Скачать 58.34 Kb.
|
Раздел 1. Географическая история человечества. Глобальные проблемы человечества. Тема «Сохранение мира на Земле». Цель данного урока – познакомить учащихся с сущностью и особенностями проблемы сохранения мира и разоружения человечества. Исходя из этого, задачи урока (и соответственно предполагаемые результаты) следующие:
ПЛАН УРОКА:
Понятие о глобальных проблемах. Последние десятилетия ХХ в. Поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как: во-первых, они затрагивают все человечество, касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, глобальные проблемы не признают границ; в-третьих, приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации; в-четвертых, требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем, так как не одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии решить их самостоятельно. Глобальные проблемы в своем взаимодействии образуют своего рода треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда. Само количество глобальных проблем варьирует в очень широких пределах: от, примерно, десяти до сорока и более. Но если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка:
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны. Наиболее "универсальные" проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращение войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им. На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания. Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие, и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством... Упражнения: 1. Приведите примеры, где в современное время в мире происходили (происходят) военные конфликты? В чем причины их возникновения? 2. Как вы считаете, в чем глобальные последствия региональных конфликтов? Для вашей семьи, для вас лично? (Приведите не менее 3-х примеров) Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные, до этого, по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. Таким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни. Домашнее задание: Ответьте на вопросы письменно:
Австралия, Великобритания, Израиль, Индия, Испания, Китай, Куба, Пакистан, Россия, Румыния, США, Турция, Франция, ФРГ, Япония. Словарь: Глобальные проблемы – проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требует для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов. Интересные факты:
Литература: Земля и человечество: Глобальные проблемы // Серия «Страны и народы». – М.: Мысль,1985. Максаковский В.П. География. –Москва,2002. –Ч III. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.,1994. Методические рекомендации: Цель данного урока – познакомить учащихся с сущностью и особенностями проблемы сохранения мира и разоружения человечества. Исходя из этого, задачи урока (и соответственно предполагаемые результаты) следующие:
При рассмотрении этой важной темы, необходимо заострить внимание на том, что география остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы хоть и различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Если в прошлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека. Выполнить упражнения на уроке ребятам поможет информация, полученная ими из СМИ (телевидения, газет, Интернета). При выполнении домашней работы существенную помощь учащимся сможет оказать литература, указанная в списке данного урока и интересные факты, приведенные в пример в данном разделе. |