Скачать 279.92 Kb.
|
МОУ «Дивовская СОШ» Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна Тема: ЧЕЛОВЕК В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ (По творчеству А. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» - опыт художественного исследования) Цели урока: способствовать углублению знаний о тоталитарном режиме, явившемся причиной появления Архипелага ГУЛАГ; подвести учащихся к решению основных нравственных проблем и пониманию того, что каждый человек ответственен за Историю. Оборудование: репродукции картин художников Советского периода: «Транспорт налаживается» (1923) Б. Н. Яковлева; «Снедь московская: хлеб» (1924) И. И. Машкова; «Новая Москва» (1937) Ю. И. Пиманова; «На стройке новых цехов» (1926) А. Дейнеки; «Колхозный праздник» (1937) С. В. Герасимова); «Рабочий и колхозница» скульптура В. И. Мухиной; «Вся Россия» И. Глазунова. Ксерокопии фотографий: портрет Ленина; портрет Сталина (желательно, разных лет, в разных исторических ситуациях); А. И. Солженицына (можно использовать документальный материал в книге В. А. Чалмаева «Александр Солженицын. Жизнь и творчество»); Соловки, расстрелянные в Виннице и другой редкий документальный матер ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ 1-я группа: Выборка материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие». 1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чувства, мысли. 2. «Простейшие приемы» на следствии, ломающие волю человека. 3. Объясните метафору: «История нашей канализации». Фактический материал этой главы необходимо оформить в виде рисунка-схемы (это поможет вам четко и кратко сформулировать ответ): из отверстия сточной трубы хлещет поток (или потоки) бурого цвета. На них проставлены год и условное символическое изображение происходящего. Например, 1918 г. («чистка» церквей) - нарисуем церковный купол; говорим о продразверстке - нарисуем мешок с пшеницей; говорим о «социальной профилактике» - царский герб и т. д. 4. Выпишите строчки, характеризующие отношение автора к слабостям человека. 2-я группа: Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет». 1. На географической карте СССР составьте схему расширения лагерей по всем областям СССР. 2. Кратко о Соловках. Издевательства. 3. Почему автор показывает нам реальные судьбы людей, находящихся постоянно в состоянии выбора: жизнь-смерть. Как человек к этому приспосабливается. (Главы «Туземный быт», «Придурки», «Стук-стук-стук», «Социально-близкие», «Корабли Архипелага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи, цепи...».) 3-я группа. По главе «Восхожденне». 1. Парадоксы выживания. 2. Слова доктора Бориса Корнфельда. По главе «Замордованная воля». 3. Что такое духовный рак? Чем грозят его метастазы? Индивидуальное задание: по главам «Прилагерный мир», «Мы строим». 1. Почему был выгоден труд заключенных? 2. В качестве наглядности на большом листе бумаги составьте список работ, выполненных заключеннымииал в приложении к «Архипелагу ГУЛАГ». Географическая карта СССР Ход урока Свобода и законность, чтобы быть прочными, должны опираться на внутреннее сознание народа. А. К. Толстой Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. В. О. Ключевский I. Вступительное слово учителя. Учитель. Оговоримся сразу, наша задача - не выносить приговор, не судить категорично и жестко бросать оскорбления в адрес прошлого. Нет. Задача урока - увидеть судьбу человеческой личности в тоталитарном государстве, уродующем, убивающем внутренний мир человека. Задача - увидеть путь к спасению. Итогом нашего семинара будут ответы на в о п р о с ы: - В какой мере каждый из нас ответственен за Историю? - К чему призывает А. И. Солженицын? ...Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседствовало, все было рядом - аресты, лагеря, упоение «коммунистической мечтой». Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлет кинематографа и массовой советской песни... Учитель. (Запись на доске). Что же такое тоталитаризм? Тоталитаризм (от лат. tоtаlis - весь, целый, полный} - одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни. В XX веке ярко выраженным воплощением тоталитаризма были и являются фашистcкие режимы (в Германии, Италии, Чили и др.) Понятие тоталитаризма используется антикоммунистической пропагандой для клеветы на общественный строй в странах социализма. (Философский словарь, 1986 г.) Дома вы должны были сделать выборку материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие». 1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чувства, мысли. Выступление 1-й группы учащихся. 1. Выступление начинается с диалога: - Вы арестованы!! „ Песня прерывается. -Я-а??Зачто?!?