№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1
| Организационный момент
| Приветствие. Проверяю, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места. Создаю ситуацию успеха. настраиваю на урок.
| Готовят рабочее место. Психологический настрой на урок.
| Л.
|
2
| Постановка цели урока
| Фронтальная беседа по обсуждению темы, целей и задач урока.
Предлагаю учащимся попробовать определить, о чем пойдет речь на уроке - тему урока. Отгадайте загадку
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт. Что вы уже знаете по данной теме?
Чтобы вы хотели узнать?
Записываю цель на доске.
Для того, чтобы справиться с целью, необходимо решить ряд задач. Найдите в предложении все глаголы:
Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце.
Определите у них грамматические признаки.
И задача нашего урока,8 класс? Коля, какое бывает число и лицо у глаголов? Определи их у глагола светит.
И задача урока, 9 класс?
| ГЛАГОЛ
Определение глагола, грамматические признаки. Какие остались признаки неизученными, это и цель урока
Научиться определять род и число у глаголов прошедшего времени Учиться изменять глаголы по лицам и числам
| П. Л. Р.
|
3
| Актуализация знаний УУД.
| Предлагаю определить значение темы. Для чего нам это надо знать?
| Чтобы определять у глаголов спряжение, род и число
| П.Р. К. Л.
|
4
| Первичное восприятие и усвоение нового теоритического учебного материала.
| 8 класс работают самостоятельно. На доске стихотворение Н.Рубцова. Списать его, у всех глаголов определить род и число.
Я хохотал,
И эхо хохотало,
И хохотала горная река,
И хохотали горные вершины,
И веселей бежали облака. 9 класс
ед.ч мн.ч.
1 лицо я пою мы поем
2 лицо ты поешь вы поете
3 лицо он поет они поют Что мы делали с глаголом?
Как?
С помощью какой части речи?
Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. Глаголы спрягаются только в настоящем и будущем времени.
Устно проспрягай глагол читать.
В тетради проспрягай глагол грустить. 8 класс. Проверяем.
Правило:
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе отвечают на вопросы...?
Во множественном числе...?
Итак, род и число глаголов прошедшего времени зависят от действующего лица: он, она, оно, они
|
Мы его изменяли
По лицам и числам
Местоимения
Что делала? (ж.р.)
Что делал? (м.р.)
Что делало? (ср.р.)
Что делали?
| П.К.
|
5
| Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
| 8 класс - упр.193. Выполнить и обменяться тетрадями, проверить друг у друга. 9 класс
Упр.164 "Четвертый лишний"
Выписать лишний глагол, у всех определить лицо и число. Коррекционное задание:
Читая через букву, получится пословица.
салеобвюомнаеввфоурногбшещйзвхыълоелтдищтэнюе ыпволйдмжаэеь
шть
Объяснить смысл пословицы, найти глаголы, определить признаки.
|
|
П.
К.
Р.
|
6
| Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
| На доске отрывок из казахской сказки "Чудесная шуба". Поставить глаголы неопределенной формы в настоящее и прошедшее время по смыслу и определить грамматические признаки по теме урока. Зима (придти) злющая, холодная. Алдар в своей дырявой шубенке (мерзнуть) каждый день. (Ехать) он раз по степи - руки, ноги (озябнуть), весь (дрожать), нос (посинеть). Ветер (свистеть), за уши (хватать).
|
| П.Р. К. Л.
|
7
| Динамическая пауза.
|
|
| Л.
|
8
| Обощение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
| Организую работу по обобщению усвоенного: предлагаю работу в парах, выполнить задания на карточках .
Соединить части словосочетаний по смыслу
Волк блеяла
Овца лает
Собака гоготал
Гусь кудахтала
Кузнечик мяукала
Кошка стрекотал
Курица выл 8 класс - определить у глаголов род и число, 9 класс - изменить глагол по лицам и числам, т.е. проспрягать Отвечаем быстро, чётко и ясно.
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Как изменяется глаголы? (по временам)
4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)
5. В прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)
6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
7. Не с глаголами пишется... (раздельно)
8. Пишется или нет в Н.Ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
9. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
10. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)
11. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
| Работают в парах. Отвечают на вопросы в карточках.
Исправление ошибок учащимися.
| Р. К. П.
|
9
| Рефлекисия деятельности
| Подвожу вместе с учащимися итоги деятельности. Фронтально. Предлагаю проверить все ли задачи урока мы выполнили. Какая задача была самой трудной? Что нового узнали? Что больше запомнилось? Достигли ли цели? Проверяю настроение учащихся в конце урока.
| Фронтально.
Самоанализ.
| П. Р. Л. К.
|
10
| Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
| Организую процедуру самооценки учебной деятельности на уроке. Предлагаю оценить итоги своей работы.
А сейчас прошу вас поставить отметку за урок классу, себе при помощи сердечек:
“5” - красное сердечко,
“4” - зелёное сердечко,
“3” - жёлтое сердечко.
Д/з: 8 класс - упр.196
9 класс - упр.166
| Осуществляют процедуру самооценки Объясняют устно свои ошибки, определяют степень успешности.
| Р. Л. П.
|