Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций





Скачать 55.21 Kb.
НазваниеЦели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций
Дата публикации10.08.2013
Размер55.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
"Но слава русских моряков с "Варягом" не ушла ко дну..."

Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций.

Оборудование: видеоматериалы о русско-японской войне 1904-1905 гг.; портреты выдающихся военачальников времён русско-японской войны.

Ход беседы

Учитель: Мы проиграли войну,

Но слава русских моряков

С "Варягом" не ушла ко дну

"Погибнуть с честью" - был девиз таков.

1-й ученик: Главнокомандующим сухопутными и морскими силами Росси был назначен вице-адмирал Алексеев Евгений Иванович, который в 1903-1905 гг. был царским наместником на Дальнем Востоке. Его помощник - командующий маньчжурской армией генерал-адъютант Куропаткин Алексей Николаевич.

2-й ученик: Куропаткин Алексей Николаевич. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. проявил себя храбрым офицером, был начальником штаба у генерала Скобелева, который якобы сказал ему: " Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя бог когда-нибудь взять себя на роль главного начальника: тебе не хватает решительности и твёрдости воли". В 1898 - 1904 гг. военный министр входил в политическую группу С.Ю. Витте, стремившуюся к экономической экспансии на Дальнем Востоке. Один из виновников неподготовленности Росси к войне с Японией. Во время русско-японской войны после отставки Алексеева стал командующими всеми вооружёнными силами на Дальнем Востоке. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещён с этого поста в марте 1905 г. после поражения русской армии под Мукденом.

1-й ученик: Командовать Тихоокеанским флотом в ходе русско-японской войны был назначен вице-адмирал Макаров Степан Осипович.

3-й ученик: Макаров Степан Осипович. Флотоводец, изобретатель, теоретик военно-морского дела, написавший более 50 научных работ, мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, исследователь Арктики. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг., во время которой немало способствовал активизации русских морских сил на Чёрном море. В 1897-1898 гг., будучи уже вице-адмиралом, построил по собственному проекту ледокол "Ермак", на котором плавал в морях Арктики. С 1898 г. главный командир Кронштадского порта и военный губернатор Кронштадта. 1 февраля 1904 г. назначен командующим 1 Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Он вдохнул энергию в моряков, заставив флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 г. на броненосце "Петропавловск", который подорвался на минной банке. А ведь никто не уделял большего внимания развитию минного оружия, никто так не предупреждал об его все возраставшей опасности, как сам Макаров! После его гибели флот ограничился оборонительными действиями.

1-й ученик: Русско-японскую войну делят на 3 хронологических периода.

1 период (26 января 1904г.-август 1904г.)

4-й ученик: 26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находившийся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец". Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру - шесть крейсеров, восемь миноносцев. После не равного ожесточённого боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли.

Учитель: Реже с "Варяга" несётся

Ворогу грозный ответ.

Чайки, снесите Отчизне

Русских героев привет!

Миру всему предайте,

Чайки, печальную весть,

Что в битве врагу не сдалися,

Пали за русскую честь!

Мы пре врагом не спустили

Славный андреевский флаг:

Сами взорвали "Кореец"

Нами потоплен "Варяг".

Плещут холодный волны,

Бьются о берег морской.

Чайки несутся в Россию,

Крики их полны тоской.

Песня моряков. (В исполнении учащихся).

Свистит и гремит и грохочет кругом,

Гром пушек, шипенье снарядов.

И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"

Подобен кромешному аду.

В предсмертных мученьях трепещут тела,

Гром пушек, и дым, и стенанья,

И судно охвачено морем огня,

Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи, с богом, ура!

Кипящее море под нами!

Не думали мы ещё с вами вчера,

Что нынче умрём пол волнами.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские прославят одни

Геройскую гибель "Варяга".

5-й ученик: 5 мая 1904 г. пять японских дивизий высадились на побережье Порт-Артура и атаковали близлежащий холм; после нескольких атак при поддержке морской артиллерий 27 мая холм был занят. Таким образом, генерал Ноги смог окружить Порт-Артур с суши и обстреливать русские корабли в гавани. Отрезав Порт-Артур от Маньчжурии, началась длительная 7-месячная его осада.

