Скачать 128.23 Kb.
|
Урок – лабораторная работа Эпиграф к уроку «…В каком сражаться стане?» Предварительная работа: ученики класса делятся по 2 человека – «представителей» каждого движения и готовят сообщения об одном из руководителей этого движения. Цели урока:
План урока:
Ход урока: Вводное слово учителя: В ходе изучения темы вы уже узнали, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача – проанализировать программы её основных участников и их действия и понять, в чём заключались причины их побед и поражений. Сейчас каждая из пар получит набор документов, которые в течение 10 минут вы должны изучить и ответить на поставленные к ним вопросы. Ответ на последний вопрос, обсудив, заносите в таблицу на доске в соответствующую графу.
(Таблица на доске и заносится в тетрадь) После этого мы перейдём к обсуждению проблемы и заслушиванию домашних сообщений. После уточнений и дополнений записей в таблице на доске, запишите её в тетради. Пары получают листы с документами и самостоятельно работают с ними, делают записи в свою графу в таблице на доске. Заслушивание работ пар: сообщение об одном из представителей движения и ответы на вопросы по анализу документов. Затем делают вывод, что, по их мнению, послужило причиной поражения или победы (15 мин.). Вместе с учителем редактируются и дополняются записи в таблице на доске и переносятся в тетрадь. Причины поражения белых в Гражданской войне:
а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией» б) социально-экономическая политика и «социальная природа» оттолкнули от них крестьянство. 2. Противоречия внутри самого белого лагеря. 3. Деморализация и разложение в армии, среди офицерства. 4. Из-за альянса (союза) с интервентами массы перестали воспринимать белых как патриотов. Причины победы красных в Гражданской войне:
Заключительная часть урока: Таким образом мы с вами в ходе урока выяснили причины побед и поражений различных движений в ходе Гражданской войны. Мы увидели, что жестокость, террор к населению присуще были всем сторонам. Попробуйте ответить мне на вопрос: «Нужно ли помнить о гражданских войнах?» (обсуждение 3-4 минуты). Домашнее задание: подготовиться к контрольному тесту по теме «Гражданская война в России». Белые в гражданской войне Документ 1. А.И. Деникин. Из приказа Особому совещанию: «Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:
Документ 2 Из газеты «В пути», 7 октября 1918 года « Из штаба бригады N (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами N-ского полка найдены заброшенными, покрытыми соломою убитые красноармейцы в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны». Документ 3 Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губерний генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 года: « 1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт – расстреливать десятого.
Документ 4 Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19 – 25 апреля 1919 года. « Я возвращаюсь домой с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения, и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальными войсками: они чрезвычайно бережно относились ко всем болями нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчёркивали противоположность свою красной разнузданной банде. Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действительно много причин – и возросшая уверенность офицерства в надёжности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента…Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют. Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется. Всё то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами…красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силой исключительно. Знаете ли вы…наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц – два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт». Высказывания представителей белой гвардии и интервентов. П.Н. Милюков «Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло», «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа», «Люди искали идею и пятнали знамя», « Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы». В. Шульгин «Точек опоры в массах не было», «проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации» Генерал Нокс «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым». П. Врангель «Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией и не порвавшие с ней». Н. Чайковский «Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена» Вопросы и задания:
Красные в Гражданской войне Документ 1 Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 года: « Октябрьская революция 25 октября ( 7 ноября) 1917 года в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. …Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами… В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчёт безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…, что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять и восстановить свои привилегии. В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…». Документ 2 Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 года: «Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки – в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат». Документ 3 Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 году в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 года. Екатеринодар: «12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому… Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения – Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь… «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. …Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали в больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам». А. И. Деникин «…они создали гибкий и сильный аппарат», способный «стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать, заставлять». Б. Рассел «Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду…даже при существующих условиях в России ещё чувствуется влияние животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…». Вопросы и задания
Зелёные в Гражданской войне Документ 1 Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 года, село Гуляй - Поле, Александровского уезда. «Принимая во внимание, …настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов – большевиков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти…съезд постановил:
Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки!.. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!» Документ 2 Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.: « К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска, В районе перевес энергии, подъём духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника. Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таёжники – лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами». Документ 3 Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 года «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями». « I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте. II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду. III. Ненадёжный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции. IV. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно. V. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни». Вопросы и задания:
|