Государственное образовательное учреждение Ярославской области Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti @ deti.pereslavl.ru
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________2010 года
Директор школы: ___________________
Ивахненко А.И.
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» в 1 классе
в 2010-2011 учебном году
Учителя начальных классов
Гришановой Н.С.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой Букварь А.К.Аксеновой, С.В. Комаровой, М.И. Шишовой обучения чтению и обучения письму по 5 уроков в неделю. Всего уроков обучения грамоте – 340, из них уроков обучения чтению – 170; уроков обучения письму – 170.
Программа состоит из двух разделов: добукварного и букварного.
Данная рабочая программа составлена для учащихся с низким уровнем развития или готовности к школьному обучению, поэтому срок обучения грамоте увеличен на 2 месяца и составляет 1 учебный год и первую четверть второго класса.
В добукварный период решаются следующие основные задачи:
- подготовка к овладению первоначальными навыками чтения;
- привитие интереса к обучению;
- выявление особенностей общего и речевого развития ребёнка.
Основные направления работы в добукварный период таковы:
- формирование у детей общеречевых навыков;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- совершенствование произношения;
- развитие пространственной ориентировки;
- совершенствование мелкой моторики рук.
Направления и краткое содержание работы
| Рекомендуемые методы
| Развитие навыков произвольной деятельности
| Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя.
| Развитие речи: формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, составление предложений.
| Заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения.
| Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, практическое знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
| Ответы на вопросы. Составление предложений с опорой на рисунок, на заданную тему, с данным словом. Деление предложения на слова, слов на слоги. Выделение звука в начале слова.
| Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
| Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции.
| Совершенствование мелкой моторики и формирование графо-моторных навыков.
| Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв.
| Продолжительность добукварного периода – 1 месяц.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь: - делить предложения из 2-3 слов на слова;
- делить двусложные слова на слоги;
- выделять звуки а, у, м в начале слов.
Букварный период Букварный период в данной программе продлён на 2 месяце. В течение букварного периода продолжают решаться коррекционно-развивающие задачи, которые были определены для добукварного периода.
Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Обучение грамоте в СКОУ VIII вида основывается на звуковом аналитико-синтетическом методе.
Порядок изучения букв определяется частотностью их употребления в речи и особенностями развития речи умственно отсталых детей.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.
Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение элементов буквы и их взаиморасположения, сравнение с другими буквами. Обязательное соотнесение звука и буквы – непременное требование обучения грамоте детей.
Последовательность обучения чтению буквослияний и слоговых структур: сначала читаются буквослияния (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му). Дети учатся сначала читать слоги с буквами, обозначающими фрикативные и сонорные звуки, затем взрывные. Значительно позднее первоклассники учатся читать слоги со стечением согласных.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа. Для развития навыков понимания читаемого рекомендуется использовать иллюстративный материал и вопросно-ответную беседу.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на предварительный звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. В отличии о программы В.В. Воронковой в предлагаемой рабочей программе письмо строчных и прописных букв изучается вместе с печатным вариантом буквы, т.е. начертание прописных букв, изучаемых на 1-м этапе обучения грамоте, не переносится на более поздний срок.
Для уроков обучения грамоте необходима следующая наглядность:
- настенная касса для букв разрезной азбуки (магнитной азбуки), которая заполняется по мере изучения букв;
- наборное полотно;
- касса слогов;
- слоговые таблицы;
- Индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Этапы букварного периода: Этап
| Изучаемые буквы
| Произношение и фонематическое восприятие
| Требования к чтению
| Требования к письму
| 1 этап
| а, у, о, м, с, х
| Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова.
| Образование из усвоенных звуков и букв буквосочетаний-слов (ау, уа), слогов и слов из одного обратного слога. Чтение их с протяжным произношением.
| Усвоение начертаний строчных и прописных букв: о, м, с.
| 2 этап
| н, ы, л, в, и
| Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение их нахождения в словах (в начале или конце).
| Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение двусложных слов (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трёхбуквеныых слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
| Усвоение строчных и прописных букв: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа
|
| ш, п, т, к. з, р, й, ж, б, д, г, ь.
| Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
| Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, ко-тик). Чтение предложений из двух-трёх слов.
| Усвоение начертания строчных и прописных букв: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (письменный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слогов структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после звукового анализа.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых трёхзвуквоых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
| 3 этап
| е, я, ю ц, ч, щ, ф, э, ъ
| Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); мягких и твёрдых.
| Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчётливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
| Усвоение начертания строчных и прописных букв: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (письменный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из 3-4 слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из 2-3 слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трёх-четырёх букв с
|
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов;
- плавно читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-4 коротких стихотворения или четверостишия, разученные с голоса учителя.
|