Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"





НазваниеУрок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Дата публикации09.08.2013
Размер74.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок русского языка по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
ЦЕЛЬ УРОКА:

дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

продолжить формировать навык транскрибирования;

повторить предложения с прямой речью и знаками препинания при ней;

продолжить формировать навык разграничения прямой речи и слов автора.
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Ход урока
(4слайд)
-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яишница"!
-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
-Составляем словосочетание.
-Возьмём одно из предложенных- вкусная яичница!
(5 слайд)
-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)
-Какое это словосочетание? (Именное)
-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)
-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)
-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)
-Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.
-Как называется этот разбор? (Синтаксический)
сущ. гл. прил сущ.
Мама приготовила вкусную яичницу .(Повест., невоскл., прост., распр.)
(6 слайд)
-А теперь, чтобы не забыть главные и второстепенные члены предложения, которые мы используем на каждом уроке, проведём физкультминутку.
-Обратите внимание на слайд, который называется "Второстепенные члены предложения", он содержит подсказку. Делая зарядку, попробуйте ответить на вопросы:
-На какие вопросы отвечает обстоятельство?
-Чем является в предложение дополнение?
-Как подчёркивается определение?
-Спасибо, садитесь!
(7 слайд)
-Обратите внимание на схемы. "П," -а. А: "П"
-Что изображено на слайде? (Прямая речь)
-Из чего состоит прямая речь? ( Из слов автора и прямой речи.)
-Задание: я диктую предложения, вы записываете и расставляете знаки препинания при прямой речи, обращая внимание на схемы
"Спасибо, мама, за вкусный завтрак, " - сказал сын.
Мама ответила: "Пожалуйста."
(8 слайд)
-А теперь проверьте, правильно ли вы расставили знаки.
-Почему слово "мама" выделено запятыми? (Это обращение)
(9 слайд)
-А теперь второе предложение.
-Что стоит вначале - прямая речь или слова автора? (Слова автора.)
(10 слайд)
-Посмотрите и скажите, что изображено на этом слайде?
(Диалог)
-Чем отличается диалог от прямой речи?
-Что такое диалог?
-Запишем небольшой диалог , к доске
-Сегодня очень вкусный завтрак!- сказала Аня.
-Тебе понравилась яичница?- спросила мама.
-Очень,- ответила дочь.
-Скажите, ребята, из какой темы мы взяли термины: второстепенные члены предложения, простое предложение, прямая речь, диалог? ( Из темы "Синтаксис", это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения)
-Следующее государство необъятного материка Русский язык,
которое называется :.."Фонетика", мы с вами изучаем сейчас.
-Что же такое фонетика? ( Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.)
(11 слайд)
-А теперь ответьте на вопросы на следующем слайде.
(12 слайд)
-Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
-Сколько всего гласных букв?(10)
-Сколько всего гласных звуков? (6)Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить, сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
-Почему так происходит? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
Объяснение нового материала
-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.
Мера[м`эра]
Полёт[пал`от]
Клюв [кл`уф]
Сяду [с`аду]
(13 слайд)
-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)
-Сколько звуков они обозначают?(1)
-После, каких согласных они стоят? (После мягких)
-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.
-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )
`А `У `О `Э
-Почему?
-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?
(обозначают 1 звук , когда стоят после мягкой согласной)
(14 слайд)
-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.
-Работаем со следующим столбиком. К доске :::
(15 слайд)
Ем [й`эм]
Ёлка [й`олка ]
Юг [й`ук ]
Ясный [й`асный` ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)
-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)
-Подходит оно под наше правило (Да)
-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
Боец [бай`эц ]
Приём [пр`ий`ом ]
Каюта [ кай`ута ]
Стоят [стай`ат ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )
-Сколько звуков обозначают? (2)
-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
отъезд [атй`эст ]
съёмка [сй`омка ]
вьюга [в `й`уга ]
обезьяна [аб`из`й`ана ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или ь знаков)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.
-Ещё раз обратите внимание на слайд : сколько букв там отображается -4, а сколько звуков они дают- 2.
-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)
-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции?( Не хватает запятой после Й)
-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)
-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
(16 слайд)
-Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?
(17 слайд)
Записали тему урока: "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
-Это будет нашим заголовком к таблице, которую мы заполним.
-Откроем учебник на странице127 и прочитаем правило, затем запишем условие обозначения 1 или 2 звуков.
-таблица состоит из 2 столбиков.
(18 слайд)Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)
После гласных(баян)
После Ъ и Ь(съел, вьюга)

Закрепление материала.
-Выполним упражнение 305 (пятое), читаем задание и находим слова соответствующие нашему правилу.
БАЯН, ЕДА
Баян- слово из 4 букв и 5 звуков.
-Почему? Так как буква Я обозначает 2 звука, потому что стоит после гласной.
ЕДА- слово из 3 букв и 4 звуков. Потому что буква Е обозначает 2 звука, т.к. стоит в начале слова.
-Какой случай правописания мы не повторили? ( после Ь и Ъ знака )
СЪЕЛ- слово из 4 букв и 4 звуков, т. к. Ъ не обозначает звука , а Е обозначает 2 звука.
РЮМКА- слово из 5 букв и 5 звуков, т.к. Ю стоит после согласной.
-ещё раз, смотря на таблицу, делаем вывод: буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, когда стоят после гласной . после Ъ и Ь знака, в начале слова. И 1 звук, когда стоят после согласной.
-Но у этих букв есть ещё одна роль-
(19 слайд)
Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.
-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.
(20 слайд)
-Можно ещё привести примеры
(21 слайд)
Вывод: какая роль у этих букв?
-А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:
Упражнение 306 - записать слова в 2 столбика, т. е. 2 способа обозначения мягкости с помощью ь знака и букв Е,Ю,Ё,Я,И.
Напишите сказку "Й играет в прятки", где хитрый звук, выделяясь среди всех согласных, пытается то исчезать, то, при определённых условиях, появляться.
(Живёт в Объединенном Королевстве Фонетика известный волшебник::_)- возможное начало.
-Закрыли дневники и продолжаем работать.
-У вас на парте лежат листки с заданием. Прошу их подписать.
Смотрим 1 задание.(5 мин.)
2 задание (7 мин.)
-Подведём итог урока:
-С какой темой мы сегодня познакомились?
-Сколько выводов сделали (3)
-Какую роль играют эти буквы ( смягчают и дают 2 звука)
-При каких условиях обозначают 2 звука?
-При каких условиях 1 звук?
Итог урока
-Заканчивая урок, ещё раз вспомним правило, с которым мы познакомились сегодня- двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка в 5 классе по теме
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка в 1 классе По теме: Распознавание гласных и согласных звуков и букв
Цель: формировать навык работы по распознаванию гласны и согласных звуков по их существенным признакам
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок 13. Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь
Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка?
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осознавать роль русского языка в жизни общест­ва и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,...
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Урок русского языка по теме \"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я\" iconУрок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск