Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 152.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.04.2014
Размер152.61 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Военное дело > Вопрос
Почему ребенок не читает?

Учитель – логопед второй квалификационной категории

Людмила Викторовна Марголина

Дорогие, горячо любящие своих детей, родители! Хочу обратиться к вам и поговорить на тему обучения юных чад!

По роду своей деятельности сталкиваюсь со следующей ситуацией и недоумением родителей: «Учили с ребенком буквы с 3 лет, он давно уже их знает, а пошел в школу, появились трудности с освоением чтения и письма, почему так происходит?».

Принципиально важное значение для становления навыков письма и чтения имеет сознательный фонемный анализ слов (обследование звукового состава лексических единиц).

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты. "От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и все последующее усвоение языка - грамматики, орфографии». Из этого следует, что для правильного осуществления действия «фонемный анализ» необходимо овладение аналитическим, синтетическим, серийно-последовательным способами деятельности, опосредующими умение представлять звуковую (фонемную) структуру слова в целом, выделять фонемы в слове на основе их четкой дифференциации и абстрагирования от семантики слова, устанавливать порядок следования фонем, фиксировать место каждой и сохранять количество.

Поэтому гораздо важнее до школы развить у ребенка на хорошем уровне фонематическое восприятие и сформировать навык звукового анализа структуры слов, хотя овладение образом букв является хорошей базой освоения письменной речи.

Итак, первую группу игр предлагаю использовать родителям с детьми в дошкольный период детства, для совершенствования фонемного восприятия, рассматриваемого как способности слышать звучащее слово сравнивать и сопоставлять слова с оппозиционными фонемами, слова, отличающиеся наличием или отсутствием одной фонемы или фонемного комплекса;

Развитие фонематического восприятия на играх, связанных со слуховым сосредоточением на неречевом и речевом материале.

Звук, различаемый на слух, не произносится. Важно научить детей откликаться на предъявляемый звук, обозначая узнаваемый звук действием. На данном этапе работы действия детей при различении звуков (фонем) ограничиваются реакцией в виде разнообразных движений, жестов, предъявления карточек с условными обозначениями.

Выделение звука на фоне слога.

Ребенку предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок (цветок, шарик), если в слоге слышится звук [С]). Слоги не должны включать оппозиционных звуков (с-ш, з-ж, р-л).

Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками. Предлагаются следующие упражнения.

Развитие фонематического восприятия.

1. Развивать фонематический слух и восприятие на неречевых звуках. Игры со звучащими и музыкальными игрушками:

  • узнать игрушку пo звучанию (игра «Скажи, что звучит»);

  • воспроизвести звук на бубне, барабане, металлофоне в заданном темпе и ритме «Отстучи как я»;

  • узнавать предметы по характерному для них шуму, звуку (игра «Что я делаю?», игра «Покажи, что шумело»).

2. “Кто это”.

Узнавать голоса животных и подражать им («Чей голос?»). Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц, вытягивает одну картинку и подражает крику животного и его движениям, а ребенок отгадывают, кто это.

3. “Эхо”.

Водящий произносит любое слово шепотом, ребенок должен его повторить.

4. “Запомни и воспроизведи”.

Отбивание ритмического рисунка на бубне, игра на губной гармошке (по звукам) и т.п.

5. “Слово рассыпалось”.

Из отдельных слогов слова, расположенных беспорядочно, собрать первоначальное слово, например “Бо – са - ка” - (собака).

6. Упражнения на определение заданного звука в слове. Например: “Хлопни в ладоши” или “Подними флажок” на заданный звук, “Чудо дерево” (дети украшают дерево игрушками или картинками, в названии которых есть данный звук), “Лото” и т.д.

7. Упражнения на выделение первого и последнего звука в слове, на нахождение местоположения заданного звука. Например: “Назови первый (последний) звук в слове”. “Найди общий звук”, “Цепочка слов” и т. д.

8. Упражнения на определение последовательности и количества звуков в слове. Сюда включается работа со звуковой линейкой (ребенок последовательно называет звуки в слове и показывает их на звуковой линейке, а затем определяет количество слогов), “Живые звуки”, “Новоселье”, т.д.

9. Упражнения на определение места звука по отношению к другим звукам. Игра “Найди соседей” (вместе с детьми анализируются предложенные слова, выясняется, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука).

10.“Цепочка слов”.

Определить последний звук в слове и придумывать свое, начинающееся с этого звука и так по очереди.

11. “Пирамида”.

Пирамида строится из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд - из двух частей: ры-ба; в верхний - односложное слово: гусь.

12. «Найди слово»

Взрослый произносит 3-4 слова, 2 неправильно, и 1 правильно (коска, котка, кошка). Ребенок должен выбрать правильно произнесенное слово и самому произнести.

13. “Звучащие картинки”.

Для игры используются карточки с изображением предметов, упоминающихся в предложениях ниже. Взрослый называет предложение, а ребенок находит карточки с теми предметами, которые упоминались в этом предложении. Примеры предложений:

На звук “С”

Осы залетели в сумку.

Бусы привезли в самолете.

На звук “Ж”

Жук и жаба - животные и др.

14. “Одними словами о разном”.

Объяснить ребенку, что одни и те же слова могут звучать по разному и обозначать разное в зависимости от интонации, от смыслового ударения в предложении.

Например (голосом выделять выделенное слово):

Рыжая кошка спит на окошке.

Рыжая кошка спит на окошке.

Рыжая кошка спит на окошке.

Рыжая кошка спит на окошке.

Попросить ребенка объяснить, как меняется смысл фразы. Слышит ли он различия в предложениях. Пусть сам попробует поиграть с предложением.
Вторая группа игр направлена на обучение
элементам фонемного анализа.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ

  • Вы произносите слова, начинающиеся с гласных звуков (ударных и безударных, например: улица, укроп, ангел, аллея, эра, этаж и т. п.). Когда слово начинается с ударного гласного звука, ребенок показывает красный кружок.

При повторном выполнении упражнения ребенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не используйте звук [о] — в безударном положении он редуцируется.

  • Вы произносите двусложные слова с ударением то на первом, то на втором слоге.

Ребенок должен сказать на какой слог падает ударение и назвать ударный звук.

В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударный гласный звук обозначается кружком розового цвета.

  • Вы произносите слово из двух слогов. Ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово, ниже два прямоугольника, изображающих слоги (один из них помеченный красной черточкой). Под прямоугольниками ребенок должен положить кружки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый.

  • Вы выкладываете перед ребенком схему двусложного слова. В од ном случае — с ударением на первом слоге (красный кружок лежит под первым прямоугольником, под вторым — лежит розовый кружок), в другом случае — с ударением на втором слоге. В соответствии со схемами ребенок должен придумывать слова.

Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать кружками голубого цвета. На первых порах используйте в заданиях только глухие согласные звуки.

  • Вы произносите закрытые слоги ([ак], [ус], [эш], [ыц] и т. п.), ребенок должен под прямоугольником, обозначающим слог, выкладывать звуковые схемы этих слогов (вначале красный кружок, потому что слог ударный, потом голубой).

  • Ребенок выполняет это же задание и называет первый и второй звуки слога.

  • Вы произносите открытые слоги с согласными, которые можно тянуть ([са], [ша], [хо], [фу], [цэ]). Ребенок выкладывает схемы слогов и называет входящие в них звуки.

  • Предыдущее упражнение ребенок выполняет с глухими согласны ми звуками, которые нельзя тянуть ([п], [т], [к]).

  • Вы произносите слова, состоящие из трех звуков (например: кот, ток, пас, суп, фас и т. п.). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Гласные звуки обозначаются красными кружками. В словах должны быть только глухие твердые согласные звуки.

  • Вы произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов (например: каша, суша, туша, Паша и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухой согласный звук, и что такое — звонкий.

Глухой согласный звук произносится глухо, как будто шепотом, без голоса, как бы одним только выдохом.

Звонкий согласный звук произносится с голосом, звонко, звучно.

Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствует, как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складки.

Объясните также ребенку, что бывают парные согласные звуки, которые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса.

В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — п], [в — ф], [г — к], [д — т], [з — с], [ж — ш]. Пусть ребенок произносит первый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а, значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук.

Скажите ребенку, что голубыми кружочками изображались глухие звуки, звонкие звуки будут обозначаться синими.

Для того чтобы ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предложите ему следующие упражнения.

  • Произносите вперемежку глухие и звонкие звуки. Когда ребенок будет слышать глухой звук, он должен будет показывать вам голубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит.

  • Произносите открытые и закрытые слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок должен выкладывать схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух.

  • Произносите слова и просто слоги (потому что таких слов очень мало), состоящие их трех звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: док, бак, гос, баш и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов и слогов. Гласный звук в них всегда ударный.

  • Произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие парные со­гласные (например: сажа, кожа, сага, поза и т. п.). Ребенок дол­жен выкладывать схемы этих слов.

Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар.

Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нужно). Они также обозначаются синими кружками.

Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажите ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]), а получается только шепотное произношение того же самого звука.

  • Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий согласный звук вы произносите. Он должен повторять этот звук шепотом и определять, возникает ли в результате какой-нибудь другой (парный этому) звук языка.

