Скачать 364.48 Kb.
|
ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий». Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дирижирование». Автор-составитель: Хоменко В.М., Заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов. Федеральный компонент Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования. Обязательный минимум содержания УМК. Дирижирование. Всего 320 ч. Практическое освоение репертуара для оркестров русских народных инструментов, относящегося к разным эпохам и музыкальным стилям. Изучение партитур для симфонического оркестра, клавирной музыки. Совершенствование мануальной техники – основного средства передачи художественного содержания музыки. Усвоение навыков исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе. Изучение специальной методической литературы по вопросам техники дирижирования, исполнительской интерпретации. Воспитание самостоятельности мышления, приобретение навыков работы с солистами-инструменталистами и вокалистами. Оглавление
Пояснительная записка Дисциплина «Дирижирование» входит в федеральный компонент УМК государственного образовательного стандарта, по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты», СД.Ф.05 Дирижирование: практическое освоение репертуара оркестров для русских народных инструментов, относящегося к разным школам и периодам истории музыки; совершенствование мануальной техники; усвоение методики анализа партитур предшествующего репетиционной работе; изучение специальной учебно-педагогической литературы; творческое сотрудничество дирижера с солистами. Дирижирование, как и всякая учебная дисциплина, обладает своими, присущими ему характеристиками, занимает свое незаменимое место в подготовке специалиста. Это место определяется специфическим содержанием, целями и задачами, формами проведения занятий, средствами и способами воздействия на студентов. Общей целью дисциплины дирижирование, является подготовка высококвалифицированного музыканта, специалиста в области инструментального исполнительства. А его специфическая, неповторимая цель состоит в формировании способностей к глубокому постижению музыки. В органичном единстве с развитием умений воплощать и передавать ее мануально – пластическими средствами музыкантам оркестра. Такая целевая неповторимость обусловлена, прежде всего, тем, что никакая другая учебная дисциплина не предполагает и не располагает возможностями формирования этой, сугубо дирижерской, комплексной способности – умения. В качестве самостоятельного учебного предмета дирижирование в его нынешнем виде утвердилось сравнительно недавно. После зарождения дирижерского искусства в течение длительного времени, около века, оно осваивалось эмпирически, так называемым «самодеятельным» способом. Считалось, что дирижеру нужно основательное общемузыкальное образование и особая природная одаренность. А какое-то специальное обучение дирижерским навыкам не нужно, да и, в принципе невозможно. Бытовало общее мнение, что «дирижером надо родиться». И этим все вроде бы ставилось на свое место. Каждый желающий заниматься дирижированием, имел добротные знания по истории и теории музыки, гармонии, контрапункту и т.п., богатый композиторский или инструментально-исполнительский опыт, развитое дирижерско-оркестровое мышление, осваивал технические приемы, наблюдая за работой дирижеров-профессионалов и копируя их действия. С полным основанием такой способ можно назвать самообучением. Его продуктивность была весьма ограниченной. Настоящими, высококлассными дирижерами становились только неординарные люди, наделенные великолепным общемузыкальным и собственно дирижерским дарованием. Большинство же так и не дотягивало до уровня подлинного профессионализма. Постепенно, по мере того, как росло количество оркестров, а дирижирование завоевывало все более прочные позиции в качестве самостоятельного исполнительского искусства, формировалось и убеждение, что дирижер – это не только призвание, но и профессия, а любой профессии можно и нужно учить, можно и нужно учиться. Вследствие этого занятия дирижированием начинают понемногу вводить в консерваториях. В Росси первые попытки наладить дирижерскую подготовку были предприняты на композиторских отделениях Петербургской, Московской консерваторий в 70-х годах XIX века. Для студентов-композиторов была введена дирижерская практика, благодаря которой они получили возможность на двух последних курсах поработать со студенческим оркестром. Но классных занятий не было и мануальной технике перед выходом к оркестру их никто не обучал. А потому осваивать ее они должны были опять-таки путем самообучения. Новый шаг в придании дирижированию статуса полноценной учебной дисциплины был сделан в Петербургской консерватории в 1912 году. Срок обучения по этому предмету был увеличен до 4-х лет, а к работе с оркестром добавились групповые занятия в классе. В основном они посвящались знакомству с музыкой различных стилей и направлений, анализу инструментовки, формы произведения, вариантов трактовки и т.п. Обучению мануально-техническим навыкам внимания уделялось очень мало. Свой современный вид дирижирование как учебная дисциплина приобрело в 1923 году. Занятия по этому предмету стали проводиться в индивидуальной форме. Основное место в них заняла дирижерская проработка музыкальных произведений с преподавателем. Студент, изучая партитуру произведения во всех ее деталях, формировал в своем сознании его идеальный звуковой образ и одновременно учился выражать и передавать его посредством дирижерских жестов оркестру, роль которого выполняли концертмейстеры пианисты. Наработанные в классе умения закреплялись и развивались потом на занятиях с оркестром. Обеспечивая формирование специфической способности дирижера трансформировать свои исполнительские намерения в жесты, занятия дирижированием вместе с тем содержат в себе богатейшие возможности для развития многих других способностей, навыков и умений, необходимых дирижеру: музыкального слуха и музыкальной памяти, чувства ритма и темпа. Уроки дирижирования, если они основываются на глубокой проработке разнообразного музыкального материала, являются богатейшим источником накопления музыкально-эстетических, исторических, теоретических и иных профессиональных знаний и эмоционально-слуховых переживаний, средством интенсивной тренировки и совершенствования способностей к эмоциональному постижению и рационально-логическому осмыслению музыки. В этом исторически сложившемся виде и содержании дирижирование входит в состав учебных предметов, обеспечивающих специальную подготовку руководителя народного оркестра как разновидности коллектива художественного творчества. Основными формами занятий по дирижированию являются индивидуальные уроки и репетиционная работа с оркестром. Неотъемлемой частью учебного процесса выступает и дирижерская практика в оркестровых коллективах домов и дворцов культуры, детских школ искусств, домов детского творчества и т.д. Важную роль в овладении дирижерским мастерством играют и такие формы как посещение открытых уроков и оркестровых репетиций, прослушивание концертов, просмотр соответствующих видеозаписей и телепередач, чтение специальной литературы, игра в оркестре. Занятия в индивидуальном классе проходят с 1 по 4 курс. Общий объем курса 320 часов, 140 аудиторных и 180 часов – самостоятельная работа. Каждый семестр, за исключением четвертого завершается экзаменом, а четвертый контрольным уроком. В десятом семестре студент готовит на базе практики с оркестром концертную программу, которая является практической частью выпускной квалификационной работы. При составлении комплекса использованы:
Методические рекомендации Обучение и воспитание дирижера – это чрезвычайно многогранный и кропотливый процесс, где любая, даже самая мелкая на первый взгляд деталь имеет большое значение. И преподаватель дирижирования, чтобы обеспечит результативность учебно-воспитательного процесса, должен с предельной тщательностью учитывать все его нюансы. Главным средством формирования дирижера народного оркестра является музыка. Понятно, от того, какой репертуар изучается на уроках дирижирования, как строится работа над ним, и будут зависеть основные результаты. Важное значение в этом контексте имеет подбор репертуара как для занятий в классе, так и для дирижерской практики в оркестре. Корректирующая роль в обеспечении методики грамотного подбора учебного репертуара играют принципы дидактики, такие как принцип индивидуального подхода, воспитывающего обучения, последовательности, доступности, творческой активности и самостоятельности студента. Следует постоянно учитывать и принцип художественной ценности произведений. Согласно этим принципам репертуарный план каждого студента должен охватывать самый широкий спектр музыкальных жанров и стилей. Особое и постоянное место в нем должны занимать произведения для оркестра народных инструментов, с которым в дальнейшем будет связана профессиональная деятельность выпускников специализации. Неотъемлемой его частью должен быть и оркестровый аккомпанемент солистам-инструменталистам и вокалистам. В репертуаре должны учитываться индивидуальные особенности и личностные качества студента, его сильные и слабые стороны. Уровень его общекультурного и музыкального развития, оркестрового мышления и мануально-технической подготовки. Что касается процесса овладения мануально-технической стороной дирижирования, то в этом преподавателю необходимо постоянно руководствоваться принципами эффективности дирижерской техники звуко-движения, упреждения звучания, графической ясности жеста, свободы движений и художественной целесообразности. Строгая реализация этих принципов, больше известных под названием общих принципов постановки аппарата, позволит преподавателю вести своего воспитанника правильным путем, уберегая его от всевозможных ошибок, добиваясь высоких результатов в его развитии. Не менее важно, с точки зрения качества обучения и воспитания дирижера, правильно выстраивать процесс работы над произведением. Дирижерская педагогика выработала рациональные подходы к решению этой проблемы. Согласно им весь процесс разучивания музыкального произведения в дирижерском классе принято подразделять на 3 этапа: предварительный, основной и заключительный. Первый этап посвящается начальному знакомству с произведением путем его прослушивания и зрительного анализа текста. Результатом должно стать эскизное представление о содержательно-формальных контурах произведения. Пренебрегать этим этапом, несмотря на кажущуюся его малозначимость, ни в коем случае нельзя. На втором этапе ведется тщательная, детальная проработка произведения, с постепенным проникновением в его эмоционально-образное содержание, формированием исполнительского замысла и овладением мануально-техническими средствами его воплощения. Поскольку внутрислуховое представление является первичным по отношению к дирижерскому жесту, а осознание музыки должно предшествовать ее мануально-техническому освоению, поскольку второй этап работы над произведением начинается со скрупулезного его изучения. Наиболее доступный студенту способ изучения произведения – с помощью фортепиано, которое активно дополняется освоением с помощью внутреннего слуха. Результатом этой работы должно стать умение мысленно воспроизводить музыку, на основе чего только и может вестись ее мануальное воплощение. При этом главная задача преподавателя состоит в том, чтобы побудить студента к тщательной проработке произведения, добиться его прочного знания и понимания. Он ни в коем случае не должен проводить занятия, если студент не выучил наизусть, хотя бы начальный период пьесы. Иначе уроки дирижирования превратятся в гимнастические движения под музыку. Основной принцип действия преподавателя в процессе мануального освоения музыки состоит в том, что на уроках он внимательно вглядывается, «вслушивается» в действия студента и последовательно добивается устранения недостатков. Как и в работе с инструменталистами, ему приходится вычленять отдельные отрезки и тщательно их прорабатывать, объединяя в одно целое. Важнейшую роль при этом играет внимательность и целеустремленность, умение увидеть ошибку, определить ее причину и найти наиболее результативные пути ее преодоления и достижения поставленной цели. Причем недостаточно, обнаружив ошибку, сделать соответствующее замечание и рассказать о способах ее устранения. Надо, чтобы студент здесь же, на уроке, под руководством преподавателя добился хотя бы частичного ее исправления, уловил физически, а не только рассудочно, правильный способ выполнения неполучающегося приема. Добиваясь от студента глубокого постижения исполняемой музыки, эмоциональной отзывчивости на нее, преподаватель и сам не должен относиться к ней равнодушно. Более того, он должен «заражать» студента своим опытом музыкального восприятия, живо и непосредственно реагируя на яркие места, оригинальные композиторские находки, особо выразительные обороты, неповторимые проявления авторского стиля и т.п. Понятно, что в начале работы жесты студента будут носить весьма приблизительный, а то и случайный характер. Но постепенно, по мере вживания в музыку, они будут насыщаться все новыми и новыми элементами выразительности, все более и более приближаясь к идеальной модели. Вместе с тем, двигательные действия мало по малу закрепляются, доходя до автоматизма. Дирижирование из-под контрольной, управляемой сознанием деятельности, переходит в спонтанно протекающий процесс, при котором сознание сосредотачивается на выполнении творческих задач. Третий этап работы над произведением – это этап достижения целостности. Основное его содержание составляет выявление взаимосвязей, взаимообусловленности разделов, построений, отработка переходов между ними, их агогического, динамического и, наконец, образно смыслового соотношения. Большое значение в этом процессе имеет и выявление кульминаций отдельных построений и главной кульминации всего произведения. Необходимым условием всей этой работы является знание музыки наизусть, которое облегчает охват произведения в его целостности и его выстраивание, соподчинение всех его структурно выразительных компонентов. Здесь все подчинено реализации исполнительского замысла, передаче образного содержания музыки. А это требует от студента максимальной мобилизации всех его творческих сил и способностей и тем самым оказывает сильнейшее влияние на их развитие. Для большей плодотворности данного процесса надо создавать студенту больше возможностей для дирижирования всем произведением с начала и до конца без остановок, облегчая охват целого и формируя исполнительскую волю и сценическую выдержку. Целесообразно, чтобы такие прогоны проходили не в пустой аудитории, а в присутствии товарища, соучеников по дирижерскому классу. Итоговым моментом процесса работы над произведением в дирижерском классе является его сдача, проходящая, как правило, в форме публичного выступления перед комиссией. |