- вопрос, миллионы раз повторенный... и никогда не получивший ответа. Что такое арест? «Это прямой удар молнии», «духовное сотрясение», «переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое». Вас «выволакивают как куль, а калитку «в прошлую жизнь захлопывают навсегда» - Это ошибка! Разберутся! Там же люди. И человек идет безропотно, ничего не понимая. «Арест - это резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это - взламывание, вспарывание, сброс, срыв со стен... вытряхивание... разрывание». Именно ночью арестуемый в полусонной беспомощности, его домочадцы в ужасе, ближние соседи тоже, а дальше и не знают, скольких увезли. При этом чекисты велят арестованному спускаться на цыпочках - чтобы соседи не слышали. Впрочем, «аресты разнообразны по форме. Крупным чинам, военным... порой давали сперва новое назначение, а в пути арестовывали. Например, симпатичнейший молодой человек: -Вы не узнаете меня, Петр Иванович? - Как будто нет, хотя... - Ну, как же, как же, я вам напомню... одну минутку... отойдемте. И - навсегда или на 10 лет». Или: незнакомец кричит вам, распахивая руки: - Керюха! Сколько лет, сколько зим?!... Ну, отойдем в сторонку, чтоб людям не мешать. А в сторонке-то как раз «Победа» подъехала... Вас арестовывает монтер, вас арестовывает велосипедист, вас арестовывает кондуктор, шофер такси или... возлюбленный (приставленный следить за вами оперативник, он же и арестует). 2. Знакомство со словарной статьей из толкового словаря. Канализация - система каналов и труб для удаления нечистот. . Объясните метафору: «История нашей канализации». Фактический материал этой главы вы оформили в виде рисунка-схемы (это поможет вам четко и кратко сформулировать ответ): - Еще в 1918 г. В. И. Ленин провозгласил общую единую цель «очистки земли российской от всяких вредных насекомых». Аресты, тюрьмы... и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди, став теперь отбросами... «Напор то выше проектного, то ниже», но никогда не прекращался. Три самых больших потока, распиравших некогда «зловонные трубы... тюремной канализации»: поток 1929-30 гг. (поток, «протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков. Но мужики - народ бессловесный, бесписьменный, ни жалоб не написали, ни мемуаров. Пролился этот поток, всосался в вечную мерзлоту»); поток 1937-38 гг. («когда бранят произвол культа, то упираются именно в него, потому что прихватил этот поток людей с положением, с образованием... и все теперь пишут, говорят, вспоминают».); поток 1944-46 гг. («гнали по сточным трубам целые нации и еще миллионы побывавших в плену, увезенных в Германию насильно и вернувшихся» на родину). Это потоки, но были и «ручейки». Очистку взяла на себя ВЧК - «Часовой Революции». Практиковали внесудебную расправу. (Устное сообщение продолжается с демонстрацией схемы, содержащей следующую информацию): 1918 г. «... Начали потрошить и вытряхивать мощи святых угодников и отбирать церковную утварь». При этом чекисты курили в церкви и уж, конечно, не снимали шапок, а взявший череп преподобного Саввы стал плевать в него. Было и другое». («Закон-ребенок».) «В защиту... вспыхивали народные волнения... колоколили набаты... православные бежали кто с палками, естественно, приходилось кого арестовывать, кого расходовать на месте». 1919-1920 гг. Заговоры раскрывались гроздьями. «... гребли в тюрьму Интеллигенцию: все научные круги, университетские, литературные...» «С января продразверстка..., встретили... сопротивление деревни. Обильный поток арестованных (не считая расстрелянных на месте)». Знаменитый расстрел тамбовского восстания. 1921г. Приказ ВЧК от 8. 1.21: «...репрессии усилить!» Практиковались аресты студентов за «критику порядков». Расширились аресты инопартийцев (кто не большевик - обречен). 1922 г. «ВЧК, только переназванная в ГПУ, решила вмешаться в дела церковные: сменить руководство, да такое поставить, которое одно ухо наставляло бы к небу, а другое к Лубянке». Арестован патриарх Тихон - слал послания комиссарам, священству, пастве, обличающие уничтожение невинных, разорение страны («Закон-ребенок»). Проведены громкие церковные процессы с расстрелами. Коренное уничтожение религии все 20-е и 30-е годы - одна из важных целей НКВД-ГПУ. Сажали всех, кто не присягал новой власти; за воспитание детей в религиозном духе давали 10 лет (КРА). Правда, можно было отречься от религии... 1925 г. Поток за «сокрытие соцпроисхождения», за «бывшее соцположение». «Брали и дворянские семьи, и попросту окончивших университет. ЧК никогда не ошибается!» 1927 г. «Перетряхивают» всех бывших, сажают анархистов, эсеров, меньшевиков, интеллигенцию... и называют это «социальной профилактикой». «Эта оздоровительная работа полным ходом пошла... и сразу... показала пролетариату все причины... хозяйственных неудач и недостач». Конечно, вредительство! Билеты на поезд не достать? Вредительство на железных дорогах. Перебои со светом? Вредительство. Керосина не достанешь? Вредительство в нефтяной промышленности. Не во что одеться рабочему человеку? Вредительство текстильщиков. «Металлургическая, военная, машиностроительная, химическая, горнорудная... - всюду гнойные нарывы вредительства! Так в несколько лет сломали хребет старой русской инженерии, составлявшей славу нашей страны...» 