Скачать 152.61 Kb.
|
Почему ребенок не читает? Учитель – логопед второй квалификационной категории Людмила Викторовна Марголина Дорогие, горячо любящие своих детей, родители! Хочу обратиться к вам и поговорить на тему обучения юных чад! По роду своей деятельности сталкиваюсь со следующей ситуацией и недоумением родителей: «Учили с ребенком буквы с 3 лет, он давно уже их знает, а пошел в школу, появились трудности с освоением чтения и письма, почему так происходит?». Принципиально важное значение для становления навыков письма и чтения имеет сознательный фонемный анализ слов (обследование звукового состава лексических единиц). Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты. "От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и все последующее усвоение языка - грамматики, орфографии». Из этого следует, что для правильного осуществления действия «фонемный анализ» необходимо овладение аналитическим, синтетическим, серийно-последовательным способами деятельности, опосредующими умение представлять звуковую (фонемную) структуру слова в целом, выделять фонемы в слове на основе их четкой дифференциации и абстрагирования от семантики слова, устанавливать порядок следования фонем, фиксировать место каждой и сохранять количество. Поэтому гораздо важнее до школы развить у ребенка на хорошем уровне фонематическое восприятие и сформировать навык звукового анализа структуры слов, хотя овладение образом букв является хорошей базой освоения письменной речи. Итак, первую группу игр предлагаю использовать родителям с детьми в дошкольный период детства, для совершенствования фонемного восприятия, рассматриваемого как способности слышать звучащее слово сравнивать и сопоставлять слова с оппозиционными фонемами, слова, отличающиеся наличием или отсутствием одной фонемы или фонемного комплекса; Развитие фонематического восприятия на играх, связанных со слуховым сосредоточением на неречевом и речевом материале. Звук, различаемый на слух, не произносится. Важно научить детей откликаться на предъявляемый звук, обозначая узнаваемый звук действием. На данном этапе работы действия детей при различении звуков (фонем) ограничиваются реакцией в виде разнообразных движений, жестов, предъявления карточек с условными обозначениями. Выделение звука на фоне слога. Ребенку предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок (цветок, шарик), если в слоге слышится звук [С]). Слоги не должны включать оппозиционных звуков (с-ш, з-ж, р-л). Выделение звука на фоне слова. Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками. Предлагаются следующие упражнения. Развитие фонематического восприятия. 1. Развивать фонематический слух и восприятие на неречевых звуках. Игры со звучащими и музыкальными игрушками:
2. “Кто это”. Узнавать голоса животных и подражать им («Чей голос?»). Взрослый держит в руках несколько картинок с изображением животных и птиц, вытягивает одну картинку и подражает крику животного и его движениям, а ребенок отгадывают, кто это. 3. “Эхо”. Водящий произносит любое слово шепотом, ребенок должен его повторить. 4. “Запомни и воспроизведи”. Отбивание ритмического рисунка на бубне, игра на губной гармошке (по звукам) и т.п. 5. “Слово рассыпалось”. Из отдельных слогов слова, расположенных беспорядочно, собрать первоначальное слово, например “Бо – са - ка” - (собака). 6. Упражнения на определение заданного звука в слове. Например: “Хлопни в ладоши” или “Подними флажок” на заданный звук, “Чудо дерево” (дети украшают дерево игрушками или картинками, в названии которых есть данный звук), “Лото” и т.д. 7. Упражнения на выделение первого и последнего звука в слове, на нахождение местоположения заданного звука. Например: “Назови первый (последний) звук в слове”. “Найди общий звук”, “Цепочка слов” и т. д. 8. Упражнения на определение последовательности и количества звуков в слове. Сюда включается работа со звуковой линейкой (ребенок последовательно называет звуки в слове и показывает их на звуковой линейке, а затем определяет количество слогов), “Живые звуки”, “Новоселье”, т.д. 9. Упражнения на определение места звука по отношению к другим звукам. Игра “Найди соседей” (вместе с детьми анализируются предложенные слова, выясняется, какой звук слышится в слове перед и после заданного звука). 10.“Цепочка слов”. Определить последний звук в слове и придумывать свое, начинающееся с этого звука и так по очереди. 11. “Пирамида”. Пирамида строится из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд - из двух частей: ры-ба; в верхний - односложное слово: гусь. 12. «Найди слово» Взрослый произносит 3-4 слова, 2 неправильно, и 1 правильно (коска, котка, кошка). Ребенок должен выбрать правильно произнесенное слово и самому произнести. 13. “Звучащие картинки”. Для игры используются карточки с изображением предметов, упоминающихся в предложениях ниже. Взрослый называет предложение, а ребенок находит карточки с теми предметами, которые упоминались в этом предложении. Примеры предложений: На звук “С” Осы залетели в сумку. Бусы привезли в самолете. На звук “Ж” Жук и жаба - животные и др. 14. “Одними словами о разном”. Объяснить ребенку, что одни и те же слова могут звучать по разному и обозначать разное в зависимости от интонации, от смыслового ударения в предложении. Например (голосом выделять выделенное слово): Рыжая кошка спит на окошке. Рыжая кошка спит на окошке. Рыжая кошка спит на окошке. Рыжая кошка спит на окошке. Попросить ребенка объяснить, как меняется смысл фразы. Слышит ли он различия в предложениях. Пусть сам попробует поиграть с предложением. Вторая группа игр направлена на обучение элементам фонемного анализа. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ
При повторном выполнении упражнения ребенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не используйте звук [о] — в безударном положении он редуцируется.
Ребенок должен сказать на какой слог падает ударение и назвать ударный звук. В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударный гласный звук обозначается кружком розового цвета.
Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать кружками голубого цвета. На первых порах используйте в заданиях только глухие согласные звуки.
Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухой согласный звук, и что такое — звонкий. Глухой согласный звук произносится глухо, как будто шепотом, без голоса, как бы одним только выдохом. Звонкий согласный звук произносится с голосом, звонко, звучно. Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствует, как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складки. Объясните также ребенку, что бывают парные согласные звуки, которые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — п], [в — ф], [г — к], [д — т], [з — с], [ж — ш]. Пусть ребенок произносит первый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а, значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук. Скажите ребенку, что голубыми кружочками изображались глухие звуки, звонкие звуки будут обозначаться синими. Для того чтобы ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предложите ему следующие упражнения.
Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нужно). Они также обозначаются синими кружками. Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажите ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]), а получается только шепотное произношение того же самого звука.
Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голосом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует. В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными звуками, сначала со звонкими. Пусть ребенок произнесет звук [м] «мягкими» губами, покажите ему» как это сделать. Зятем «мягкими» губами нужно произнести звук [б], Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д] и другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «твердым » языком - твердый звук, «мягким» - мягкий. Обратите внимание на следующее: звук [ж] не имеет в языке мягкого аналога. Также нужно познакомить ребенка с новым гласным звуком [и] Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает. Сообщите ребенку, что звонкие мягкие звуки обозначаются темно — зелеными кружками. Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал предложите ему следующие задания.
Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкими согласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языком) произносить звуки [п], [т], [с] и т. п. Обратите внимание на следующее: звуки [ц] и [ш] не имеют мягких аналогов. Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются светло — зелеными кружками.
Укажите ребенку на то, что мягкие согласные звуки, которые вы прошли, были парными. Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий. Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие согласные звуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж] и [ц]. Обратите его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возникают не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц] попытается произнести [т'], скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т]. Звук [ш], хотя его и можно произнести мягко ([щ]), считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить — звук [щ] считается абсолютно другим звуком языка, а не мягкой парой звука [ш]. Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твердых пар: [й], [ч], [щ]. Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [й] и [ч] (со звуком [щ] вы уже разобрались. Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звуками, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имеющего пару мягкого глухого согласного ([п' — б'], [ф' — в'] и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогичного твердого звука ([п — б]), а затем — для мягкого ([п'— б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мягкий глухой звук. Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б' — п'], [д' — т']). Для этого эти звуки нужно произносить шепотом. После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом слога. Теперь основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Ребенок учится делить его на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими - слоги. Составляются из полосок или рисуются схемы односложных, двухсложных и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления на слоги. В дальнейшем ребенок овладевает полным звуко-слоговым анализом односложных, двухсложных слов, слов со стечением согласных, составляют соответствующие схемы, в которых обозначаются, и слоги, и звуки. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук - сук, мак - рак). За это время практически усваиваются понятия: слог, предложение, звуки (согласные - гласные, твердые - мягкие согласные, глухие - звонкие согласные). Наряду с закреплением всех полученных навыков, ребенка необходимо познакомить с буквами, объединением их в слоги и слова. Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разделением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс - соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. Очень важно разграничивать понятия буква и графема. Буква может выступать в сознании ребенка как рисунок, который носит название звука, соответствующего обозначению этой буквы. В этих случаях путь обучения грамоте встает в противоречие с подлинной сущностью этого процесса, и буква в ее подлинной роли графического знака обобщенного звука возникает гораздо позднее (что нередко вызывает специфические ошибки на письме). Графема может рассматриваться только в непосредственной связи с фонемой. В соответствии со своей фонемой графема оказывается единой, безотносительно к тому, какой буквой, какого шрифта она будет изображена в каждом конкретном случае. Для упрочения звукобуквенной связи необходимо одновременно с развитием речевых предпосылок чтения и письма формировать стабильный графический образ букв:
Желаю успехов в овладении грамотой! Учитель – логопед Марголина Людмила Викторовна |