В августе 1904 г. в Маньчжурии 3 японские армии, продолжая наступление, соединились у Ляояна. Здесь 11-21 августа произошло сражение между 152-тысячной русской армией генерала А.Н.Куропаткина и японскими войсками маршала Оямы (130 000).

6-й ученик: Японцы планировали решительное наступление с обходом обоих флангов русской армии, однако их силы было недостаточны для решения такой задачи.

В этих условиях все атаки японцев были отбиты, и командующий японскими войсками дал приказ об отступлении, но Куропаткин опередил Ояму на 2 часа, также дав приказ об отступлении. Хотя русская армия превосходила по численности и была лучше оснащена, ей больше трудом удавалось сдерживать натиск противника по причине не знания местности, отсутствия карт, данных разведки. Преувеличенные сведения о силах противника заставили Куропаткина принять решение об отступлении к Мукдену.

2 период (сентябрь 1904 г. - февраль 1905 г.)

7-й ученик: После поражения под Ляояном судьбу войны решила оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Обороной руководил генерал Роман Кондратенко.

8-й ученик: Кондратенко Роман Исидорович - генерал -майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал Седьмой Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С началом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артура, организатор и герой её защиты. Погиб в декабре 1905 г., защищая крепость.

9-й ученик: После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

8-й ученик: За сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости - генералом Фоком, Рейсом, Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 г. приговорил Стесселя к расстрелу, заменённому десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае 1908 г. он был освобождён по распоряжению Николая Второго и уехал за границу.

10-й ученик: После падения Порт-Артура Куропаткин попытался разбить главные японские силы до прибытия им на помощь войск из-под Порт-Артура. Решающая битва произошла по Мукденом в феврале 1905 г.

По плану Куропаткина русские войска должны были, прикрывая Мукден с севера и запада, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге, обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденское сражение, беспрецедентное по напряжённости, длительности и масштабам (ширина фронта до 150 км), явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.

3 период (март - август 1905 г.)

11-й ученик: После сдачи Порт-Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжение бессмысленного похода на 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского их Кронштадта во Владивосток.

Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусимы. В нём участвовала 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием адмирала 3.П. Рожественского и японский флот (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец и 42 миноносца) под командованием адмирала Того.

12-й ученик: Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.

13-й ученик: Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сражения: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли получили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.

Видеофрагмент о заключении Портсмутского мира.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconРабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconРефераты учащихся на тему «Ленинград в годы Великой Отечественной войны»
Цели: Познакомить с произведением А. Ахматовой «Мужество». Совершенствование выразительности чтения, расширение литературоведческого...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПояснительная записка Цель дисциплины усвоение знаний о важнейших...
Цель дисциплины – усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconРеферат «Князь Дмитрий стал Донским, потому что он талант или гений?»
Продолжить формирование целостного представления о важнейших событиях в историческом пути России и крупных деятелях отечественной...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПояснительная записка Цели изучения русской литературы в 8 классе...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconКонспект урока по истории России Тема : по учебному плану «Начало...
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к подвигам старших поколений, чувства ответственности за судьбу страны
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПояснительная записка. Цели и задачи. Изучение литературы в средней...
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconКлассный час «Огонёк памяти»
Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций icon«возрождение»
Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у подростков, одна из важнейших задач, которая стоит сегодня перед системой образования....
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconВоспитание патриотизма и гражданственности на уроках истории
Основная часть: формирование гражданственности и патриотизма стр. 5
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПримерная программа наименование дисциплины «Отечественная история»
Цель курса «Отечественной истории» – обеспечение студентов знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconРабота классного руководителя «Наша Победа!»
Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций icon«Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций: опыт...
Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,...
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Формирование ценностных ориентаций учащихся – важнейшее условие повышения качества образования»
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: формирование чувства гражданственности, гордости за свое Отечество, воспитание любви к малой родине
Цели: расширение знаний учащихся о важнейших событиях отечественной истории; воспитание чувства национального самосознания, гражданственности; формирование ценностных ориентаций iconПояснительная записка Курс «История России XX века» состоит из двух...
Целью курса является усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск