Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 364.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации02.05.2014
Размер364.48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Военное дело > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий».

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дирижирование».

Автор-составитель: Хоменко В.М., Заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов.

Федеральный компонент Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования.

Обязательный минимум содержания УМК.

Дирижирование. Всего 320 ч.

Практическое освоение репертуара для оркестров русских народных инструментов, относящегося к разным эпохам и музыкальным стилям. Изучение партитур для симфонического оркестра, клавирной музыки. Совершенствование мануальной техники – основного средства передачи художественного содержания музыки. Усвоение навыков исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе.

Изучение специальной методической литературы по вопросам техники дирижирования, исполнительской интерпретации. Воспитание самостоятельности мышления, приобретение навыков работы с солистами-инструменталистами и вокалистами.

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………........

-3-

Методические рекомендации…………………………………………...........................

-6-

Учебный план……………………………………………………………………………

-9-

Основное содержание курса…………………………………………………………….

-10-

Учебно-методическое обеспечение комплекса………………………………………..

-17-

Примерный репертуарный список…………………………………………………….

-25-

Список методической литературы…………………………………………………….

-28-

Обучающие материалы (CD, DVD и др.)……………………………………………...

-29-

Материальное обеспечение дисциплины……………………………………………...

-29-


Пояснительная записка

Дисциплина «Дирижирование» входит в федеральный компонент УМК государственного образовательного стандарта, по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты», СД.Ф.05 Дирижирование: практическое освоение репертуара оркестров для русских народных инструментов, относящегося к разным школам и периодам истории музыки; совершенствование мануальной техники; усвоение методики анализа партитур предшествующего репетиционной работе; изучение специальной учебно-педагогической литературы; творческое сотрудничество дирижера с солистами.

Дирижирование, как и всякая учебная дисциплина, обладает своими, присущими ему характеристиками, занимает свое незаменимое место в подготовке специалиста. Это место определяется специфическим содержанием, целями и задачами, формами проведения занятий, средствами и способами воздействия на студентов.

Общей целью дисциплины дирижирование, является подготовка высококвалифицированного музыканта, специалиста в области инструментального исполнительства. А его специфическая, неповторимая цель состоит в формировании способностей к глубокому постижению музыки. В органичном единстве с развитием умений воплощать и передавать ее мануально – пластическими средствами музыкантам оркестра. Такая целевая неповторимость обусловлена, прежде всего, тем, что никакая другая учебная дисциплина не предполагает и не располагает возможностями формирования этой, сугубо дирижерской, комплексной способности – умения.

В качестве самостоятельного учебного предмета дирижирование в его нынешнем виде утвердилось сравнительно недавно. После зарождения дирижерского искусства в течение длительного времени, около века, оно осваивалось эмпирически, так называемым «самодеятельным» способом. Считалось, что дирижеру нужно основательное общемузыкальное образование и особая природная одаренность. А какое-то специальное обучение дирижерским навыкам не нужно, да и, в принципе невозможно. Бытовало общее мнение, что «дирижером надо родиться». И этим все вроде бы ставилось на свое место. Каждый желающий заниматься дирижированием, имел добротные знания по истории и теории музыки, гармонии, контрапункту и т.п., богатый композиторский или инструментально-исполнительский опыт, развитое дирижерско-оркестровое мышление, осваивал технические приемы, наблюдая за работой дирижеров-профессионалов и копируя их действия.

С полным основанием такой способ можно назвать самообучением. Его продуктивность была весьма ограниченной. Настоящими, высококлассными дирижерами становились только неординарные люди, наделенные великолепным общемузыкальным и собственно дирижерским дарованием. Большинство же так и не дотягивало до уровня подлинного профессионализма.

Постепенно, по мере того, как росло количество оркестров, а дирижирование завоевывало все более прочные позиции в качестве самостоятельного исполнительского искусства, формировалось и убеждение, что дирижер – это не только призвание, но и профессия, а любой профессии можно и нужно учить, можно и нужно учиться. Вследствие этого занятия дирижированием начинают понемногу вводить в консерваториях.

В Росси первые попытки наладить дирижерскую подготовку были предприняты на композиторских отделениях Петербургской, Московской консерваторий в 70-х годах XIX века. Для студентов-композиторов была введена дирижерская практика, благодаря которой они получили возможность на двух последних курсах поработать со студенческим оркестром. Но классных занятий не было и мануальной технике перед выходом к оркестру их никто не обучал. А потому осваивать ее они должны были опять-таки путем самообучения.

Новый шаг в придании дирижированию статуса полноценной учебной дисциплины был сделан в Петербургской консерватории в 1912 году. Срок обучения по этому предмету был увеличен до 4-х лет, а к работе с оркестром добавились групповые занятия в классе. В основном они посвящались знакомству с музыкой различных стилей и направлений, анализу инструментовки, формы произведения, вариантов трактовки и т.п. Обучению мануально-техническим навыкам внимания уделялось очень мало.

Свой современный вид дирижирование как учебная дисциплина приобрело в 1923 году. Занятия по этому предмету стали проводиться в индивидуальной форме. Основное место в них заняла дирижерская проработка музыкальных произведений с преподавателем. Студент, изучая партитуру произведения во всех ее деталях, формировал в своем сознании его идеальный звуковой образ и одновременно учился выражать и передавать его посредством дирижерских жестов оркестру, роль которого выполняли концертмейстеры пианисты. Наработанные в классе умения закреплялись и развивались потом на занятиях с оркестром.

Обеспечивая формирование специфической способности дирижера трансформировать свои исполнительские намерения в жесты, занятия дирижированием вместе с тем содержат в себе богатейшие возможности для развития многих других способностей, навыков и умений, необходимых дирижеру: музыкального слуха и музыкальной памяти, чувства ритма и темпа. Уроки дирижирования, если они основываются на глубокой проработке разнообразного музыкального материала, являются богатейшим источником накопления музыкально-эстетических, исторических, теоретических и иных профессиональных знаний и эмоционально-слуховых переживаний, средством интенсивной тренировки и совершенствования способностей к эмоциональному постижению и рационально-логическому осмыслению музыки.

В этом исторически сложившемся виде и содержании дирижирование входит в состав учебных предметов, обеспечивающих специальную подготовку руководителя народного оркестра как разновидности коллектива художественного творчества.

Основными формами занятий по дирижированию являются индивидуальные уроки и репетиционная работа с оркестром. Неотъемлемой частью учебного процесса выступает и дирижерская практика в оркестровых коллективах домов и дворцов культуры, детских школ искусств, домов детского творчества и т.д. Важную роль в овладении дирижерским мастерством играют и такие формы как посещение открытых уроков и оркестровых репетиций, прослушивание концертов, просмотр соответствующих видеозаписей и телепередач, чтение специальной литературы, игра в оркестре.

Занятия в индивидуальном классе проходят с 1 по 4 курс. Общий объем курса 320 часов, 140 аудиторных и 180 часов – самостоятельная работа. Каждый семестр, за исключением четвертого завершается экзаменом, а четвертый контрольным уроком. В десятом семестре студент готовит на базе практики с оркестром концертную программу, которая является практической частью выпускной квалификационной работы.

При составлении комплекса использованы:

  1. Программа и методические рекомендации по дисциплине «Дирижирование» специальности 050900 (070101) «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты». Дополнительная профессиональная образовательная программа по специализации «Оркестровые народные инструменты». Составитель Вольфович В.А. Челябинск, 2006 г.

  2. Методическая разработка для высших и средних специальных учебных заведений искусств и культуры «Самостоятельная работа дирижера над оркестровой партитурой». Составитель Чистяков В.В. ГМПИ им. Гнесиных. Москва, 1991 г.

  3. Программа ЧГАКИ «История оркестровых стилей». Составитель Кузьмин А.Р. Челябинск, 2006 г.


Методические рекомендации

Обучение и воспитание дирижера – это чрезвычайно многогранный и кропотливый процесс, где любая, даже самая мелкая на первый взгляд деталь имеет большое значение. И преподаватель дирижирования, чтобы обеспечит результативность учебно-воспитательного процесса, должен с предельной тщательностью учитывать все его нюансы.

Главным средством формирования дирижера народного оркестра является музыка. Понятно, от того, какой репертуар изучается на уроках дирижирования, как строится работа над ним, и будут зависеть основные результаты. Важное значение в этом контексте имеет подбор репертуара как для занятий в классе, так и для дирижерской практики в оркестре.

Корректирующая роль в обеспечении методики грамотного подбора учебного репертуара играют принципы дидактики, такие как принцип индивидуального подхода, воспитывающего обучения, последовательности, доступности, творческой активности и самостоятельности студента. Следует постоянно учитывать и принцип художественной ценности произведений. Согласно этим принципам репертуарный план каждого студента должен охватывать самый широкий спектр музыкальных жанров и стилей. Особое и постоянное место в нем должны занимать произведения для оркестра народных инструментов, с которым в дальнейшем будет связана профессиональная деятельность выпускников специализации. Неотъемлемой его частью должен быть и оркестровый аккомпанемент солистам-инструменталистам и вокалистам. В репертуаре должны учитываться индивидуальные особенности и личностные качества студента, его сильные и слабые стороны. Уровень его общекультурного и музыкального развития, оркестрового мышления и мануально-технической подготовки.

Что касается процесса овладения мануально-технической стороной дирижирования, то в этом преподавателю необходимо постоянно руководствоваться принципами эффективности дирижерской техники звуко-движения, упреждения звучания, графической ясности жеста, свободы движений и художественной целесообразности. Строгая реализация этих принципов, больше известных под названием общих принципов постановки аппарата, позволит преподавателю вести своего воспитанника правильным путем, уберегая его от всевозможных ошибок, добиваясь высоких результатов в его развитии.

Не менее важно, с точки зрения качества обучения и воспитания дирижера, правильно выстраивать процесс работы над произведением. Дирижерская педагогика выработала рациональные подходы к решению этой проблемы. Согласно им весь процесс разучивания музыкального произведения в дирижерском классе принято подразделять на 3 этапа: предварительный, основной и заключительный.

Первый этап посвящается начальному знакомству с произведением путем его прослушивания и зрительного анализа текста. Результатом должно стать эскизное представление о содержательно-формальных контурах произведения. Пренебрегать этим этапом, несмотря на кажущуюся его малозначимость, ни в коем случае нельзя.

На втором этапе ведется тщательная, детальная проработка произведения, с постепенным проникновением в его эмоционально-образное содержание, формированием исполнительского замысла и овладением мануально-техническими средствами его воплощения.

Поскольку внутрислуховое представление является первичным по отношению к дирижерскому жесту, а осознание музыки должно предшествовать ее мануально-техническому освоению, поскольку второй этап работы над произведением начинается со скрупулезного его изучения. Наиболее доступный студенту способ изучения произведения – с помощью фортепиано, которое активно дополняется освоением с помощью внутреннего слуха. Результатом этой работы должно стать умение мысленно воспроизводить музыку, на основе чего только и может вестись ее мануальное воплощение.

При этом главная задача преподавателя состоит в том, чтобы побудить студента к тщательной проработке произведения, добиться его прочного знания и понимания. Он ни в коем случае не должен проводить занятия, если студент не выучил наизусть, хотя бы начальный период пьесы. Иначе уроки дирижирования превратятся в гимнастические движения под музыку.

Основной принцип действия преподавателя в процессе мануального освоения музыки состоит в том, что на уроках он внимательно вглядывается, «вслушивается» в действия студента и последовательно добивается устранения недостатков. Как и в работе с инструменталистами, ему приходится вычленять отдельные отрезки и тщательно их прорабатывать, объединяя в одно целое. Важнейшую роль при этом играет внимательность и целеустремленность, умение увидеть ошибку, определить ее причину и найти наиболее результативные пути ее преодоления и достижения поставленной цели. Причем недостаточно, обнаружив ошибку, сделать соответствующее замечание и рассказать о способах ее устранения. Надо, чтобы студент здесь же, на уроке, под руководством преподавателя добился хотя бы частичного ее исправления, уловил физически, а не только рассудочно, правильный способ выполнения неполучающегося приема.

Добиваясь от студента глубокого постижения исполняемой музыки, эмоциональной отзывчивости на нее, преподаватель и сам не должен относиться к ней равнодушно. Более того, он должен «заражать» студента своим опытом музыкального восприятия, живо и непосредственно реагируя на яркие места, оригинальные композиторские находки, особо выразительные обороты, неповторимые проявления авторского стиля и т.п.

Понятно, что в начале работы жесты студента будут носить весьма приблизительный, а то и случайный характер. Но постепенно, по мере вживания в музыку, они будут насыщаться все новыми и новыми элементами выразительности, все более и более приближаясь к идеальной модели. Вместе с тем, двигательные действия мало по малу закрепляются, доходя до автоматизма. Дирижирование из-под контрольной, управляемой сознанием деятельности, переходит в спонтанно протекающий процесс, при котором сознание сосредотачивается на выполнении творческих задач.

Третий этап работы над произведением – это этап достижения целостности. Основное его содержание составляет выявление взаимосвязей, взаимообусловленности разделов, построений, отработка переходов между ними, их агогического, динамического и, наконец, образно смыслового соотношения. Большое значение в этом процессе имеет и выявление кульминаций отдельных построений и главной кульминации всего произведения. Необходимым условием всей этой работы является знание музыки наизусть, которое облегчает охват произведения в его целостности и его выстраивание, соподчинение всех его структурно выразительных компонентов.

Здесь все подчинено реализации исполнительского замысла, передаче образного содержания музыки. А это требует от студента максимальной мобилизации всех его творческих сил и способностей и тем самым оказывает сильнейшее влияние на их развитие. Для большей плодотворности данного процесса надо создавать студенту больше возможностей для дирижирования всем произведением с начала и до конца без остановок, облегчая охват целого и формируя исполнительскую волю и сценическую выдержку. Целесообразно, чтобы такие прогоны проходили не в пустой аудитории, а в присутствии товарища, соучеников по дирижерскому классу.

Итоговым моментом процесса работы над произведением в дирижерском классе является его сдача, проходящая, как правило, в форме публичного выступления перед комиссией.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск