Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района Преподаватель: Исаева Галина Леонидовна Тьютор: Гафарова Мария Александровна Учебная дисциплина: русский язык Тема: «Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные, относящиеся к разным частям слова» Целевая аудитория: 2 класс
Цели: Знать:
-части слова;
-основные орфограммы корня и способы их проверки;
-словарные слова с удвоенными согласными;
- правописание удвоенной согласной на границе морфем.
Понимать:
-алгоритм разбора по составу;
-правильность объединения в группу и нахождения «лишнего» слова;
-написание удвоенных согласных;
-преобразование словесного материала в схему.
Уметь:
-уметь писать слова с удвоенными согласными;
-выполнять морфологический разбор;
-группировать слова по заданному принципу.
Анализировать:
- подбирать слова к схеме;
-способ классификации.
Создавать:
-объяснять алгоритм действий при написании слов с орфограммами на стыке морфем;
-составлять предложения из деформированного текста.
Оценивать:
-значимость приобретения новых знаний правописания слов. Оборудование:
рабочая тетрадь по русскому языку часть №3;
карточки с заданиями для учащихся;
иллюстрация с изображением аллеи парка;
модель правописания удвоенных согласных на границе частей слова;
технологическая карта для учащихся.
Ход урока
№ п/п
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Примечания
| 1.
| Самоопределение в деятельности
|
|
|
| Вы знаете, что на каждом уроке мы делаем новые… (дополняют открытия, учимся новому). Вы готовы?
А еще мы учимся анализировать свою работу и товарищей …(как?) честно и справедливо. Будем совершенствоваться в этом умении?
| Ученики дополняют вступительное слово учителя.
|
| 2.
| Чистописание
|
| На доске представлены буквосочета-ния.
Приложение №1.
|
| - Выпишите буквосочетания с удвоенными согласными. - Помните, что это вы должны сделать правильно и красиво.
Учитель вычеркивает неверные.
- Оцените свою работу в карте.
| После выполнения задания ученики проверяют правильность выполнения. По очереди называют правильные.
|
| 3.
| Орфографическая разминка. Работа с предложением.
|
| На доске записано предложение.
Приложение №2.
|
| - А сейчас мы прочитаем предложение о том, чего сегодня в природе нам так не хватает.
- Где вы сейчас оказались?
На самом деле это изображение аллей Летнего сада в Петербурге. Мы там с вами обязательно побываем.
- Обозначьте все знакомые вам орфограммы, написание которых можете объяснить. Проверим.
Подсчитайте количество орфограмм, которые вы отметили самостоятельно и правильно.
Оцените в карте.
- Какие основные орфограммы в корне вам встретились?
- Каким способом вы их проверяли?
За правильный ответ вы получаете дополнительные баллы.
Учитель сам называет, кому проставить дополнительные баллы за правильный ответ.
- Одна из орфограмм – тема нашего урока, если посмотреть на строку чистописания, то вы догадаетесь.
- Где они находятся?
- Почему вы знаете его написание?
- Вы сегодня узнаете, что это орфограмма требует к себе очень внимательного отношения.
| Ответы учеников: зелени, солнца, в Екатерининском парке и т.д.
Непроизносимая согласная, парная согласная, безударная гласная, двойная согласная.
Дети называют способы подбора проверочных слов. Например, в слове солнце непроизносимая согласная -л-; проверяю ласковой формой –солнышко-. Осветили: безударная гласная –е- , проверяю по команде вопроса что? –свет-. Два-три ученика по очереди отмечают на доске. Остальные комментируют с места. Двойные согласные. В корне слова, потому что оно словарное.
Это иностранное слово.
| Показ иллюстрации с изображе-нием аллеи Летнего сада, пронизанной солнечными лучами.
Приложение №3.
| 4.
| Объявление темы урока
|
|
| 5.
| Объяснение нового материала
|
|
|
| Найди «лишнее» слово
|
| Работа в группах
|
| - Прочитайте слова, определите какое слово здесь «лишнее» и почему.
- Разберите слова по составу (каждый разбирает самостоятельно; проверка в группе). Сверьте с тем, как разобраны слова на доске.
Оцените работу в карте.
- Подумайте, какое слово может теперь оказаться «лишним» (обсуждение в группе).
Значит, где еще может писаться удвоенная согласная? Правильно, на границе частей слова.
- Распределите в группе бонус из 7 баллов по степени участия в работе и запишите баллы в карту.
| От группы выступает представитель, который четко может объяснить.
Слово пассажиры, т.к. оно употреблено во мн. ч.
Слово ранняя, потому что это название признака.
Слово класс: в нем удвоенная согласная на конце.
Слово ранняя: двойные согласные не в корне
| Слова даны в конвертах и на доске, правильный вариант разбора слов по составу. Приложение №4.
Если ученики не догадываются о месте расположения удвоенной согласной, то учитель акцентирует этот момент.
|
| Наблюдение над словами с удвоенными согласными.
Рабочая тетрадь, упр. №545
Приложение №5
Учебник, упр. №545, чтение вывода.
|
| Работа в парах.
|
| - Сейчас мы попробуем убедиться в наших открытиях.
Чтение темы «Новое об известных опасностях письма»
- Вы догадались, что нужно сделать со словами упр.№545?
Двойные согласные могут появляться в конце приставки и в начале корня.
- Обозначьте те части слов, в которых скрыта разгадка. Что удалось понять?
Действительно, удвоенные согласные пишутся и на границе частей слова.
Мы с вами самостоятельно сделали этот вывод.
Оцените правильность выполнения работы своим товарищем.
| Разобрать слова по составу.
Взаимопроверка.
Двойные согласные могут появляться в конце приставки и в начале корня, в конце корня и в начале суффикса.
Дети читают вывод в учебнике и сверяют его со своим.
|
| 6.
| Физкультминутка.
|
|
|
| Пора отдохнуть.
- Давайте вспомним стихи-игру «Карусели…»
А теперь я: «…мы с вами за парту сели» и продолжаем работу.
| Дети по очереди продолжают стихи, предлагая новые движения.
«… Карусели, карусели, мы с тобой на лошадь сели и поехали…»
| Стихи взяты из рассказа Л. Пантелеева «Карусели». Ученики сочиняли свое продолжение стихотворе-ния на уроках литературно-го чтения.
| 7.
| Закрепление изученного
|
|
|
| Упражнение в группировке слов по месту орфограммы (работа в парах).
|
| Слова даны по вариантам в конверте.
Приложение №6
|
| - Одинаковая ли причина появления в словах двойных согласных? Как вы это узнаете?
- Раскройте тайну, обозначив части слов. Распределите их в 2 группы. Запишите в 2 столбика.
- Проверьте друг друга, как справились с работой и выставите баллы в карту соседа.
Показ схематичного изображения нового правила.
- Как вы понимаете эту зашифрованную запись?
| Надо посмотреть, где они находятся,
разобрать слова по составу.
Выписывают сначала словарные слова, а затем те, где правописание объясняется составом слова.
Двойные согласные пишутся на границе приставки и корня, корня и суффикса.
|
Приложение №7
|
| Работа с деформированным текстом (работа в парах).
|
| Тексты в конверте.
Приложение №8
|
| Вы увлеченно работали весь урок. После же уроков у вас много еще интересных занятий. Вот об этом и рассказ. Вставьте подходящие по смыслу слова из слов для справок.
Проверьте друг друга в правильности написания.
Дополнительное задание (по желанию) - дописать про свое увлечение.
Оцените себя в карте.
| Ученики сначала в паре обсуждают, какое слово надо вставить, затем самостоятельно вписывают в свою карточку.
| Дополнительное задание можно предложить: написать о своем увлечении дома.
| 8.
| Итог.
|
|
|
| - Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Учитель распределяет дополнительные баллы за активность на уроке.
Общий подсчет баллов.
| Ответы учеников.
| Можно использовать схематичное изображение (приложение №7)
|
Приложение №1
нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, ее, мм, пп, пт, бб Приложение №2
Лучи солнца освещали все дорожки на аллеях парка.
Приложение №3
Приложение №4
пассажиры, класс, ранняя, перрон, ванна Приложение №5
рас сказ ран н ее
рас сып ать длин н ый
от толк нуть туман н ое Приложение №6
1 вариант: бессонный, суббота, весенний, шоссе, телеграмма, карманный, рассказать, хоккей
2 вариант: аккуратный, пассажир, осенний, классный, длинная, рассердился, хоккей
Приложение №7
н
н
н
Приложение №8
В нашем кла(с, сс)е все р.бята чем-то увлекаются. Вот Филипп ра(с, сс)матривает ___________ марок. Алла любит отгадывать дли(н, нн)ые _____________. Вокруг нее всегда _______ р.бят. Кирилл ходит в ба(с, сс)ейн, он еще и кла(с, сс)ный ________. Инна играет в __________. А Петя увлекается __________булочками.
Я_________________________________________________.
Слова для справок: аппетитными, коллекцию, хо(к, кк)еист, кроссворды, гру(п, ппа), те(н, нн)ис.
Технологическая карта урока
«Новое об известных опасностях письма» ученика (ученицы)
№ п/п
| Вид деятельности
| Баллы
| Мои баллы
| 1.
| Чистописание
|
|
|
| Я не сумел (а) выполнить задание
| 0
|
| Я сумел (а) выполнить правильно, но написал(а) некрасиво
| 1
|
| Я все сделал (а) правильно и красиво
| 2
|
| 2.
| Работа с предложением
|
|
|
| Я нашел 1 или 2 орфограммы
| 0
|
| Я отметил (а) меньше 3- 5 орфограмм
| 1
|
|
| Я нашел (а) 6-8 орфограмм
| 2
|
| Я нашел 9 и больше орфограмм
| 3
|
| Дополнительные баллы
| 1
|
| 3.
| Найди «лишнее» слово (работа в группах)
|
|
|
| Я допустил (а) больше 2-х ошибок
| 0
|
|
| Я допустил (а) 2 ошибки
| 1
|
| Я все слова разобрал (а) верно
| 2
|
| Дополнительные баллы (всего 7; распределить на всех)
|
|
| 4.
| Наблюдение над словами с удвоенными согласными (рабочая тетрадь с.15 упр.№544).
Поставь баллы в карту соседа
|
|
|
| Я допустил(а) 2 и более ошибок
| 0
|
|
| Я допустил (а) 1 ошибку
| 1
|
| Я разобрал (а) без ошибок
| 2
|
|
| Дополнительные баллы
| 1
|
| 5.
| Упражнение в группировке слов по месту орфограммы (рабочая тетрадь с.16 упр. №546).
Поставь баллы в карту соседа
|
|
|
| Я не сумел (а) выполнить задание
| 0
|
|
| Я допустил (а) 2 ошибки
| 1
|
|
| Я допустил (а) 1 ошибку
| 2
|
|
| Я выполнил (а) без ошибок
| 3
|
| 6.
| Работа с текстом.
|
|
|
| Я не выполнил (а) задание
| 0
|
|
| Я допустил (а) 3 и более ошибок
| 1
|
|
| Я допустил (а) 1-2 ошибки
| 2
|
|
| Я выполнил (а) без ошибок
| 3
|
|
| Дополнительные баллы
| 1-3
|
|
| Активность на уроке
| 2
|
|
| ВСЕГО:
|
|
| Если я набрал (а)
От 15 до 23 – «5»
От 10до 15 – «4»
От 7 до 9 – «3»
________________________________________________________________ |