Скачать 200.81 Kb.
|
Материалы для контроля знаний по педагогике у студентов, обучающихся по индивидуальному графику. Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, - определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; - анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; - находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; - ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; - значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности; - принципы обучения и воспитания; - особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях различных типов и видов ОУ на различных ступенях образования; - формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; - психолого – педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; - педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации; - понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека(ребенка), их систематику и статистику; - особенности работы с одаренными обучающимися, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; - приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения; - средства контроля и оценки качества образования, психолого – педагогические основы оценочной деятельности педагога;
Раздел 1. Общие основы педагогики Тема1.1.Педагогика как наука о воспитании Тема 1.2. Педагогическая наука и практика как единая система Тема 1.3. Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности Раздел 2. Характеристика целостного педагогического процесса. Тема 2.1.Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях обучения. Тема 2.2Содержание педагогического процесса Тема 2.3.Основы развивающего обучения Тема 2.4.Основы индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания Тема 2.5.Психолого – педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения Тема 2.6.Принципы обучения и воспитания Тема 2.8.Формы обучения и воспитания Тема 2.9.Методы и средства обучения и воспитания Тема 2.10.Приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения. Тема 2.11.Средства контроля и оценки качества образования, психолого – педагогические основы оценочной деятельности педагога. Тема 2.12.Ученик в учебно – воспитательном взаимодействии.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы:. Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2006. – 400с. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб.для студ.образоват. учреждений сред. Проф. Образования. – М.:Гуманиттар. Изд.центр ВЛАДОС,2006– 352с. С121 – 133 Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»2006.-448с. 355 – 361. Сластенин С.А., Педагогика : Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А.Сластение, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. –т496.
Контрольная работа № 1 Темы для контроля: Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях обучения. Основы индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания. Содержание педагогического процесса. Основы развивающего обучения. 1.Ззакономерности данной группы
2. Принципы целостного педагогического процесса и их сущность:
3 К принципам целостного педагогического процесса относятся: 1 воспитание и развитие 2 связь теории с практикой и жизнью 3 сознательность и активность воспитанников в сочетании с педагогическим руководством 4 использование разнообразных методов воздействий 4. Из данной ситуации выберите принцип правила, которого соблюдены: "В 6 классе недавно побелили стены. Классный руководитель Алла Михайловна провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через три минуты вернулась с ведром воды и щётками. Она подошла к стене и стала её отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломлённо молчал. И вдруг все бросились ей помогать". 1 доступности нарастающей трудности 2 культуросообразности 3 единства знаний и поведения 5. 1.Лицей А.Среднее общеобразовательное учебное Заведение, ориентированное на обучение и воспитание способных и одаренных детей с 1 по 11 класс 2. Гимназия Б.Среднее общеобразовательное учебное заведение, реализующее принцип непрерывности образования. 6.Обеспечивает наиболее благоприятные условия для нравственного, гуманитарно – эстетического и физического развития личности А. Лицей Б. гимназия В.Общеобразовательная школа 7.Основные понятия, термины, законы науки, научные и социальные идеи- это элемент содержания образования: А. когнитивный опыт Б. практический опыт В. Опыт творческой деятельности Г. Опыт эмоционально-ценностных отношений 8. самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию- это элемент содержания образования: А. когнитивный опыт Б. практический опыт В. Опыт творческой деятельности Г. Опыт эмоционально-ценностных отношений 9. Система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности - это элемент содержания образования: А. когнитивный опыт; Б. практический опыт; В. Опыт творческой деятельности; Г. Опыт эмоционально-ценностных отношений 10.