1928 «Золотой» поток нэпманов (предпринимателей). Здесь свой интерес: государству нужно золото. 1929-1930 гг Поток раскулаченных, просто не желающих вступать в колхоз, всех тех, кто составлял суть деревни, ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть. Схватывали семьями (гнездами), без имущества, голыми, выбрасывали в тундру и тайгу. А города ничего бы и не заметили, если бы не потрясший их трехлетний странный голод - голод без засухи и без войны. Учитель. «Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют поверхностную цветущую жизнь». Отрывок из песни «Москва майская» на слова Лебедева – Кумача: (1937). «Кипучая, могучая, никем непобедимая...Страна моя, Москва моя – ты самая любимая..» Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он добился главного: вся советская общественность поняла - страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и всего-навсего одна статья УК была применена в атаке на народ. Пятьдесят восьмая. Измена Родине «Сталин добавил невиданные сроки по этой статье: 15, 20, и 25 лет». «Был нанесен крушащий удар по верхам партии, советского управления и самого НКВД». И вот картинка этих лет. Выступает заранее подготовленный ученик с выразительным чтением отрывка. На стене - портрет Сталина: Идет партийная конференция. Ее ведет новый секретарь райкома вместо недавно посаженного. В конце... обращение преданности товарищу Сталину. Все встают. В маленьком зале хлещут аплодисменты. Три минуты, четыре минуты, пять минут - они все еще бурные. Но уже болят ладони. Однако: кто же первый осмелится прекратить? 7 минут!8 минут!.. Они погибли! Они пропали! Еще в глуби зала, в тесноте, можно хоть чуть сжульничать, бить реже, - но в президиуме?! 9 минут! 10 минут! Озираясь друг на друга со слабой надеждой, изображая восторг, руководители района будут аплодировать... Безумие!.. И директор бумажной фабрики на 11-й минуте «опускается на свое место в президиуме. И о, чудо! Все разом на том же хлопке прекращают и тоже садятся. Они спасены! В ту же ночь директор бумажной фабрики был арестован. Ему мотают 10 лет, а следователь напоминает; - И никогда не бросайте аплодировать первым! 1940- 1941 гг. Поток жен за неотказ от мужей. Поток окруженцев (это те самые, кого первыми провожали на войну, кому досталось встретить тяжелейшие танковые удары немцев и в общем хаосе сколько-то времени провести в окружении и выйти оттуда). 58-1-6 10 лет. 1943-1946 гг. Гражданские, побывавшие под немцами или у немцев. 58-1-а. Военнослужащие, побывавшие в плену. 58-1-6. «Провинились» целые нации: калмыки, чечены, ингуши, балкары, карачаевцы, крымские татары - их в 24 часа переселяли в Сибирь, в Казахстан, на Север. 1948-1949-1950 гг. Повторники. («Это вы сидели?» - «Я». - «Получите еще десять».) Поток детей врагов народа (растут ведь - мстить еще задумают). Опять национальные «ручейки». Вот частные случаи («политические», «враги народа»): Студент донес, что лектор цитирует Ленина и Маркса, а Сталина не цитирует - и лектор уже не приходит на очередную лекцию. * У техника-электрика оборвался на его участке провод высокого напряжения., 20 лет. * Шесть геологов «за намеренное неоткрытие олова в недрах на случай прихода немцев» (донос). По десять лет. * Надежда Юденич арестована за фамилию. Через 9 месяцев установили, что не родственница. Выпустили (ну, там ерунда: за это время от волнения умерла мать). Полуграмотный печник любил в свободное время расписываться - это возвышало его перед самим собой. Расписывался на газетах. Его газету с росчерком по лицу Сталина обнаружили соседи. 10 лет. * Водопроводчик выключал в своей комнате репродуктор всякий раз, когда читали письма Сталину. Сосед донес. 8 лет. * ЧС - жены, не отрекшиеся от мужей. 8 лет (без права переписки). * Братья Борушко приехали из Польши еще мальчиками к своим родным. Теперь юношами они получили 10 лет. * 1941 г., начало войны, паника. Кто не бежал, не эвакуировался из Москвы, а остался в городе, покинутом советской властью - 58-10; солдаты, побывавшие в плену - 58-1; любой гражданин, побывавший под оккупацией - «Не перечесть всех, унавозивших ГУЛАГ...» Учитель. «Песня о Родине». Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. И вот «недавнего вольного, иногда гордого, всегда неподготовленного человека» следствие пытается «согнуть, протащить через узкую трубу, где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он о другом конце...» Достаточно личных признаний обвиняемого, а добывались они двумя методами, «простейшими приемами», которые «сламывают волю и личность арестанта». 2.Охарактеризуйте «простейшие приемы» на следствии, ломающие волю человека.
|