Скачать 82.34 Kb.
|
Тема: Огненные версты гражданской… Цель: в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Задачи урока:
Метод: лабораторный анализ. Оборудование:
Левандовского «Россия. XX век» Новые понятия: гражданская война – ожесточенная вооруженная борьба за власть в пределах одной страны между различными социальными группами. Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов. Директория – коллективный орган власти.. Ход урока.
Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем проделать сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в средствах массовой печати последних лет. Я думаю, нам будет под силу данная задача. Итак, запишите тему урока, домашнее задание и приготовьте творческие работы, выполненные по предварительному заданию. Эпиграф урока: »Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка» Ф. М. Достоевский. Поставленные цели и задачи предполагают создание творческих лабораторий. I творческая лаборатория – ученые историки, поддерживающие идеи белого движения. II творческая лаборатория - ученые историки, стоящие на стороне советской власти. III творческая лаборатория – историки, выражающие интересы крестьянства. Учащийся – эксперт (краткая историография вопроса). Меньше чем через год после революции, летом 1918 года началась гражданская война. (Слайд№3). Гражданская война – это всегда трагедия, смута, разложение общественного организма, не нашедшего силы справиться с болезнью, социальная катастрофа. В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Трудно установить четкую её дату, провести линию фронта. Ленин гр. войну ограничивал чаще всего 1918 – 1920 годами. Но суть не в определении её сроков, а в трагизме для миллионов человеческих судеб. До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой Советской республики. Сегодня у историков возникает ряд вопросов, в которых выражается сомнение по поводу неизбежности войны, её истинных виновников. Большинство вопросов не имеют общепринятых ответов: когда она началась, какие этапы в ней выделяются и тд. Мнения историков расходятся. Относительно неизбежности гр. войны многие высказывают мнение, что войны в тех условиях можно было избежать. Для этого, прежде всего, нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей данных партий. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы. Многие исследователи полагают, что до лета 1918 года говорить о гражданской войне в точном смысле нельзя: все события, происходившие ранее, были только прелюдией, прологом к главным событиям. Таким образом, история гражданской войны, отгремевшей более 80 лет тому назад в кровавых битвах, в наши дни превращается в поле битвы - битвы идей и концепций. Учитель. Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас». Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, брат пошел на брата. Вот как об этом написала Марина Цветаева (слайд №2): Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь прошел, и пропасть пролегла От правого до левого крыла. Посмотрите, ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в гражданской войне. Итак, обратимся к фактам. Ученик (дает информацию о начальном периоде гражданской войны).
интервенты устроили первые концлагеря.
(Слайд №7) 4.В Сибири англичане сделали ставку на казачьего атамана Семенова, который провозгласил себя главнокомандующим русской армии на Дальнем Востоке. 5. Летом 1918 года советское правительство серьезной опасностью считало мятеж чешского корпуса. В марте 1918 года оно дало разрешение на переброску 60-тысячного чешского корпуса через Дальний Восток во Францию. Корпус был вооружен. По пути следования в Пензе, Самаре, Сызрани, Челябинске, Омске, Владивостоке была свергнута Советская власть. (Слайд №7). 6. Интервенция резко активизировала силы внутренней контрреволюции. В Москве, Ярославле, Владимире, Муроме, в городах Поволжья, Сибири, Урала вспыхнули мятежи. На Дону сформировалась армия атамана Краснова, на Кубани – Добровольческая армия Деникина. Антанта высадилась в Закавказье. (Слайд №7). Задания учащимся. Переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели, программы белого движения и движения за мировую революцию, определить цели крестьянских движений. Идет работа с документами, учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учитель. Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: чью сторону принять? Этот выбор был нелегким нравственным выбором. Ученик. И в белые уходили люди морально чистые, искренне верившие, что на той стороне они высоко понесут «национальную идею», идею спасения и восстановления государства. Но постепенно почва уходила из – под ног. «Белое дело» вырождалось в мстительную попытку классового реванша, разгул насилия. Учитель. Обратимся к документам и попытаемся разобраться в причинах белого и красного террора. Расстановка сил была следующей Ученик из I группы. Советскую власть поддерживали большая часть городского и сельского пролетариата, мелкие ремесленники и служащие, примерно третья часть царских генералов и офицеров, а также немалая часть интеллигенции, в том числе и творческой. Ученик из другой группы. Против советской власти выступили крупная буржуазия, помещики, около 40% генералов и офицеров, полиция, зажиточное крестьянство, опять же немалая часть интеллигенции. Учитель. Какая же сила предопределила исход? Ученики. Крестьянство – большая часть населения. Учитель. Почему крестьяне встали все-таки на стороне советской власти? Что повлияло на это решение? На эти и другие вопросы отвечают ребята из третьей лаборатории. Работа с документами. Учитель. Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливалась в пугачевские методы борьбы. Террор был реакцией и со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены политических и гражданских прав, запрещалась деятельность буржуазных партий. Ученик (делает вывод) М. Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы правильно и что те, кто придерживается других взглядов, - враги Отечества». Такая «скверная привычка» была и у большевиков и у оппозиционных партий, стала их идейной платформой. Учитель. А теперь давайте обратимся к человеческим судьбам. Сегодня мы послушаем сообщения о тех, кто верил в идею «мировой» революции или в идею белого движения и преданно отдавал за идеи свои жизни. (Сообщения о Блюхере, Тухачевском, Чапаеве. Слайды №№9,10) С первой мировой войны стартовал марафон десятилетий физического уничтожения и распыления по миру российской интеллигенции. Этот процесс продолжился и в годы гражданской войны. Первым в лету канул исторический пласт – русские офицеры. Даже само слово «офицер» официально не употреблялось в армии до 1943 года. (Сообщения о Колчаке, Деникине, Врангеле. Слайды №№8 ). Вывод Учитель. Ребята, завершая работу в нашей творческой лаборатории, я предлагаю вам выступить с проектами. (Предварительное задание: Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920годы. Каким бы вы хотели его видеть?). Учащиеся выступают с творческими работами. Проект памятника жертвам гражданской войны в России. Памятник представлен композицией из фигуры женщины в черном, символизирующей Россию, она склонилась над телами двух сыновей. Один из них – в буденовке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно. Внизу на плите выбиты строчки стихотворения марины Цветаевой: Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь прошел, и пропасть пролегла От правого до левого крыла. Ученик. У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали. В свою очередь – и не без оснований - большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только своего собственного народа, на и всего мира. Этот вывод можно оспорить. Но вот второй вывод едва ли: если история и способна чему-либо научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от сталкивания различных слоёв общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства, как способа «осчастливить народ». Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество. IV.Закрепление нового материала. Кроссворд, состоящий из восьми слов. (Слайд№11) V.Задание на дом. Параграф 36. Составить свой вариант деления гражданской войны в России на основные этапы. VI.Итог урока. |