Проблему взаимоотношения обучения и развития объясняет функция обучения А. развивающая Б. воспитывающая В образовательная 11. Обучение носит развивающий характер, если направлено на . . . (цели) развития личности. 12. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию – это обучение А. Развивающее; Б. Воспитывающее; В. Практикоориентированное. 13. Учебная деятельность при развивающем обучении происходит при . . . со взрослыми, в совместном . . ., не получает готовых знаний, а напрягает свой ум, воли. 14.Уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований – 1. культура личности; 2.культура труда; 3.культура жизненного самоопределения. 15. Осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за них – 1. культура жизненного самоопределения; 2.культура труда; 3. культура личности. 16.Комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности , планировать ее, выполнять познавательные операции- 1. Интеллектуальная культура; 2.культура труда; 3. культура личности. 17.Человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные поведения – это человек 1. нравственный; 2.идеальный; 3культурный. 18.Составная часть нравственного воспитания 1. этическое 2.экологическое; 3.умственное 19.Сознательное и активное выполнение человеком гражданских обязанностей и долга перед государством- 1. гражданственность; 2. Нравственность; 3. Культура. 20. Учебный труд, общественно – полезный, производительный, бытовой – 1.виды труда; 2.условия труда; 3. принципы труда. 21.Экологическое воспитание осуществляется в процессе 1. целенаправленного обучения; 2. развития; 3.бытового труда. 22.Обеспечение целостного эстетического развития личности обеспечивает воспитание : 1. эстетическое; 2. гражданское; 3. Нравственное. 23.Гимнастика, игры, туризм – это средства воспитания 1.физического; 2. гражданского; 3. Нравственного. 24. Теоретическое мышление, способность творческого осмысления знаний – это показатели воспитанности А. умственной; б. эстетической; в. нравственного 25.Этическая беседа –это метод воспитания А. нравственного; б.умственного; в. Экологического Контрольная работа №2 Темы , выносимые на контроль:«Психолого – педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения», «Принципы обучения и воспитания». 1.К ведущим в познавательной деятельности мотивам относятся: 1 эмоциональные 2 стремление быть в числе лучших 3 интеллектуальные мотивы 2. ... - сила, побуждающая ученика учиться. 3.Обучение младшего школьника определяют следующие мотивы: 1 привычка выполнять требования взрослых 2 желание получить "пятёрки" 3 желание стать президентом 4 выбор профессии 4. Условия формирования положительных мотивов учения младших школьников и их проявления:
5.Стимулирование учения - это: 1 требование хорошо учиться 2 "подталкивание" школьников к успешному учению 3 преодоление лени 6.К правилам стимулирования учения учеников относятся: 1 опора на желание 2 признание достоинств 3 работа с родителями 4 проведение классных часов 7.Планирование проведения специальных "мотивационных" моментов на уроке является: 1 обязательным 2 смотря по обстоятельствам 3 не обязательным 8.К способам формирования мотивов учения относятся: 1 опора на любопытство 2 использование загадок 3 требование от учащихся сосредоточенности 4 замечания невнимательности 9.Под принципами обучения понимаются: 1 исходные правила 2 исходные теоретические положения 3 методы деятельности учителя 10.Конкретные действия учителя по реализации требований принципов называются ... . 11.К традиционным принципам обучения относятся: 1 оптимизация 2 прочность 3 наглядность 4 гуманизация 12.Правило "От легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному" относится к принципу: 1 наглядности 2 научности 3 доступности 13К принципу связи теории с практикой относится правило: 1 идите от жизни к знаниям 2 применяйте новейшую научную терминологию 3 постоянно и настойчиво исправляйте ошибки учеников 14.К принципу сознательности и активности относится правило: 1 используйте силу взаимообучения учеников 2 все что можно представляйте для восприятия чувствами 3 воспитывайте стремление к постоянному улучшению своих результатов 15.К принципу связи теории с практикой относится правило: 1 следите за эмоциональностью и выразительностью речи 2 воспитывайте положительное отношение к труду 3 проводите внеклассные занятия на природе 16.К принципам обучения относятся: 1 наглядность 2 доступность 3 гуманизация 4 единство воспитательных воздействий 17.Суждение о том, что всякая активность ученика в процессе обучения ведёт к сознательному усвоению знаний, является ... 1 верным 2 не верным 3 в некоторых случаях используется 18.К принципу научности относится правило: 1 знакомьте с биографией выдающихся учёных 2 всегда без крика, грубых слов рассматривайте любой конфликт 3 составляй и решай с учениками задачи жизненного характера 19.К принципу прочности относится правило: 1 приучайте пользоваться справочниками и словарями 2 используйте юмор для выхода из безнадежных ситуаций 3 ясное понимание целей работы - условие сознательного обучения 20.К принципу научности относится правило: 1 взаимное уважение, такт и терпение 2 доступность и привлекательность предлагаемой информации 3 используйте методы научного познания 21.К принципу доступности относится правило: 1 осуществление постоянного контроля результатов обучения 2 широкое использование краеведческого материала 3 ясность изложения и речи учителя 22.К принципу наглядности относится правило: 1 лучше всего то пособие, что сделано самими учениками 2 постоянно используйте межпредметные связи 3 опора на положительные качества ученика 23.К принципу эмоциональности относится правило: 1 строится в соответствии с возрастными особенностями учащихся 2 придерживайтесь демократического стиля общения 3 обучение требует напряженности 24.К принципу эмоциональности относится правило: 1 входить в класс с приветливой улыбкой 2 рассматривайте каждое явление во всех новых связях 3 используй наглядность как источник знаний 25.Личностный подход, сочетание личной и общественной направленности воспитания, связь воспитания с жизнью, трудом, опора на положительное в воспитании, единство воспитательных воздействий - это ... воспитания: 1 методы 2 принципы 3 закономерности 26.Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса называются ... воспитания. 27. Подход, как принцип воспитания, понимается как опора на личностные качества воспитанников, направленность, ценностные ориентации, жизненные планы. 1.личностный; 2. системный; 3. деятельностный. 28.Сущность этого подхода в педагогике заключается в том, что относительные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. 1.личностный; 2. системный; 3. деятельностный. 29 Подход в педагогике требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации его в позицию субъекта познания, труда и общения. 1.личностный; 2. системный; 3. деятельностный 30. Основоположником принципа природосообразности является: 1. Я.А.Коменский; 2. В.А.Сухомлинский; 3. Л.В.Занков. Контрольная работа №3 Тема: «Формы и методы воспитания и обучения». 1.Во внеклассной работе выделяют массовые и ... формы работы с детьми. 2.Установите соответствие
3.Каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат коллектива - это форма внеклассной работы 1 групповая 2 индивидуальная 3 коллективная 4.Формами внеклассной работы являются: 1 урок 2 зачёт 3 спартакиада 4 утренник 5.Установите соответствие Классификация форм внеклассной работы:
6.Установите соответствие понятий и их определений:
7.Выберите верный ответ Методы формирования сознания личности, организации жизнедеятельности и поведения воспитанников, стимулирования деятельности и поведения называются методами: 1 обучения 2 воспитания 3 образования 8.Выстроенная по определённому признаку система методов - это ... . 1 классификация 2 структура 3 признаки 9.К методам организации жизнедеятельности и поведения воспитанников относятся: 1 поручение 2 упражнение 3 этическая беседа 4 беседа 10.Накопление нравственного опыта поведения и деятельности, дисциплинированности - это задачи методов ... . 1 формирование сознания 2 стимулирование 3 организации жизнедеятельности и поведения воспитанников 11.Условия эффективности упражнений: 1 система упражнений 2 доступность 3 научность 4 сложность 12.Интенсивно выполняемое упражнение - это: 1 беседа 2 приучение 3 рассказ 13.Специально созданные условия деятельности и поведения в специально созданных условиях называют: 1 требование 2 метод воспитывающих ситуаций 3 внушение 14.Метод воспитания, с помощью которого детей приучают к положительным поступкам через разнообразные задания называется ... . 15.Метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят деятельность воспитанника называется .... . 16.Методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения называются методами ... поведения и деятельности. 17.Методы воспитания: требование, поощрение, соревнование, награждение, одобрение относятся к группе методов 1 стимулирования 2 развития 3 формирование поведения 18Метод воспитания, предполагающий положительную оценку действий воспитанников, называется .... . 19.Формы наказания и поощрения
20.К методам формирования сознания относятся: 1 объяснение 2 упражнения 3 этическая беседа 4 поручение 21.Для формирования взглядов понятий, убеждений, чувств и эмоционального переживания используются методы формирования ... личности. 1 сознания 2 поведения 3 мотивов 22.Отличительные особенности рассказа и беседы на этическую тему:
23.Эффективность этической беседы зависит от: 1 проблемного характера вопросов 2 использования компьютера 3 применяемой наглядности 4 выявления и сопоставления всех точек зрения 24.Эффективность этического рассказа зависит от: 1 соответствия социальному опыту школьников 2 характера вопросов 3 профессионализма рассказчиков 4 научности содержания 25.Индивидуальная этическая беседа должна быть: 1 краткой 2 громкой 3 категорической 26.Метод воспитания, дающий конкретные образцы для подражания - ... . 27.Выбор методов обучения зависит от: 1 цели обучения 2 уровня подготовленности учащихся 3 количества девочек и мальчиков в классе 4 указаний завуча школы 28.Показ учителем пути исследования проблемы от начала до конца учащиеся наблюдают ход размышлений - это признаки ... метода обучения. 29.Группы методов данной классификации:
30.Методы обучения по источникам знаний: 1 практические 2 наглядные 3 творческие 4 объяснительно-иллюстративные 31.Показ учителем пути исследования проблемы - это признак метода обучения. 1 проблемного 2 репродуктивного 3 иллюстративного 32.Рассказ, беседа, объяснение - это методы обучения: 1 наглядные 2 словесные 3 практические 33.Демонстрация, иллюстрация - это методы обучения: 1 наглядные 2 словесные 3 практические 34.Лабораторные и практические работы, упражнения - это методы обучения. 1 словесные 2 наглядные 3 практические 35.В начальной школе применяют два вида работы с книгой: 1 самостоятельно дома 2 педагога в школе 3 родителей 4 одноклассников 36.Виды рассказа как метод обучения имеют признаки:
37.Метод обучения рассказ - это ... . 1 монологическое изложение учебного материала 2 диалог учителя и ученика 3 выполнение задания по образцу 38.В начальной школе метод беседа наиболее эффективен для ... . 1 подготовки учеников к работе 2 применения знаний на практике 3 установления дисциплины на уроке 4 ознакомления их с новым материалом 39.Ознакомление с учебным материалом, его беглый просмотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определённые вопросы, решение примеров - это цель самостоятельной работы с ... . 40.Виды рассказа как метод обучения: 1 описание 2 объяснение 3 контрольный 4 этический 41.Для сообщения основного содержания учебного материала на уроке проводится ... беседа. 42.Для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний проводятся ... беседы. 43.Учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний - это признак беседы ... . 1 сообщающей 2 эвристической 3 итоговой 44.Метод обучения рассказ - это ... . 1 монологическое изложение учебного материала 2 диалог учителя и ученика 3 объяснение сложных вопросов 45.Метод обучения объяснение дополняется инструктированием по выполнению последовательных действий, заданий 1: прочитай задание 2: определи, что следует сделать 3: вспомни правило 4: выполняй упражнение 5: сверь с правилом 46.Подготовить учащихся к изучению нового материала на уроке - это рассказ ... . 1. вступления 2 заключения 3 повествования 47.Изложить содержание учебного материала на уроке - это рассказ ... . 1 вступления 2 заключения 3 повествования 48. Для ознакомления учащихся с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов используется метод обучения ... . 49.В начальной школе применяется естественная, рисунковая, объёмная, звуковая и графическая ... . 50.В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные ... средства обучения. 51.Процесс демонстрации как метод обучения должен быть построен так, чтобы .... 1 все ученики хорошо видели демонстрирующий объект 2 ученики могли воспринимать объект всеми органами чувств, а не только глазами 3 проконтролировать знания детей 4 сформировать ценностное отношение к наблюдаемому объекту 52.Предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картинки), модели предметов, картины, таблицы - это 1 средства наглядности 2 формы воспитания 3 методы обучения 53.Совокупность путей, способов решения задач образования, это - ... обучения. 54.Элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода обучения, это - ... обучения. 55.Методы обучения включают в себя деятельность: 1 родителей и детей 2 учителя и учащихся 3 учителя и администрации школы 56.Совокупность путей, способов решения задач образования - это методы обучения: 1 наглядные 2 словесные 3 практические 57.Планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью их изучения или повышения их качества - это метод обучения ... . 58.В практической работе выделяют пять последовательных этапов: 1: объяснения учителя 2: показ 3: проба 4: выполнение работы 5: контроль 59.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников называется ... организации обучения. 60.Исторически сложились следующие формы организации обучения: 1 индивидуальные 2 фронтальные 3 игровые 4 досуговые 61.Законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса называется: 1 урок 2 факультатив 3 внеклассной формой обучения 62.Основателем классно-урочной системы является: 1 Д.Локк 2 Я.А.Коменский 3 К.Д.Ушинский 63.Основной формой организации обучения в современной начальной школе является: 1 классно-урочная 2 вспомогательная 3 внеклассная 64.Форма обучения, имеющая особенности: постоянный состав учеников одного возраста и уровня подготовленности, содержание обучения определяется по программе, постоянное чередование уроков, руководящая роль учителя, называется: 1 классно-урочная 2 дальтон-план 3 "План Трампа" |