  • Вы должны произносить односложные и двусложные слова, со стоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (например: сон, горы, росы, мор, воры, мама и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

  • Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (например: арфа, урок, корка).

  • Ребенок выкладывает их схемы. Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (например: канава, шарада, бананы, мамаша и т. п.).

Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голосом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует.

В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными звуками, сначала со звонкими.

Пусть ребенок произнесет звук [м] «мягкими» губами, покажите ему» как это сделать. Зятем «мягкими» губами нужно произнести звук [б], Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д] и другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «твердым » языком - твердый звук, «мягким» - мягкий.

Обратите внимание на следующее: звук [ж] не имеет в языке мягкого аналога.

Также нужно познакомить ребенка с новым гласным звуком [и] Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает.

Сообщите ребенку, что звонкие мягкие звуки обозначаются темно — зелеными кружками.

Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал предложите ему следующие задания.

  • Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие вперемежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружки. Кроме того, ребенок должен охарактеризовать каждый звук. Например, звук [б] — это согласный, он звонкий, он твердый. Звук [м] —- это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задавать ребенку наводящие вопросы.

  • Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([п], [т] и т. п.), звонкие твердые согласные ([р], [б] и т. п.) и звонкие мягкие согласные ([д,’], [в’] и т. п.). Ребенок должен показать соответствующий кружок и охарактеризовать звук.

  • Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое же, как и в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука ребенок должен оказать, что он гласный.

  • Ребенок должен выкладывать схемы слов, в которых есть звонкие мягкие звуки (например: лиса, калина, корь, камин и т. п.). Из гласных звуков, которые могут следовать за мягким согласным, можно использовать только звук [и].

Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкими согласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языком) произносить звуки [п], [т], [с] и т. п. Обратите внимание на следующее: звуки [ц] и [ш] не имеют мягких аналогов.

Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются светло — зелеными кружками.

  • Для закрепления этого материала вы предлагаете ребенку упражнения, аналогичные предыдущим (см. выше).

Укажите ребенку на то, что мягкие согласные звуки, которые вы прошли, были парными. Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий.

Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие согласные звуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж] и [ц]. Обратите его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возникают не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц] попытается произнести [т'], скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т]. Звук [ш], хотя его и можно произнести мягко ([щ]), считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить — звук [щ] считается абсолютно другим звуком языка, а не мягкой парой звука [ш].

Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твердых пар: [й], [ч], [щ]. Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [й] и [ч] (со звуком [щ] вы уже разобрались.

Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звуками, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имеющего пару мягкого глухого согласного ([п' б'], [ф' в'] и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогичного твердого звука ([п б]), а затем — для мягкого ([п'б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мягкий глухой звук.

Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б' — п'], [д' — т']). Для этого эти звуки нужно произносить шепотом.

После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом слога.

Теперь основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Ребенок учится делить его на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими - слоги. Составляются из полосок или рисуются схемы односложных, двухсложных и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления на слоги.

В дальнейшем ребенок овладевает полным звуко-слоговым анализом односложных, двухсложных слов, слов со стечением согласных, составляют соответствующие схемы, в которых обозначаются, и слоги, и звуки. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук - сук, мак - рак).

За это время практически усваиваются понятия: слог, предложение, звуки (согласные - гласные, твердые - мягкие согласные, глухие - звонкие согласные).

Наряду с закреплением всех полученных навыков, ребенка необходимо познакомить с буквами, объединением их в слоги и слова. Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разделением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс - соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам.

Очень важно разграничивать понятия буква и графема. Буква может выступать в сознании ребенка как рисунок, который носит название звука, соответствующего обозначению этой буквы. В этих случаях путь обучения грамоте встает в противоречие с подлинной сущностью этого процесса, и буква в ее подлинной роли графического знака обобщенного звука возникает гораздо позднее (что нередко вызывает специфические ошибки на письме).

Графема может рассматриваться только в непосредственной связи с фонемой. В соответствии со своей фонемой графема оказывается единой, безотносительно к тому, какой буквой, какого шрифта она будет изображена в каждом конкретном случае.

Для упрочения звукобуквенной связи необходимо одновременно с развитием речевых предпосылок чтения и письма формировать стабильный графический образ букв:

  • Обводка пальцем выпуклых рельефов букв.

  • Рисование на ладони ребенка буквы и опознание её.

  • Тактильное опознание «наждачных» букв.

  • Написание букв на доске мокрым пальцем.

  • Группировка стилизованных букв.

  • Копирование письменных элементов на песке.

  • Рисование: по контуру, по точечкам, по клеточкам.

  • Штриховки изображений предметов.

  • Рисование элементов букв.


Желаю успехов в овладении грамотой!
Учитель – логопед Марголина Людмила Викторовна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск