Модуль №2. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания.
№ учебного элемента
| Учебный материал с указанием заданий
| Рекомендации по выполнению заданий, оценка
| УЭ-0
| Цель: знать органы, обеспечивающие дыхательные движения, и последовательность их работы; особенности процессов газообмена в лёгких и тканях; понятие «жизненная ёмкость лёгких»; механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, дыхательные рефлексы; уметь выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена; сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения; овладевать умениями представлять в разных формах результаты работы с информацией; оценивать работу свою и других; проводить рефлексию результатов работы.
| Внимательно прочитайте цель урока
| УЭ-1
Проверка домашнего задания
| Входной контроль
Цель: проверить, как усвоен учебный материал темы «Органы дыхания» на уровне понимания взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.
Задание. Дать краткие ответы на вопросы:
1. При прохождении по каким органам дыхания состав воздуха соответствует вдыхаемому?
2. Почему при правильном дыхании воздух из окружающей среды поступает именно в носовую полость?
3. Куда органы дыхания доставляют кислород – в альвеолы легких или к клеткам и тканям организма?
3. Почему альвеолы густо оплетены сеткой капилляров?
4. Что препятствует попаданию пищи в воздухоносные пути?
5. Почему голос ребёнка и женщины отличается от голоса мужчины?
|
Индивидуальная самостоятельная работа.
Ответы запишите на листе (№ вопроса - ответ) и сдайте на проверку учителю.
| УЭ-2
Изучение нового материала
| Цель: изучить органы, обеспечивающие дыхательные движения и последовательность их работы.
Задание № 1.
А) Используя текст § 30 на с. 119 и рис. 89 на с. 120, заполните вклеенную в тетрадь таблицу (смотреть дополнительные материалы)
Таблица «Дыхательные движения»
Участвуют в дыхательных движениях:
| Функциональное состояние при
| вдохе
| выдохе
| 1.Межрёберные мышцы
| Сокращаются
| Расслабляются
| 2. Диафрагма
|
|
| 3. Рёбра
|
|
| 4. Грудная клетка
|
|
| 5. Лёгкие (изменение объёма и давления)
|
|
| Движение воздуха
|
|
| Б) Используя рис.89 на с. 120, проговорите про себя последовательность функционального состояния участвующих в актах вдоха и выдоха органов.
В) Прочитайте статью «Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)», запишите определение понятия ЖЕЛ в тетрадь.
|
Правильность заполнения таблицы проверьте по эталону (смотреть дополнительные материалы) Критерии оценки: 0 ошибок - «5»; 1-2 ошибки - «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более ошибок - «2» и + 1-2 балла за работу с рисунком. Результаты занесите в лист учёта контроля.
|
| Цель: рассмотреть особенности газообмена в лёгких и тканях.
Задание № 2.
А) Прочитайте прилагающиеся к модели пояснения и, используя текст статей § 30 на с.120-121, в тетради сделайте записи:
Газообмен в лёгких
? (газ)
Альвеолы лёгких капилляры лёгких
? (газ)
Газообмен в тканях
? (газ)
Капилляры органов тканевая жидкость --- клетки
? (газ)
Б) Перепишите предложения в тетрадь, сделав правильный выбор слов.
За счёт разницы парциального давления диффузия (распространение) газов идёт из области (большего или меньшего) давления, в область (большего или меньшего) давления. В лёгких (венозная или артериальная) кровь превращается в (венозную или артериальную) кровь.
|
Самооценка работы по выполнению заданий 2 А,Б (2-5 баллов) Результаты занесите в лист учёта контроля.
| Цель: познакомиться с механизмами нервной и гуморальной регуляциями дыхания
Задание № 3.
Используя текст первой статьи § 31 на с. 122, заполните схему «Регуляция дыхания»
Регуляция дыхания
Произвольная
Недостаток СО2 замедляет частоту и глубину дыхания
Дыхательный центр продолговатого мозга
Мы можем произвольно ускорять или остановить дыхание
Эмоции, …….
|
Самооценка работы по выполнению задания 3 Б (2-5 баллов). Результаты занесите в лист учёта контроля.
| УЭ-3
Закрепление изученного материала. Выходной контроль
| Цель: проверить усвоение изученного учебного материала.
Разгадать кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания» (Приложение к модулю)
|
Кроссворд сдайте на проверку учителю
| УЭ-4
Подведение итогов урока
| Подведение итогов урока
I. Прочитайте цель урока (УЭ-0)
II. Определите для себя, достигли ли вы цели урока? (да, частично, нет)
III. Подумайте, что помогло и что мешало вашей работе ?
IV. Выберите д/з в зависимости от того, как успешно вы работали:
1. проработать материал модуля ещё раз, прочитав § 30, 31 (статья 1) и рассмотрев рисунки к параграфу;
2. подготовить письменное сообщение об одной из указанных болезней: горная болезнь, кессонная болезнь.
|
Посчитайте количество баллов, набранных при выполнении заданий, результат внесите в лист учёта контроля.
|
Лист учёта контроля на уроке № ____
Ф.И. ученика __________________, класс _______
УЭ-1 (выст. уч-ль)
| УЭ-2
| УЭ-3
| Общее кол-во баллов
| 1
| 2
| 3
| Оценка
|
|
Таблица «Дыхательные движения»
Участвуют в дыхательных движениях:
| Функциональное состояние при
| вдохе
| выдохе
| 1.Межрёберные мышцы
| Сокращаются
| Расслабляются
| 2. Диафрагма
|
|
| 3. Рёбра
|
|
| 4. Грудная клетка
|
|
| 5. Лёгкие (изменение объёма и давления)
|
|
| Движение воздуха
|
|
|
Кроссворд «Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания». Вариант 1.
-
По горизонтали:
1. Специальный прибор для определения жизненной ёмкости лёгких.
2. Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и принимающая участие в дыхательных движениях.
3. Концентрация кислорода в венозных капиллярах лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией углекислого газа.
4. Газ, содержание которого в выдыхаемом воздухе составляет до 4%.
| 5. Нервная регуляция дыхания, связанная с корой больших полушарий.
6. Концентрация углекислого газа в венозных капиллярах
лёгочных пузырьков в сравнении с концентрацией кислорода.
По вертикали:
1. Газ, содержание которого во вдыхаемом воздухе составляет 21%.
2. Дыхательное движение, при котором мышцы расслабляются, рёбра опускаются вниз, объём грудной клетки уменьшается, лёгкие сжимаются.
4. Дыхательный рефлекс, возникающий при раздражении рецепторов носовой полости.
5. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.
|
|
6. Мышцы рёбер, сокращение которых изменяет объём грудной клетки.
7. Состояние мышцы диафрагмы при выдохе.
8. Вид крови в капиллярах альвеол после газообмена.
9. Дыхательное движение, при котором мышцы сокращаются, рёбра приподнимаются, диафрагма становится почти плоской, объём грудной полости и лёгких увеличиваются.
|
Таблица «Дыхательные движения»
Участвуют в дыхательных движениях:
| Функциональное состояние при
| вдохе
| выдохе
| 1.Межрёберные мышцы
| Сокращаются
| Расслабляются
| 2. Диафрагма
| Сокращается, становясь почти плоской
| Расслабляется
| 3. Рёбра
| Приподнимаются вверх
| Опускаются вниз
| 4. Грудная клетка
| Объём увеличивается
| Объём уменьшается
| 5. Лёгкие (изменение объёма и давления)
| Расширяются, давление меньше атмосферного
| Сжимаются, давление больше атмосферного
| Движение воздуха
| Воздух засасывается в лёгкие
| Воздух выдавливается из лёгких
| |