Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер128.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок



УРОК
«ТРИ ЦВЕТА

ГРАЖДОНСКОЙ ВОЙНЫ»

ИСТОРИЯ РОССИИ

20 ВЕК

9 КЛАСС
Учитель Аршинова В.Н.

Карулинская школа

2008 год

Урок – лабораторная работа
Эпиграф к уроку «…В каком сражаться стане?»
Предварительная работа: ученики класса делятся по 2 человека – «представителей» каждого движения и готовят сообщения об одном из руководителей этого движения.
Цели урока:

  1. Выяснить причины побед и поражений движений в ходе Гражданской войны

  2. Учить анализировать документы

  3. Учить работать в парах


План урока:

  1. Белые в Гражданской войне

  2. Красные в Гражданской войне

  3. Зелёные в Гражданской войне

  4. Причины побед и поражений основных участников войны



Ход урока:

Вводное слово учителя:

В ходе изучения темы вы уже узнали, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача – проанализировать программы её основных участников и их действия и понять, в чём заключались причины их побед и поражений. Сейчас каждая из пар получит набор документов, которые в течение 10 минут вы должны изучить и ответить на поставленные к ним вопросы. Ответ на последний вопрос, обсудив, заносите в таблицу на доске в соответствующую графу.

Причины поражения белых

Причины победы красных

Крестьянин – победитель или побеждённый










(Таблица на доске и заносится в тетрадь)

После этого мы перейдём к обсуждению проблемы и заслушиванию домашних сообщений. После уточнений и дополнений записей в таблице на доске, запишите её в тетради.
Пары получают листы с документами и самостоятельно работают с ними, делают записи в свою графу в таблице на доске.

Заслушивание работ пар: сообщение об одном из представителей движения и ответы на вопросы по анализу документов. Затем делают вывод, что, по их мнению, послужило причиной поражения или победы (15 мин.).
Вместе с учителем редактируются и дополняются записи в таблице на доске и переносятся в тетрадь.

Причины поражения белых в Гражданской войне:

    1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»

б) социально-экономическая политика и «социальная природа» оттолкнули от них крестьянство.

2. Противоречия внутри самого белого лагеря.

3. Деморализация и разложение в армии, среди офицерства.

4. Из-за альянса (союза) с интервентами массы перестали воспринимать белых как патриотов.
Причины победы красных в Гражданской войне:

  1. Большевики проявили единство и сплочённость, объединили идею и диктаторские методы.

  2. Программа большевиков оказалась понятной и привлекательной. Рабочие и крестьяне поверили, что Советская власть – их власть.

  3. На стороне Красной армии выступила большая часть крестьянства. Это – массовая армия, прочный тыл, партизанская борьба в тылу белых.


Заключительная часть урока:

Таким образом мы с вами в ходе урока выяснили причины побед и поражений различных движений в ходе Гражданской войны. Мы увидели, что жестокость, террор к населению присуще были всем сторонам.

Попробуйте ответить мне на вопрос: «Нужно ли помнить о гражданских войнах?» (обсуждение 3-4 минуты).
Домашнее задание: подготовиться к контрольному тесту по теме «Гражданская война в России».

Белые в гражданской войне

Документ 1.

А.И. Деникин. Из приказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…

  2. Борьба с большевизмом до конца.

  3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.

  4. Внешняя политика – только национально русская. За помощь – ни пяди русской земли.

  5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона.

  6. Оздоровить фронт и войсковой тыл работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий».



Документ 2

Из газеты «В пути», 7 октября 1918 года

« Из штаба бригады N (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами N-ского полка найдены заброшенными, покрытыми соломою убитые красноармейцы в количестве 31 чел. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».

Документ 3

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губерний генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 года:

« 1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдёт – расстреливать десятого.

    1. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество…отнимать в пользу казны…

    2. …За добровольное снабжение разбойников не только оружием, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество забираться в пользу казны.

    3. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленных против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».


Документ 4

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19 – 25 апреля 1919 года.

« Я возвращаюсь домой с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения, и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальными войсками: они чрезвычайно бережно относились ко всем болями нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчёркивали противоположность свою красной разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. Здесь действительно много причин – и возросшая уверенность офицерства в надёжности войск, а также уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента…Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется. Всё то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами…красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силой исключительно.

Знаете ли вы…наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц – два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт».
Высказывания представителей белой гвардии и интервентов.

П.Н. Милюков

«Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло», «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа», «Люди искали идею и пятнали знамя», « Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы».

В. Шульгин

«Точек опоры в массах не было», «проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации»

Генерал Нокс

«Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым».

П. Врангель

«Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией и не порвавшие с ней».

Н. Чайковский

«Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена»
Вопросы и задания:

  1. Причитайте источники и сравните их

  2. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы её основные положения?

  3. Найдите противоречия в источниках. Как вы объясните эти противоречия?

  4. Отберите факты, на основании которых можно судить о силе и слабости белого движения

  5. Предложите материал по проблеме: «Причины поражения белого движения». Запишите в таблице.


Красные в Гражданской войне
Документ 1

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 года:

« Октябрьская революция 25 октября ( 7 ноября) 1917 года в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. …Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчёт безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…, что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять и восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…».

Документ 2

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа № 64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 года:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки – в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат».

Документ 3

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 году в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919 года. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения – Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь… «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд.

…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали в больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».
А. И. Деникин

«…они создали гибкий и сильный аппарат», способный «стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать, заставлять».

Б. Рассел

«Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду…даже при существующих условиях в России ещё чувствуется влияние животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…».

Вопросы и задания

  1. Прочитайте источники и сравните их

  2. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы её основные положения?

  3. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясните противоречивость документов?

  4. На основании источников расскажите о борьбе красных

  5. Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: «Причины победы красных в Гражданской войне». Запишите в таблице.



Зелёные в Гражданской войне

Документ 1

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918 года, село Гуляй - Поле, Александровского уезда.

«Принимая во внимание, …настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов – большевиков», не останавливающейся ни перед какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти…съезд постановил:

  1. …Мы, съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Ещё раз горячо протестуем против подобного насилия…И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …

  1. Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся…Требуем все эти прекрасно вооружённые реальные силы отправить на фронт…

  2. Мы требуем немедленного удаления всех назначаемых на всевозможные военные и гражданские ответственные посты…Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала…

  3. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

  4. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.

  5. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…

  6. Диктатуру какой бы то ни было партии категорически не признаём. Левым социалистическим партиям предоставляем свободу существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора путей оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки!.. Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Документ 2

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.:

« К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска, В районе перевес энергии, подъём духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять.., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таёжники – лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».
Документ 3

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 года «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями».

« I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

II. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.

III. Ненадёжный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.

IV. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.

V. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни».

Вопросы и задания:

    1. Прочитайте источники и сравните их

    2. На основании источников определите требования зелёных, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны.

    3. Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная сила?

    4. Какую роль сыграло крестьянство в победоносном для большевиков исходе войны.

    5. Кем вы склонны считать крестьянство, победителем или побеждённым (с одной стороны, самостоятельная борьба крестьян подавлена, с другой – земля у крестьян, а в 1921 г. большевики коренным образом изменили экономическую политику)?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск