова навсегда стало символом доблести и славы российского оружия.

Всю свою жизнь Александр Васильевич Суворов отдал служению России, говоря: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию».

1.2. А.В. Суворов как новатор теоретик и практик

Широко известно крылатое выражение: «Бей врага не числом, а умением». Принадлежит оно великому русскому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. 60 побед в 60 сражениях и ни одного поражения – таков итог полководческой деятельности Суворова.

Суворовские победы восхищали союзников, заставляли трепетать врагов, они подняли на новую ступень русское военное искусство, укрепили международный авторитет России. Эти победы были не случайны. Суворов выступил новатором в военном деле, продумал, а затем успешно применил на практике новые формы и способы ведения войны.

Автобиография, важнейшие труды, донесения, реляции, письма, записки, раскрывают его роль и значение в развитии отечественного и мирового военного искусства. Как верно отмечает А.П. Капитонова, «опираясь на достижения отечественной науки, Суворов критически использовал опыт других стран в интересах развития русского национального военного искусства»11. Этому содействовал также боевой опыт, приобретенный русской армией в многочисленных войнах.

Суворов считал, что война должна быть скоротечной. Для этого необходима своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для успешного ведения боевых действий, постановка решительных задач войскам с целью разгрома живой силы и техники противника.

Успехам полководца в сражениях, как правило, способствовали внезапность, искусная организация взаимодействия всех родов войск, особенно пехоты и кавалерии, умелое сочетание огня и движения, маневр и наращивание удара за счет резерва. Особенно яркими и впечатляющими обычно бывали последовательные, стремительные и ошеломляющие для противника действия суворовских войск, неожиданные удары в тыл врага, глубокие обходы. Величие военного искусства А. В. Суворова заключалось в том, что победы им достигались малой кровью.

Суворов, опережая свое время, тем не менее, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в знаменитом суворовском наставлении – книге «Наука побеждать», написанной им до 1796.

Г.С. Никольский подчеркивает, что «в этом труде обобщен не только богатейший боевой опыт Суворова, накопленный за многолетнюю военную карьеру, его можно рассматривать как отличное тактическое пособие для офицеров и солдат»12. Суворов потому и является выдающимся полководцем, что сумел обнаружить и развить прогрессивные тенденции в боевой практике своей эпохи, закрепить и усовершенствовать новые формы и способы ведения войны, несмотря на господствовавшую тогда линейную тактику.

Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к полному его разгрому в результате резкого изменения ситуации на театре военных действий. Его действия сводились к принципу «удивить – победить».

Внезапность достигалась Суворовым быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск. «Одна минута, – говорил полководец, – решает исход баталии, один час – успех кампании... Я действую не часами, а минутами». Он обладал блестящей способностью охватывать составляющие войны в целом, соизмерять их с внешнеполитической обстановкой, оценивать складывающуюся общую и конкретную ситуацию, выделять главный узел, разрубив который, можно было решить судьбу кампании.

Суворов, как никто другой, умел использовать все наличные средства войны для достижения победы, развивать и превращать мелкие тактические удачи в стратегический успех. Огромное значение имели и его личные человеческие качества, сугубо демократический стиль поведения.

А. Замостьянов подчеркивает, что «в век феодальных регламентов, мундиров и регалий, олицетворявших сословные и чиновнические привилегии, белая сорочка Суворова, в которой он появлялся в самых опасных местах сражения, неизменно воодушевляла войска»13. Все современники отмечали его недюжинные ораторские способности, лаконизм и афористичность речи. Для русских воинов он всегда оставался отцом-командиром.

Полководец был непримиримым врагом догматизма и шаблона в военном искусстве. Он тщательно оценивал обстановку, театр военных действий, климатические условия, сохранял в тайне от противника материальные и людские ресурсы. Большое внимание уделял боевой подготовке войск, коренной перестройке в их обучении. Суворов создал передовую систему воспитания воинов, продолжая лучшие традиции Петра I. Великий полководец придавал первостепенное значение формированию качеств честного, грамотного, дисциплинированного и инициативного офицера, солдата.

Таким образом, полководческое искусство Суворова основывалось на стратегии активных и решительных наступательных действии. С исключительным успехом он использовал массирование сил и средств на важнейших направлениях, поочередный разгром своих противников, сочетание фронтальных ударов с обходами.

Особой его заслугой стало совершенствование тактики колонн и рассыпного строя – способа ведения боя, освоенного большинством армий значительно позже. Он был врагом муштры, стремился приучить солдат к смелым и инициативным действиям, пробудить в них чувство национального самосознания и любви к Родине.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск