Использвание инструкционно-технологических карт при обучении по профессии «Сварщик».
Введение стандартов нового поколения обусловлено изменениями в социально-экономическом развитии общества, требованиями, которые ставит действительность, причем, особенный упор сделан на заказ работодателей.
В основе разработки Федеральных Государственных Образовательных стандартов третьего поколения лежит модульно-компетентностный подход.
Согласно типовому положению об образовательном учреждении начального профессионального образования в образовательном учреждении начального профессионального образования устанавливаются такие виды учебных занятий, как учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Целью учебной практики является приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии. Целью производственной практики - формирование общих и профессиональных компетенций; комплексное освоение обучающихся всех видов профессиональной деятельности по профессии начального профессионального образования, заложенных в ФГОС НПО. Следовательно, чтобы подготовить квалифицированных рабочих для производства, необходимо их научить разбираться с технической документацией, так как это требование - одно из важнейших показателей профессиональной компетентности. Вот почему от учебной документации, которая на самых первых этапах обучения может иметь упрощенный характер, требуется постепенное приближение, а затем и полное соответствие технической и технологической документации, установленной для производства и соответствующей стандартам. Это требование является обязательным условием обучения специальности.
Технологические карты, применяемые на уроках учебной практики, учат обучающихся вырабатывать привычку к соблюдению строгой технологической дисциплины и последовательности всех действий. Технологическая карта должна быть четкой, ясной.
Если для первых этапов обучения используется принцип "делать только так!", то со временем обучения оправданы технологические карты с неполными данными, требующие от учащихся выполнения расчетов, обращения к справочной литературе и т.п.
Одним из важнейших способов повышения эффективности урока производственного обучения и, особенно, выработки у обучающихся привычки самоконтроля, является использование инструкционных карт. Главное их отличие от обычной технологической документации - в наличии инструкционных указаний, позволяющих учащимся без вмешательства мастера самим проконтролировать правильность своих действий.
Чтобы облегчить усвоение материала, в картах приведены рисунки, раскрывающие приемы работ, технику и технологию сварки, рациональную организацию рабочих мест. Необходимо с первых дней обучения привить обучающимся рациональные приемы выполнения работ.
При разработке инструкционно-технологических карт значительное место отводится производственному обучению по операциям. Пользуясь картами, обучающиеся отрабатывают навыки оценивания своих действий не только по конечным результатам выполненной работы, но и по операциям производственного процесса. Они начинают понимать назначение и роль каждой операции в обеспечении высокого качества работы, привыкают самостоятельно принимать решения для предупреждения брака. Этим формируются навыки технологической дисциплины.
Чтобы научить обучающихся планировать время на выполнение каждой операции, использую коэффициент нормы времени и выработки на единицу работ с учетом конкретных условий производства.
Карты помогают обучающимся выбрать рациональные формы и методы организации труда на рабочем месте, усвоить правила техники безопасности и промышленной санитарии, определить необходимые материал, инструменты и приспособления, а также последовательность выполнения технологических операций и рациональные приемы труда.
В конечном итоге выпускники учебных заведений НПО в совершенстве должны владеть своей профессией, активно стремиться к овладению прогрессивной технологией. Для этого требуется изучать опыт новаторов и передовиков, широко освещаемый в специальной литературе, и внедрять его в производство, постоянно повышать свою квалификацию.
При подготовке к занятиям учебной практики я разрабатываю и использую инструкционные и инструкционно-технологические карты для прочного освоения обучающимися профессии «Сварщик».
Инструкционно-технологическая карта
« Ручная дуговая сварка неповоротного горизонтального стыка труб»
№
| Эскизы по переходам
| Операции
| Инструктивные указания по выполнению работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Подготовка стыков труб под сварку
|
| Выполняется механической обработкой либо путем термической резки или строжки с последующей механической обработкой резцом, фрезой, абразивным инструментом.
Подготовленные кромки не должны иметь вырывов, заусенцев, резких переходов и острых углов.
| 2
| Сборка стыков труб
|
| При сборке стыков с односторонней разделкой кромок необходимо смотреть за смещением внутренних кромок. Подготовленные кромки и прилегаюшие к ним участки должны быть зачищены механическим способом до металлического блеска и обезжирены на ширину не менее 20мм с наружной и не менее 10мм с внутренней стороны.
При сборке стыков труб под сварку следует пользоваться центровочными приспособлениями, предпочтительно инвентарными, непривариваемыми к трубам.
Прямолинейность труб в стыке (отсутствие переломов) и смещение кромок проверяют линейкой длиной 400 мм, прикладывая ее в трех-четырех местах по окружности стыка.
В правильно собранном стыке просвет между концом линейки и поверхностью трубы должен быть не более 1,5 мм, а в сваренном стыке - не более 3мм.
| 3
| Выбор режима сварки
| Подобрать и рассчитать:
-род тока и полярность;
-напряжение дуги;
-угол наклона электрода;
-скорость сварки (по усмотрению сварщика);
-силу сварочного тока
dэл 1-2 3-4 5-6
К 25-30 30-45 45-60
Iсв. = K*dэл
(I д.б. уменьшен на 10-15% против принятого для сварки в нижнем положении).
| Для корневого шва применяют электрод диаметром 3 мм. Сила тока - в потолочном положении 80-95 А. На вертикали ток рекомендуется уменьшить до 75-90 А. При сварке в нижнем положении ток увеличивают до 85-100 А.
| 4
| Техника сварки неповоротного горизонтального стыка
|
| Диаметр электрода 3. Сварочный ток выбирают в зависимости от толщины металла, зазора между кромками и толщины притупления. Наклон электрода составляет 80-90 к вертикали. При сварке «углом назад» наклон обеспечивает максимальное проплавление, а «углом вперед»-минимальное.
При недостаточном проплавлении длину дуги следует держать короткой, а при нормальном проплавлении-средней.
Корневой шов лучше выполнять с минимальными размерами сварочной ванны, чтобы не было подрезов и наплывов с обратной стороны шва
| 5
| Техника сварки второго, третьего, четвертого валика
|
| 2 валик формируют так, чтобы расплавлять первый корневой шов и обе кромки трубы. Сварочный ток устанавливают в среднем диапазоне. Наклон электрода-такой же, как при сварке первого корневого шва. Сварку ведет «углом назад». Скорость выбирают такой, чтобы внешний вид валика был нормальным.
3 валик лучше выполнять на повышенных режимах. Сварку ведут под прямым углом или «углом назад». Скорость выбирают такой, чтобы валик был выпуклым, с полочкой для удержания металла ванны последующего валика. Траектория дуги должна совпадать с краем второго валика.
4 валик –горизонтальный. Его выполняют на тех же режимах, что и 3. Электрод наклоняют под углом 80-90 к вертикальной поверхности трубы. Скорость сварки поддерживают такой, чтобы расплавлялись верхняя кромка разделки, поверхность второго валика и вершина третьего валика. Внешний вид четвертого валика должен быть нормальным.
| 6
| Наложение «замкового» соединения
|
| «Замковые» соединения сваривают с плавным увеличением размера шва в начале и уменьшением на конечном участке, «набегающим» на начало шва на 20-30 мм.
Многопроходную сварку труб рекомендуется вести по спирали. Тогда получается меньше «замковых» соединений.
| 7
| Сварка горизонтальных неповоротных стыков труб
|
| Горизонтальные неповоротные стыки труб более 219 мм сваривает один сварщик обратноступенчатым способом участками длиной 200-250 мм. Четвертый и последующие слои можно сваривать вкруговую.
|
|
|
| При сварке горизонтального стыка двумя сварщиками последовательность сварки корневого шва зависит от диаметра трубы. Если диаметр менее 300 мм, то каждый сварщик заваривает участок длиной в половину окружности. В один и тот же момент сварщики должны находиться у диаметрально противоположных точек стыка.
Если диаметр труб 300 мм и более, то корневой шов сваривают обратноступенчатым способом участками по 200-250 мм.
В стыках труб диаметром до 300 мм с толщиной стенки более 40 мм первые три слоя следует сваривать обратноступенчатым способом, а последующие слои - участками, равными половине окружности.
| 8
| Зачистка
сварочного шва
| Отбить шлак, зачистить шов.
| Надеть очки для зашиты глаз, зачистить до металлического блеска.
| 9
| Контроль качества сварного шва внешним осмотром
| Проверить:
-равномерность ширины валика;
-высоту валика;
-чешуйчатость (размер чешуек 1-1,5 мм);
-незаплавленный кратер.
-отсутствие западаний между валиками;
-переход от одного валика к другому и к поверхности трубы (должен быть плавным);
-перекрытие крайними валиками кромок труб должно быть 1 - 3 мм.
| В = (2-3) dэл (ширина валика)
h = 2-3 мм. (высота усиления валика). При обнаружении на поверхности шва дефектов (трещин, скоплений пор и т.п.) дефектное место следует удалить механическим способом до «здорового» металла и при необходимости заварить вновь.
| |